Родителям в помощь
статья по психологии

Косарева Яна Александровна

Кто такой психолог, что такое коммуникативные игры и как помочь тревожному ребенку? В этой статье я расскажу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль педагога-психолога в детском саду

   Педагог-психолог в детском саду - это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

   Основная задача педагога-психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами детского сада помочь ребенку справиться с ними еще до школы.

   Педагог-психолог сопровождает детей в период адаптации. В течение года изучает отношения в детском коллективе и совместно с воспитателем планирует работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

   Педагог-психолог консультирует родителей о психическом и эмоциональном состоянии ребёнка. Родители и сами, могут прийти на прием к психологу, если их интересует:

- адаптация ребенка к детскому саду,

- уровень развития психических процессов,

- эмоциональное состояние малыша,

- его самооценка,

- положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с

- положение, которое он занимает в группе среди сверстников (почему, например, все стремятся с ним дружить, или наоборот),

- отношение ребенка к воспитателям,

- уровень его тревожности или агрессии, и т.д.

   Педагог-психолог помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Он работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит диагностику, беседует о жизненной ситуации, структуре семьи, методах и способах воспитания и образования детей. В процессе общения педагог-психолог помогает родителю (или ребенку) осознать проблему, понять ее причины и найти решение.

Тревожный  ребенок, что делать?

Здоровый и веселый. Эти два понятия всегда стоят рядом. Здоровье кажется неполным, если ему не сопутствует бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, а присутствует ощущение опасности, тревога.

   Причины детской тревоги разные. Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях, которые перенесла мать во время беременности. Будет ли проявление тревоги кратковременным или затянется надолго, станет она ярко выраженной или незначительной, наконец, самое главное, вырастет ли из тревожного ребенка спокойный взрослый человек – это зависит от условий жизни, правильного поведения окружающих взрослых, родителей.

   Даже маленького ребенка не всегда удается оградить от неприятных впечатлений, переживаний. Тревожные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию тревоги. Тревога угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу, и нередко делает беспомощным. Ребенок боится оставаться один в комнате, боится новой обстановки, незнакомых взрослых и детей.

   Тревожные дети бывают то слишком веселы, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Они могут быть замкнутыми, обидчивыми, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в детский сад, школу. Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный. Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у тревожного ребенка они длительны  и значительно выражены.

   Самый тонкий показатель состояния нервной системы – сон. Тревожные дети засыпают с трудом, сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные сновидения.

 Что же сделать, чтобы ребенок был спокойным? Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке спокойствие, радость, умел извлекать интересное из повседневного; все, что он делает, делать с удовольствием.

   Разделять радость ребенка, даже если, с вашей точки зрения, он радуется пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле. Обращайте внимание на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. А ведь бывает, что ребенок не слышит ничего, кроме «Не лезь – упадешь», «Не трогай – будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают "Страшным волком", «Дедом с мешком» и т. д.

   Тон разговора с ребенком должен быть всегда ровным, спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу. Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.

   Психологами доказано, что 8-10 объятий родителями ежедневно помогают чувствовать ребенку себя гораздо счастливее, спокойнее, быстрее и безболезненно преодолевать трудности и тревоги жизни, становится более ответственными. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся инициативными и в целом оптимистически настроенными. И с большим удовольствием переходят на следующую ступень познания окружающего мира.

   Помните всегда: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит родитель, а то, что он делает. Если дети чувствуют поддержку, они становятся более уверенными, активно принимают участие в самых разных домашних и общественных делах.

   Повышайте самоуважение ребенка. Постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор,

узнать, что его беспокоит, как и почему возникло у него чувство тревоги. Если дети чувствуют себя в безопасности, они учатся доверять, быстрее находят такие формы поведения, которые помогают им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки.

   Если вы все же, не справляетесь с ситуацией самостоятельно – обратитесь  к специалисту.

Коммуникативные игры

 Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного обучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию, несомненно, приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. В данном случае среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться. 

   Что же такое коммуникативные игры? Это игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разных жизненных ситуациях.

   В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке или использовать как минутки отдыха после занятий.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

   Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ПАРОВОЗИК»

 Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «КЕНГУРУ И КЕНГУРЕНОК»

   В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок - «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ДЕРЖИ МЯЧ»

   В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре. Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч. Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется - мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая - отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить

прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

   Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «КОМПЛИМЕНТЫ»

   Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЕНКА»

   Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игроки делятся на две команды. В одной команде - родители, в другой - их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь.  Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Аня!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал - то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ХРОМАЯ УТОЧКА»

   Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают,

гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ИЩУ ДРУГА»

   В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки. Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «Я ХОЧУ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ»

   Эта игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей. Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку.  И сам становится водящим в игре.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ДОРИСУЙ РИСУНОК»

   Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

  полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.

   Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.

   Помимо игр, в домашнем обучении используются игровые упражнения, которые будут полезны семьям, воспитывающим одного ребенка:

  • «От улыбки станет всем светлей: порадуй домашних самой красивой улыбкой, какую ты только можешь показать».
  • «Как правильно поступить, если тебе хочется попасть в интересную игру, в которую играют другие дети».
  • «Какой подарок своему другу ты найдешь в волшебном магазине».
  • «Постарайся рассмешить царевну Несмеяну».

 Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал для родителей "В помощь родителям"

Данный материал освежит знания родителей о звуках и буквах русского языка; в доступной форме познакомит со схемами "Место звука в слове", "Разбор слова по звукам"; поможет при выполнении упражнений с ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

quot;ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ"           Двигательная активность детей дошкольного возраста является естественной биологической потребнос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

Наши маленькие исследователиИгры-занятия для детей от 2 до 3 лет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!! В помощь родителям!

Дидактическая игра «Раз, два, три, кукле помоги» Методика проведения и модификация игрыОписание работы: Данная игра предназначена для детей 2-3 лет. Эта игра охватывает сенсорное развитие, и акти...

Презентация " Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей"

Ян Амос Коменский был основоположником педагогики  нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы....