Картотека: Игры на вытеснение страхов у детей.
материал по психологии (старшая группа)

Жемчуева Татьяна Сергеевна

Подборка игр на вытеснение страхов у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vytesnenie_strahov.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека:

Игры на вытеснение страхов у детей.

 

Жемчуева Т.С

Содержание:

Игры на вытеснение страхов у детей:

№1 игра «Прятки»

№2 игра «Лохматый пёс»

№3 игра «Пятнышки»

№4 игра «Мы охотимся на льва»

№5 игра «Жмурки»

№6 игра «Кто первый»

№7 игра «Автобус»

Игры на преодоление страха темноты:

№8 игра «Потанцуйте»

№9 игра «Что в углу»

№10 игра «Страшный зверь»

№11 игра «Метод неоконченных предложений».

№12 игра «Рисование на темы»

   

 

№1. Игра "Прятки".

 На преодоление страха замкнутого пространства, одиночества, темноты, нерешительности и эмоционального напряжения. Играть можно с 1 года. Оговариваем, где нельзя прятаться. С детьми постарше можем играть в темноте, с включенным только ночником.
   


№2. Игра "Лохматый пес"

На преодоление боязни животных, внезапного воздействия, в неожиданных ситуациях, преодоление неуверенности в себе. Играть можно с 1 года. Одному из детей предлагаем роль "пса" и усаживаем его на стульчик. Остальные дети медленно подходят как можно ближе со словами:

Вот сидит лохматый пес, 
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим 
И посмотрим, что-то будет.

После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
   

№3. Игра "Пятнышки".

Служит своеобразной разминкой к последующим играм, способствует значительному уменьшению страха при внезапном неожиданном нападении, наказании со стороны родителей (поскольку пятнание как легкий удар имитирует физическое наказание), снятием накопившегося нервного напряжения. Играть можно с 2-х лет. Целесообразно заранее оговорить правила игры: двигаться по ограниченной оговоренной площадке, пятнать только хлопком по спине.
Для создания эмоциональной напряженности ведущий может подавать реплики – угрозы: "Ну, держись!", "Вот только поймаю…", "Ага, попался!" и другие. А для снятия эмоционального накала и формирования уверенности ребенка в собственных силах даем положительную оценку в виде восклицания: "Ну и ловкий!", "Никак не догнать!" и т.д.
   

 №4. Игра "Мы охотимся на льва". 

На преодоление робости, страха воздействия неожиданных ситуаций, боязни воды, животных. Играем с 2-х лет. Дети проговаривают текст, сопровождая его соответствующими движениями: 

Мы охотимся на льва. Не боимся мы его.
У нас длинное ружьё и подзорная труба.
Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ.
Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав.
Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. 
Под ней не проползти. Над ней не пролететь.
Её не обойти, а дорожка напрямик –
Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?

— Давайте его потрогаем! (дети "трогают" воображаемого льва) Да это ЛЕВ! Ой, мамочка! Ой, как страшно! Испугались мы его и побежали скорее домой:
По тропинке: шур – шур – шур.
По морю: буль – буль – буль.
По болоту: чав – чав – чав.
По полю: топ – топ – топ.

Прибежали домой. Дверь закрыли на все запоры: чик – чик. 
Ух! (на выходе) Устали. Ай да мы! Ай да молодцы! Ото
 льва убежали!
 

№5. Игра "Жмурки".

На преодоление страха замкнутого пространства, темноты, внезапного воздействия. Играть можно с 3-х лет. Водящему плотно завязываем глаза, то есть имитируем замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни, и, повернув его три раза вокруг себя, предлагаем поймать кого-то из детей. По ходу игры даем водящему сигналы в каком направлении ему лучше двигаться. При поимке кого-либо из детей ведущий должен на ощупь опознать кто это. 
Игра в "Пятнышки" отмирает только в подростковом возрасте, а "Жмурки" и "Прятки" - в младшем школьном возрасте. Эти игры являются прелюдией к соревновательным играм "Кто первый", "Быстрые ответы" и др.
     

№6. Игра "Кто первый".

На снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения. Играем с 2-х лет. С 4-х лет в игру вводим усложнения.
В середине комнаты ставим 2 
стула, между ними - проход для одного человека. Дети становятся на четвереньки и по сигналу должны доползти до стульев, проползти между ними и обогнув один из стульев вернуться на стартовую линию. Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться, учитывая возраст играющих. Кто первый доберется при этом на стартовую площадку, тот - победил. Усложнение: ползти после слов "гусеница", а не "крокодил", "змея". Затем, с 6 лет, после слов "гусеница", "крокодил" или же после хлопка, а не удара в бубен и т.д.
     


 

№7. Игра "Автобус".

На преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте, на согласованность своих движений с движениями товарищей.
Держась руками друг за друга, дети образуют каркас автобуса с водителем впереди. "Автобус" забирает на "остановках" "пассажиров" в единственную, да еще плохо работающую "дверь" - все должны потесниться и во время "движения" автобуса ритмично двигаться все вместе.
     


№8 «Потанцуйте»

Потанцуйте с детьми в полутёмной комнате с приоткрытой дверью или в свете луча фильмоскопа, настольной лампы, фонарика двигаясь под музыку и без неё; под медленные и быстрые мелодии; под музыку, прерываемую короткими моментами тишины; при неподвижном источнике света (лежит на полу) и при подвижном освещении (отвожу источник освещения в сторону от детей) и т.д..
   


 

№9. Игра "Что в углу?".

 Выключаем свет и под слова стихотворения А.Л.Кушнир "Что в углу?"определяем, что висит в углу:Что виднеется в углу?
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое, 
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит, 
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдагон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это – дедушкин (нянечкин) халат!
Произнося текст стихотворения, дети стараются изобразить и пережить все чувства и эмоции, о которых говорится в стихотворении
.

     

 №10. Игра "Страшный зверь". 

Играем с 4-х лет.
Выбираем кошку, храброго (предпочтительно из тех детей, кто боится темноты) и трусливого мальчика и в полутёмной комнате обыгрываем стихотворение В.Семерина "Страшный зверь":
Прямо в комнатную дверь 
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся
У него горят зрачки –
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится, 
Шерсть на нем лоснится…
Может это львица?
Может быть волчица?
Глупый мальчик крикнул:

  • Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

  • Брысь!

№11. Метод неоконченных предложений.

Используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности ребенка:
Когда я думаю о детском саде (школе) …
Когда я иду в детский сад (школу, лес)…
Когда воспитатель задает вопрос, я…
Когда я получаю плохую оценку своей работы (поступка) …
Когда я отвечаю у доски …
В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка, которые так важно знать воспитателю
.
     


№12.Рисование на темы.

"В детском саду", "В школе", "На улице", "Во дворе", "Семья", "Мой страх", "Что мне снилось страшное" или "Чего я боюсь ночью", "Чего я боюсь днем", "Что было со мной самое плохое или самое хорошее". Тема "Кем я хочу стать" - предлагается после прорисовки всех выше названных тем способствует повышению уверенности детей в своих силах и вносит в настроение детей оптимистическую струю.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках детей страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка и способствует его эмоциональному благополучию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА ВЫТЕСНЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

рЕКОМЕНЛУЕМЫЕ ИГРЫ НА ВЫТЕСНЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ,....

Игры на вытеснение страхов у детей

Игры на вытеснение страхов у детей...

Картотека Игры на развитие сенсорных способностей детей младшего возраста.

Цель данных игр: развитие сенсорных способностей детей (представлений о цвете, форме, величине)....

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".

Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....

Исследовательская работа на тему: «Влияние сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет»

Цель исследования: выявление педагогических условий влияния сюжетно-ролевой игры на преодоление страха у детей 7 лет.Задачи исследования:Теоретически обосновать проблему преодоления страха у детей 7 л...