Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка.
консультация по психологии
Консультация для родителей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semeynyh_vzaimootnosheniy_na_psihicheskoe_razvitie_rebyonka.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка.
Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребёнка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая даёт чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Почему же семья так важна для развития ребёнка?
- Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
- Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определённым способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребёнка.
- Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
- Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.
Основные типы детско-родительских отношений
Авторитарный тип. В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребёнка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско-родительских отношений:
- - ребёнок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
- - у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребёнка;
- - ребёнок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребёнок:
- при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жёсткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей семьёй;
- вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: религиозной секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;
- став взрослым, либо сам приобретёт весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Гиперопекающий тип. Ребёнок в такой семье является центром, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребёнок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живёт в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительских отношений:
- у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребёнка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
- родители ощущают себя «сделавшими всё для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребёнок ощущает себя защищённым.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
- ребёнок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
- ребёнок станет инфантильно-потребительски относится к миру;
- ребёнок будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадёт;
- ребёнку будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии всё же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип. Родители мало интересуются ребёнком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребёнка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребёнок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительских отношений:
- родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребёнка;
- ребёнок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребёнка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребёнка нет твёрдой опоры, чувства защищённости.
Демократический тип. Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определённых традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребёнок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает тёплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительских отношений:
- жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребёнком;
- отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет родительского авторитета априори;
- родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему приходится осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребёнку за его собственную жизнь.
В дальнейшем ребёнок:
- вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
- осознаёт свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, способность справляться со многими жизненными сложностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...
Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...
«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образова...
Консультация "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка"
Консультация для родителей о роли и значении семьи в жизни и воспитании ребенка....
Консультация для родителей "Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка".
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка....
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как дума...
Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка»
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает...