Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка»
консультация (средняя группа)

         Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несёт в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьёй. Всё это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semeynogo_vospitaniya.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние семейного воспитания 
на психическое развитие ребёнка»

         Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несёт в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьёй. Всё это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
      На данной возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
      Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.
      Стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребёнка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребёнка.
      Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребёнка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
      Мотивационная сфера ребёнка активно развивается в дошкольные годы. Если трёхлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдаёт себе ясного отчёта, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребёнка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребёнка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
      Обобщая вышесказанное можно определить условия становления психологического здоровья ребёнка.

  • Во-первых, содействие формированию активности ребёнка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции.
  • Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространённое мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.
  • В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребёнка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
  • В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребёнка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определённые ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.

         В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов. И еще раз подчеркнём, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».

Игрушка - неизменный спутник ребёнка с самого рождения, как игрушка влияет на психическое развитие ребёнка....

«Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка»

Статья на тему: «Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка»Автор: Сергеева М.А. - воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Василеостровского района Санкт-ПетербургаСанкт-Петербург, 2021....

"Влияние семейного воспитание на развитие ребёнка"

Подготовила:Педагог-психологМАДОУ "Буратино"Зязева Ксения Владимировна...

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.Особенностью семейного воспитания являет...

Консультация :"ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА" .07.05.2023

Семейное воспитание как важнейший фактор развития личности ребёнка....