Развитие зрительного внимания у дошкольников с ОВЗ в домашних условиях
консультация по психологии

Внимание – это сосредоточенность, направленность человека на конкретные предметы или  явления,  при отвлеченности всего остального. Именно эта сосредоточенность является одним из основных условий успешного обучения ребенка.

Различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание – это направленность на предмет или явление  и в силу каких-то его особенностей (например, яркий цвет,  новизна, интересная форма и т.д.)

Произвольное внимание - это способность волевым усилием удерживать внимание на текущей деятельности или задании. Произвольное внимание нужно  развивать и можно натренировать.

У детей, посещающих наш детский сад  внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, неумением произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметным снижением работоспособности, снижением познавательной активности, другими словами,  ребенок не способен сосредоточиться на задании, отвлекается на посторонние предметы, крутит головой, смотрит в окно, начинает разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами.

Игра «Парочки» -  перед ребенком раскладываются  парные картинки лицевой стороной.

Вариант игры:

·      «Найди две одинаковых картинки»

·     «Кто первый» родитель  играет с ребенком.

Игра «Лото» -

Игра «Найди картинку»  -  перед ребенком раскладываются картинки (количество картинок равное возрасту +1, можно разложить и игрушки.

Варианты игры:

·  «Найди картинку»  ( по словесной инструкции или по зрительной опоре)

·   «Чего не стало»

·  «Что изменилось»

Игра «Жарко - холодно» - родитель показывает предмет, просит ребенка закрыть глаза и убирает предмет на видное место. Просит ребенка найти предмет.

Как варианты игр «Лабиринты», «Найди отличия», «Путаница», «Найди предмет»

Игра «Выложи по порядку»

Для развития произвольного внимания существуют специальные тренажеры, которые называются корректурные пробы. Мы часто используем их в работе.

Задания детям предлагаются от простого к сложному.  Ежедневные посильные тренировки по 5-10 минут на протяжении 2-4 месяцев помогут вашему ребенку стать более усидчивыми, сконцентрированными , меньше совершать ошибок и лучше подготовиться к школе.

«Спрячь предмет» - ребенку дается задание «спрятать»  -  закрыть  фишкой определенный предмет на картинке.

Более усложненный вариант – закрыть фишкой одного цвета одни предметы, фишкой другого цвета – другие предметы.

Также вместо фишек можно раскрашивать, зачеркивать, обводить, подчеркивать.

Для детей старшего возраста можно использовать цифры и буквы.

«Проставь значки или дорисуй» -  ребенку предлагается картинка, на которой нужно проставить определенные значки на фигурах либо дорисовать фигурки.

«Повтори узор» - ребенку предлагается картинка  с определенным узором, который нужно повторить в пустых клетках.

 «Графический диктант» -  ребенку предлагается перерисовать рисунок по клеткам.

Таким образом, одна из главных задач дошкольного возраста -  развитие произвольного  (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой, необходимы для успешного обучения в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительного внимания у дошкольников с ОВЗ в домашних условиях

Внимание – это сосредоточенность, направленность человека на конкретные предметы или  явления,  при отвлеченности всего остального. Именно эта сосредоточенность является одним из основных условий успешного обучения ребенка.

Различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное внимание – это направленность на предмет или явление  и в силу каких-то его особенностей (например, яркий цвет,  новизна, интересная форма и т.д.)

Произвольное внимание - это способность волевым усилием удерживать внимание на текущей деятельности или задании. Произвольное внимание нужно  развивать и можно натренировать.

У детей, посещающих наш детский сад  внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, неумением произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметным снижением работоспособности, снижением познавательной активности, другими словами,  ребенок не способен сосредоточиться на задании, отвлекается на посторонние предметы, крутит головой, смотрит в окно, начинает разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами.

Игра «Парочки» -  перед ребенком раскладываются  парные картинки лицевой стороной.

Вариант игры:

·      «Найди две одинаковых картинки»

·     «Кто первый» родитель  играет с ребенком.

Игра «Лото» -

Игра «Найди картинку»  -  перед ребенком раскладываются картинки (количество картинок равное возрасту +1, можно разложить и игрушки.

Варианты игры:

·  «Найди картинку»  ( по словесной инструкции или по зрительной опоре)

·   «Чего не стало»

·  «Что изменилось»

Игра «Жарко - холодно» - родитель показывает предмет, просит ребенка закрыть глаза и убирает предмет на видное место. Просит ребенка найти предмет.

Как варианты игр «Лабиринты», «Найди отличия», «Путаница», «Найди предмет»

Игра «Выложи по порядку»

Для развития произвольного внимания существуют специальные тренажеры, которые называются корректурные пробы. Мы часто используем их в работе.

Задания детям предлагаются от простого к сложному.  Ежедневные посильные тренировки по 5-10 минут на протяжении 2-4 месяцев помогут вашему ребенку стать более усидчивыми, сконцентрированными , меньше совершать ошибок и лучше подготовиться к школе.

«Спрячь предмет» - ребенку дается задание «спрятать»  -  закрыть  фишкой определенный предмет на картинке.

Более усложненный вариант – закрыть фишкой одного цвета одни предметы, фишкой другого цвета – другие предметы.

Также вместо фишек можно раскрашивать, зачеркивать, обводить, подчеркивать.

Для детей старшего возраста можно использовать цифры и буквы.

«Проставь значки или дорисуй» -  ребенку предлагается картинка, на которой нужно проставить определенные значки на фигурах либо дорисовать фигурки.

«Повтори узор» - ребенку предлагается картинка  с определенным узором, который нужно повторить в пустых клетках.

 «Графический диктант» -  ребенку предлагается перерисовать рисунок по клеткам.

Таким образом, одна из главных задач дошкольного возраста -  развитие произвольного  (волевого) внимания. Способность концентрироваться на задаче, переключаться с одного вида деятельности на другой, необходимы для успешного обучения в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие зрительного внимания у дошкольников"

В консультации для родителей рассказано о важности развития зрительного внимания. В ней представлены игры и упражнения для развития зрительного внимания дошкольников 3-5 лет, которые можно использоват...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

Развитие зрительного внимания и памяти у дошкольников с помощью игр- занятий

В статье  рассматривается развитие зрительного внимания и памяти у дошкольников с помощью игр- занятий...

Условия влияния дидактических игр на развитие произвольного внимания старших дошкольников

В статье описаны особенности развития внимания старших дошкольников, определена сущность дидактической игры, выделены наиболее значимые составляющие (компоненты)....

«Развитие слухового и зрительного внимания у дошкольников с ОНР»

Полноценная речь - необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоци...

Игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса

Предлагаются игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса для использования на логопедических занятиях....

«Развитие зрительного внимания у дошкольников»

Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился. Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Но многие дети, имеют отклонения в...