Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка»
консультация (средняя группа)
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несёт в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьёй. Всё это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_semeynogo_vospitaniya.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние семейного воспитания
на психическое развитие ребёнка»
Семья оказывает решающее влияние на формирование личности и психическое развитие ребёнка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сёстрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несёт в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьёй. Всё это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее, такие как самооценка и др.
На данной возрастной ступени ребёнок приобретает не только общие для всех детей черты личности, но и свои индивидуальные особенности психики и поведения, позволяющие ему быть неповторимой личностью с собственными интересами, стремлениями, способностями. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры объекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, формируя его, как личность и психологическую готовность к дальнейшей жизни.
Существует ряд факторов, которые влияют на стиль семейного воспитания: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказа до поощрений); степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения.
Стиль детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих самооценку ребёнка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребёнка.
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребёнка, его деятельности, возрастания к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру людей.
Мотивационная сфера ребёнка активно развивается в дошкольные годы. Если трёхлетний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных переживаний, желаний и, совершая тот или иной поступок, не отдаёт себе ясного отчёта, зачем и почему он его совершает, то действия старшего дошкольника более осознанны. На протяжении дошкольного возраста у ребёнка появляются такие мотивы, каких не было в раннем детстве. Существенное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие побуждения, как интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интересы к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др.), установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, детском саду. Это делает ребёнка, особенно к концу дошкольного возраста, весьма чувствительным к оценкам родителей и педагогов. Мотивом деятельности дошкольников нередко выступают и стремление завоевать «благосклонность», симпатию сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе, и самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить). Поведение детей нередко определяется и познавательными, созидательными, нравственными мотивами (особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Обобщая вышесказанное можно определить условия становления психологического здоровья ребёнка.
- Во-первых, содействие формированию активности ребёнка, которая в первую очередь необходима для саморегуляции.
- Во-вторых, одним из важнейших условий становления психологического здоровья детей является наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Таким образом, широко распространённое мнение о необходимости полного эмоционального комфорта является абсолютно неверным.
- В-третьих, необходима всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребёнка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
- В-четвертых, чрезвычайно важно наличие ценностной среды в развитии ребёнка, когда он получает возможность видеть вокруг себя идеалы, определённые ценностные устремления взрослых и соответственно определять собственные ценностные приоритеты.
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов. И еще раз подчеркнём, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка».
Игрушка - неизменный спутник ребёнка с самого рождения, как игрушка влияет на психическое развитие ребёнка....
«Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка»
Статья на тему: «Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка»Автор: Сергеева М.А. - воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Василеостровского района Санкт-ПетербургаСанкт-Петербург, 2021....
"Влияние семейного воспитание на развитие ребёнка"
Подготовила:Педагог-психологМАДОУ "Буратино"Зязева Ксения Владимировна...
Влияние семейного воспитания на развитие личности ребёнка.
Семейное воспитание...
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.Особенностью семейного воспитания являет...
"Влияние семейного воспитания на развитие ребёнка"
Консультация...
Консультация :"ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА" .07.05.2023
Семейное воспитание как важнейший фактор развития личности ребёнка....