30.08.2022. Снятие психологического напряжения педагогов посредством проведения мастер-классов.
статья по психологии
Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми: обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов - это основа их совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gurina.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Снятие психологического напряжения педагогов посредством проведения мастер-классов.
Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми: обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов - это основа их совместной деятельности.
Воспитатель понимает, что педагог-психолог — это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.
Педагогическая профессия требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. Психологическое состояние человека, проявляющееся в его излишней психологической напряженности во время разговоров с людьми или при выполнении какой-либо деятельности. Состояние психологического напряжения ведет обычно к разного рода ошибкам, к неправильным действиям, к неточным реакциям на происходящее, порождает неприятные эмоциональные переживания и неудовлетворенность человека.
Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе психолога.
В своей работе, как педагог-психолог, я не только помогаю выстроить взаимодействие «воспитатель-воспитанник», но и выделить у каждого педагога, с чем связаны его переживания, тревоги, обиды и прочее.
Одной из эффективных форм выявления и предотвращения негативных реакций и выгорания педагога является такая современная форма работы, как мастер-класс. Мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Поэтому в своей работе, очень часто использую именно эту форму работы. Задачами любого мастер-класса по снятию эмоционального напряжения являются:
- Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива;
- Повышение самооценки, уверенности в своих силах;
- Снятие мышечного напряжения и развития умения расслабляться.
- Развитие у педагогов способности мыслить о себе в позитивном ключе.
Мастер– класс я всегда начинаю с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
В нашем учреждении мы проводим множество мастер-классов по снятию эмоционального напряжения у сотрудников: «Счастливый педагог», «Мы вместе»
Сегодня я хочу затронуть тему сохранения психологического здоровья педагогов на примере одного мастера-класса «Зарядись позитивом»
Цель мастера класса: рассмотреть упражнения и приемы, способствующие сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов.
Для того, чтобы определить какие же упражнения или игры применять с педагогами, надо сначала определить какой психологический климат в коллективе. По результатам уже строится поэтапная работа.
Используются различные терапевтические методы: арт-терапевтические, телесно-ориентированные (релаксация, медитация, аутотренинг), игровые техники для работы с педагогами и родителями.
Основные цели этих упражнений:
1.Способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателя, ослабление его психической напряженности.
2.Направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.
Начало любого мастера-класса начинается с приветствие, на этом этапе важно чтобы каждый педагог смог оценить свою конгруэтность.
ФОТО
Важно чтобы во время встреч, педагоги не только шли за помощью, но и могли сами оказывать поддержку друг другу. Упражнение «Радужный фломастер» не только , поможет установить контакт , но и поднимет настроение педагогам.
ФОТО
Для улучшения эмоционального состояния взрослых, я использую не менее интересное упражнение «Калоши счастья». С помощью него развиваетя навык самопознания, формируется навык позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
ФОТО
Нам известно, сто снятия психологического напряжения, нужно снимать мышечное напряжения. Для этого, есть прекрасное упражнения «Стиральная машина». Оно так же хорошо, подходит при эмоциональном выгорании. И повышается атмосфера доверия в коллективе.
Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.
ФОТО
Практически каждый мастер- класс на снятия психоэмоционального напряжения состоит из элементов медитация. В этот момент происходит процесс саморегуляции.
Вывод: Все представленные упражнения и игры, способствуют оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист может их использовать как на работе так и в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе детского сада.
И хочу закончить свое выступление таким напутствием: «Так давайте же поделимся энергией и любовью, которыми мы обладаем, с людьми, находящимися вокруг нас. Знайте: то, что исходит из нашего сердца, к нам же потом и возвращается. Давайте откроем свои сердца и примем каждого с любовью, одобрением и желанием окружить его заботой.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как снять психологическое напряжение после посещения детского сада?!
Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость....
Консультация для педагогов "Технология проведения мастер класса"
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс: «Снятие эмоционального напряжения педагогов»
Актуальность выбранной темы: профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагр...
Приобщение родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности
quot;Приобщение родителей и детей к детской художественной литературе посредствам проведения мастер-классов по театрализованной деятельности» Реализация единого подхода к воспитанию ...
Тренинг с педагогами «Снятие психологического напряжения»
Тренинг с педагогами «Снятие психологического напряжения»...
Проведение мастер-класса для педагогов, работающих с дошкольниками с нарушениями зрения «Как помочь себе быстро снять эмоциональное напряжение»
Цель: эмоциально - психологическая разгрузка педагогов дошкольниковЗадачи: продолжать работу с педагогами по по освоению и применению на практике кинезиологических упражнений; знакомст...
ПРИКАЗ от 21.02.2023. № 22/1-ОД. Об итогах проведения мастер-классов на муниципальном уровне и вынесении благодарности педагогам за проведение мастер-классов.
ПРИКАЗ от 21.02.2023. № 22/1-ОД. Об итогах проведения мастер-классов на муниципальном уровне и вынесении благодарности педагогам за проведение мастер-классов....