Статья "АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ"
статья по психологии
Одним из высокоэффективных способов для работы с детьми с ОВЗ является АРТ-терапия. С её помощью можно решить много проблемных моментов. Плюсы АРТ-терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами в том, что можно найти именно то занятие, которое точно заинтересует ребёнка, это особенно важно для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, проблемами с коммуникацией, адаптацией, тревожных и агрессивных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_art-terapiya_dlya_detey_invalidov_i_detey_s_ovz.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сафонова Мария Викторовна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Паровозик»
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании…
Добрые чувства, эмоциональная культура – это сосредоточение человечности.
Если добрые чувства не воспитывать в детстве, их никогда не воспитать.
В.А. Сухомлинский
Из книги «Сердце отдаю детям».
Одним из высокоэффективных способов для работы с детьми с ОВЗ является АРТ-терапия. С её помощью можно решить много проблемных моментов. Плюсы АРТ-терапии в работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами в том, что можно найти именно то занятие, которое точно заинтересует ребёнка, это особенно важно для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, проблемами с коммуникацией, адаптацией, тревожных и агрессивных детей.
Одной из главных целей АРТ-терапевтической практики для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов является создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка и его психического здоровья. АРТ-терапия это методика, которая считается эффективной и щадящей, в плане подготовки ребёнка к различным возрастным кризисам, и способствует преодолению их последствий.
Задачами АРТ-терапии являются: создание условий для для формирования положительного эмоционального фона и нормализации психического здоровья, развитие высших психических функций , мелкой моторики, формирование навыков коммуникации, преодоление страхов и фобий, тревожности и замкнутости.
АРТ-терапия имеет много видов, такие как:
- Музыкотерапия – это использование музыки в качестве коррекции эмоциональных и психоэмоциональных отклонений, страхов, психосоматических и соматических заболеваний, для коррекции речевых нарушений, при отклонениях в поведении. Музыкотерапия является эффективной при коррекциях связанных с нарушениями в коммуникации, нарушениями эмоционально-волевой сферы. Хорошо подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как имеет психотерапевтический эффект, осуществляется коррекция отклонений психоэмоционального состояния и личностного развития.
- Сказкотерапия - это не только чтение сказок, а так же рисование сказки, сочинение собственной сказки «Собственный сценарий», изготовление кукол, постановка сказки, а так же сказкотерапевтическая диагностика. С помощью сказкотерапии можно помочь тревожным детям, так же это хорошая помощь в борьбе со страхами, снижается уровень детской агрессивности и конфликтности, она помогает детям с ОВЗ понять самих себя, помогает недостатки превратить в достоинства, и уменьшается число психосоматических заболеваний.
- Изотерапия – это «терапия искусством», в основном это рисование, но помимо рисования изотерапия включает в себя такое изобразительное творчество, как: лепка, коллаж, аппликация. Изотерапия является одним из самых эффективных инструментов в работе психолога с детьми ОВЗ, она даёт возможность ребёнку самовыражаться, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение, развивается гибкость мышления, мелкая моторика, усидчивость, саморегуляция. С помощью изо-терапии повышается эмоционально-положительный фон, который важен для развития ребёнка.
- Песочная терапия – это так называемый метод песочной игры, игры с песком. Песочная терапия незаменима в работе психолога, она помогает исследовать у детей бессознательные процессы, так как песочные картины, которые создаёт ребёнок, образы в этой картине отражают внутреннее состояние, настроение, мысли. Дети с ОВЗ и нормотипичные дети часто не могут описать то, что их беспокоит в отличие от взрослых и игры с песком помогают психологу понять чувства, эмоции ребёнка, увидеть то, чем он обеспокоен. Так же песок помогает развивать мелкую моторику, укрепляет нервную систему, развивает усидчивость, гармонизирует эмоциональное состояние.
- Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с помощью игр, спектр данной терапии очень широк, так как игра это одно из главных составляющих для развития ребёнка. Игра помогает детям сформировать представления о жизненно-важных действиях, ценностях и поступках. Она повышает самооценку, повышает уровень коммуникативных навыков, помогает социализироваться, формирует произвольное поведение ребёнка. Главная цель игротерапии для детей инвалидов и детей с ОВЗ – это дать ребёнку возможность быть самим собой, помочь адаптироваться и социализироваться.
- Куклотерапия – данный метод заключается в коррекции поведения с помощью кукол. Данный метод помогает детям, которые имеют болезненные переживания укрепить их психическое здоровье, адаптироваться в обществе. С помощью куклотерапии развивается самосознание и разрешаются конфликты. Плюс этого метода в том, что ребёнок может сам выбрать себе любого персонажа и с участием этого персонажа разыгрывается сцена, которая связана с травмирующей ситуацией. Кукол можно использовать любых, марионеток, плоскостных, верёвочных, ростовых, теневых кукол, пальчиковых и др. Можно даже помочь ребёнку придумать свою куклу и сделать её. Играя с куклами дети проецируют и транслируют окружающую их действительность, взаимоотношения с другими людьми, свои чувства.
Методов АРТ-терапии ещё очень много, и для работы с детьми инвалидами и детьми ОВЗ можно найти подходящий именно для каждого ребёнка индивидуально, чтобы понять его эмоциональное состояние, что чувствует, о чём переживает.
Занятие АРТ-терапией в дошкольных образовательных учреждениях дают свободу внутреннему пространству ребёнка с ОВЗ и ребёнка инвалида для развития его личности. Очень важно дать детям свободу выбора в начале занятий.
АРТ-терапия не имеет ограничений в использовании и в этом её преимущество перед другими методами.
Список литературы:
- АРТ-терапия – новые горизонты / Под.ред. А.И. Копытина. – М. : Когито-Центр,2006. – 336 с.
- Тайный мир рисунка: Перевод с англ. —СПб.: Деметра, 2003. — 176 с: ил.
- Практикум по АРТ-терапии / Под ред. А.И. Копытина. – СПб. : Питер, 2001. – 448 с: ил – (Серия «Практикум по психологии»).
- Арт-терапия в работе с детьм: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с, илл.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб. : Речь, 2003. – 256 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / - СПб. : Речь, 2000. – 310 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Данные рекомендации помогут родителям в воспитании детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
Дети- инвалиды и дети с ОВЗ
Этот мир один для всех!!!...
Рабочая программа (учебный план) для детей первой младшей группы, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской дятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая прог...
Рабочая программа (учебный план) для детей второй младшей группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательный областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая прогр...
Рабочая программа (учебный план) для детей средней группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...
Рабочая программа (учебный план) для детей подготовительной к школе группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...
Статья. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.
В статье проводится анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы, обозначены проблемы семей, воспитывающих детей инвалидов, затронуты особенности этих семей....