Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка.
консультация по психологии

Денисова Елена Вячеславовна

Консультация для родителей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка.

Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребёнка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая даёт чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

                Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

                Почему же семья так важна для развития ребёнка?

  1. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
  2. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определённым способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребёнка.
  3. Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
  4. Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.

Основные типы детско-родительских отношений

Авторитарный тип. В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • - ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
  • - у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
  • - ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.

В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:

  •  при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто  ценой потери отношений со своей семьёй;
  •  вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: религиозной секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;
  •  став взрослым, либо сам приобретёт весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Гиперопекающий тип. Ребёнок в такой семье является центром, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
  •  родители ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
  •  до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.

В дальнейшем это может привести к тому, что:

  •  ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
  • ребёнок станет инфантильно-потребительски относится к миру;
  • ребёнок будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
  • ребёнку будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.

Гипоопекающий тип. Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
  • ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.

        Однако в дальнейшем:

  • отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
  • отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.

Демократический тип. Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил  и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.

При таком стиле детско-родительских отношений:

  • жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
  • отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет родительского авторитета априори;
  • родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему приходится осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.

                В дальнейшем ребёнок:

  •  вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
  •  осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
  •  приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, способность справляться со многими жизненными сложностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...

Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...

«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»

Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...

Консультация "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка"

Консультация для родителей о роли и значении  семьи в жизни и  воспитании ребенка....

Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка".

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка....

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как дума...

Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка»

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает...