Игровой тренинг для воспитателей ДОУ «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»
учебно-методический материал по психологии

Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для воспитателей ДОУ

 «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»

Цель: воспитание гуманного отношения к детям с ограниченными возможностями.

Задачи:

- содействовать формированию нравственных установок по отношению к детям с ограниченными возможностями,

- повышать эмпатийность к «нетипичным» детям через «проживание» подобного опыта,

- познакомить с понятием «толерантность» и его «плодами», ввести его в словарный запас,

- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.

Реквизиты:

ватман, маркер (яркого цвета), листы А3, цветные карандаши – 2 упаковки, веревочки 30 см – 20 шт, список клиентов на операцию для упражнения «Пересадка сердца», шаблон дерева и «плоды» для упражнения «Чудо-дерево», ручки – 20 шт, листы А7 – 20 шт.

  1. Приветствие

Время: 5 минут

Добрый день, уважаемые коллеги!

В связи с декадой инвалидов, мы много слышим и говорим о таких понятиях как толерантность, терпимость, уважение, особые дети, дети с ОВЗ и т.д. И мне хотелось бы прежде рассказать вам одну притчу.

Притча «Я – инвалид. Как мне быть?»

Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.

- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?

- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.

- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.

- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.

- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!

Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.

Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.

Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:

- Вот, возьмите, это ваши деньги!

- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.

- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.

Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:

- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.

Обсуждение: О чем эта притча?

Итог: Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.

  1. Мозговой штурм «Что такое толерантность?»

Время: 5 минут

Реквизиты: ватман, яркий маркер

Содержание: Еще в 18 в. понятие толерантности было достаточно новым. На сегодняшний день это вполне известное понятие, однако, имеет не однозначную трактовку.

Уважаемые коллеги, подумайте и озвучьте ваше понимание определения «толерантность». Какой смысл вы вкладываете в данное понятие?

*Выслушиваем и записываем на ватман определения участников.

Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении к другим, сострадание, терпение.

  1. Упражнение «Чудо-дерево»

Время: 7 минут

Реквизиты: 2 шаблона дерева, чистые «листочки-плоды» толерантности

Содержание: Наверняка всем с детства знакомо стихотворение К.И.Чуковского «Чудо-дерево».

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

На этом дереве росло много всякой всячины. А мы с вами вырастим дерево, на котором будут расти «плоды» толерантности.

А выращивать плоды мы будем с вами по подгруппам.

*Считаемся на первый-второй, первая команда садится с левой стороны, вторая – с правой стороны.

На плодах, которые я вам сейчас раздам, необходимо будет написать критерии, качества толерантности.

*Направить участников на следующие критерии:

- равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе),

- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.),

- свобода вероисповедания, если оно не ущемляет права и возможности других членов общества,

- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,

- дух партнерства,

- готовность мириться с чужим мнением,

- уважение прав других,

- принятие другого таким, какой он есть,

- способность поставить себя на место других,

- отказ от причинения вреда другим группам.

Вот мы и вырастили с вами роскошное «Чудо-дерево» толерантности.

  1. Эмблема «Толерантность»

Время: 5-7 минут

Реквизиты: листы А3 – 2 шт, цветные карандаши – 2 упаковки

Содержание: Мы сейчас много проговорили о понятии «толерантность», о ее качествах и критериях. Вам нужно в подгруппах обсудить и изобразить понятие «толерантность» в виде эмблемы, далее презентовать всем вашу групповую эмблему. По завершении работы поднимите, пожалуйста, руки.

Обсуждение: Казалось бы, такое обширное понятие, но как вам креативно удалось изобразить «толерантность» в одной эмблеме, включив все его качества.

  1. Групповая дискуссия

Время: 7-10 минут

Реквизиты: -

Содержание:

Уважаемые участники, скажите, пожалуйста:

- Кто такие люди-инвалиды?

- Обращаете ли вы внимание на то, как другие люди ведут себя, когда видят инвалидов на улице?

- Отличается ли поведение взрослых-инвалидов от детей-инвалидов? Чем? Как?

- Часто ли вы встречаете детей с ОВЗ?

- Есть ли в ваших группах дети с ОВЗ? Чем они отличаются от нормально-развивающихся детей?

- Как важно вести себя с такими детьми в группе?

- Как вы думаете, что чувствуют дети-инвалиды, когда на них обращают внимание? Когда не обращают внимание?

  1. Упражнение «Поводырь-слепец»

Цель: предоставить возможность участникам пережить опыт зрительной депривации, формирование доверия в группе

Время: 5-6 минут

Реквизиты: завязки для глаз – 10 штук

Содержание: Сейчас мы с вами немного поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что чувствует человек, лишенный способности видеть. Формируются пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой – «Поводырь». Он водит «слепца», стараясь избегать препятствий. (2 минуты – одна роль, далее меняются ролями и снова 2 минуты).

Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?

Итог: Насколько все-таки важно поддерживать окружающих и доверять друг другу!

  1. Психотехническая игра «Связанные руки»

Цель: создать возможность пережить ограничение движение рук

Время: 7 минут

Реквизиты: веревочки 30 см – 20 штук, 2 модуля (с застежками, замками, пуговицами и т.д.), две маленькие бутылки с водой, 2 стакана, листы А4 – 20 штук, цветные карандаши на каждого участника

Содержание: Снова рассаживаемся по подгруппам. В данной игре вам будет предоставлена возможность пережить то, что чувствует человек, имеющий ограничения движения рук (среди детей с ОВЗ это частое явление). Сейчас я вам каждому свяжу руки, и именно в таком положении вам нужно будет выполнять задания. Участникам связываются руки, а затем их просят:

- застегнуть-расстегнуть пуговицы на модуле,

- открыть бутылку и налить воду в стакан,

- нарисовать цветок.

Обсуждение: Какие чувства вызывает эта игра?

Итог: Имея подобных детей в группе, теперь вы имеете представление, как им сложно и насколько они нуждаются в вашей помощи и, конечно же, терпении.

  1. Упражнение «Пересадка сердца»

Цель: умение работать в команде, высказывать свою точку зрения

Время: 13-15 минут

Реквизиты: -

Содержание:

Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут, чтобы принять решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Список кандидатов на операцию:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка с ОВЗ, 5 лет, задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от  рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, танцовщица.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болеет диабетом.

Обсуждение:

- Легко ли было принимать решение?

- Что повлияло на принятие решения?

- В чем вы видите смысл упражнения?

Итог:

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям – агрессивным и спокойным, с ОВЗ и нормально-развивающимся, общительным и замкнутым.

  1. Рефлексия

Самое большое счастье для родителей – когда здоров ребенок. К сожалению, так бывает не всегда. И как приговор звучит заключение врачей: «Ваш ребенок - инвалид».

Рождения больного ребенка не ждет никто. Беда приходит неожиданно. Окружающие люди не всегда знают, как вести себя, если видишь на улице семью с ребенком-инвалидом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового сеанса по теме: "Встреча друзей" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Способствовать осознанию ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения; способствовать снятию психоэмоционального ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "

Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....

игровой тренинг для воспитателей ДОУ "Толерантность к детям с ограниченными возможностями"

Конспект проведения игрового тренинга с воспитателя детского сада...

"Игровые технологии – средство всестороннего развития личности для детей с ограниченными возможностями".

Для повышения познавательной активности детей, используем игровые технологии....

Игровая программа «День государственного флага России» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игровая программа «День государственного флага России» для детей с ограниченными возможностями здоровья.Цель: Формировать у дошкольников нравственно – патриотические чувства, любовь ...

Тренинг для педагогов «Толерантность к детям с ограниченными возможностями»

Толерантность – способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения; готовность и способность без протеста воспринимать...