Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности
статья по психологии
Кунекова А.Р., воспитатель МКДОУ №1
г.Камызяк, Астраханской области
Процесс развития личности ребенка представляет собой бесчисленное множество коммуникаций со взрослыми, сверстниками, со всем окружающем миром. Несмотря на различные подходы к определению термина «коммуникация», очевидно, что стержнем его выступают связи и отношения, возникающие в процессе деятельности и общения.
Коммуникативные способности, умения детей изучаются в работах М.М.Алексеевой, С.А.Клюевой, Е.О.Смирновой, Л.М.Щипициной, Г.А.Урунтаевой и др. Анализ теоретической литературы, методических источников по проблеме позволил нам сделать вывод об огромном значении их в жизни ребенка.
В современных условиях происходит переориентация системы образования, в том числе и дошкольного, со знаниевого на компетентностный подход. Опираясь на исследования И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко и др., можно рассматривать компетентность как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности индивида в заданной предметной области[3].
Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетенций в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и происходит это в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.).
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [2].
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности с окружающими.
Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности. Следовательно, дошкольный возраст в силу его сензитивности открывает перспективы становления коммуникативной компетентности.
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
Будучи сложным, многофакторным явлением, коммуникативная компетентность дошкольников является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. Результативность коммуникативной деятельности дошкольников обеспечивается лишь взаимодействием всех входящих в нее компонентов. Она развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.
Выбор средств, видов деятельности, которые в максимальной степени способствуют развитию коммуникативной компетентности позволил нам выделить в качестве значимого - театрализованную деятельность.
Театр – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках. В этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.)(И.Г.Вечканова).
Театрализованная деятельность, прежде всего, - это источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Проблема театра в жизниребенка изучалась такими известными теоретиками и практиками как К.С.Станиславский, М.О.Кнебель, П.М.Ершов, Н.И.Сац, Р.М.Быков и др. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста рассматривалась Л.В. Артемовой, М.А. Васильевой, М.Д. Маханевойи др. Все они подчеркивали ее значимость в формировании личности ребенка дошкольного возраста, возможностей для осуществления оптимального взаимодействия детей. Следовательно, театрализованная деятельность может и должна использоваться для развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Размышляя над вопросом развития коммуникативной компетентности через театрализованную деятельность, можно констатировать, что она наиболее полно и ярко реализует принцип обучения: учить, играя.
Данная деятельность осуществляется поэтапно.
Первый этап – создаются условия для развития коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности. Он осуществляется на основе диагностики. На этом этапе идет накопление коммуникативного опыта детей. Необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получат в процессе образовательной деятельности. Это происходит через обогащение предметно –развивающей среды средствами театрализованной деятельности, способствующих организации коммуникации, т.е. создания условий для полноценных контактов с окружающими.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников (интересы, склонности) и творческие способности, в группе желательно оформить театральный уголок, представляющий возможность ребенку действовать как индивидуально, так и совместно со сверстниками. В уголке имеются различные виды театров, шапочки и маски для обозначения ролей, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей.
Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать виды театров, реквизиты, костюмы, при этом поощряется желание воспитанников договариваться, сотрудничать, находить общее решение в конфликтных ситуациях.
Второй этап– у детей формируются способы действий. Они направлены на создание простейших примеров театрализации, драматизации. Обыгрываются игровые задания и этюды, дети перевоплощаются в различных животных, людей и даже в какие-то предметы и явления (например, мячик или дождь). В конце второго этапаставятся небольшие спектакли. У детей в процессе разыгрывания ситуаций формируется потребность общаться и умения осуществить его в различных ситуациях драматизации.
Третий этап – организация театрализованной деятельности, которая предполагает самостоятельность и инициативу воспитанников. На этом этапе дети свободно«входят» в роль любого персонажа, эмоционально и выразительно произносят текст спектакля или другой театрализованной ситуации, свободно общаются между собой. Очень важно закреплять умения самостоятельно выбирать тематику театрально-игрового действия и распределять роли, развиватьспособность самостоятельно организовывать свое коммуникативное поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, стимулировать проявления эмпатии.
В процессе работы над инсценировками отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастны творческому процессу.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Дети осваивают вербальные и невербальные средства общения. Моделируя жизненные ситуации, пьеса, драматизация, любая фрагментарная этюдная постановка дает бесценный опыт и может научить гордиться собой, пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность, веру в себя.
Использование театрализованных игр в развитии коммуникативной компетентности позволяет развивать партнерские отношения, побуждать детей к активному взаимодействию, совершенствуется социальный статус ребенка, эмпатия.
Литература.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду М.: Сфера, 2009.-128 с.
- Хурзеева Г.Л. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника Владос, 2014-80 с.
- Википедия: wikipedia.org/wiki/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_publikatsiya.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности
Кунекова А.Р., воспитатель МКДОУ №1
г.Камызяк, Астраханской области
Процесс развития личности ребенка представляет собой бесчисленное множество коммуникаций со взрослыми, сверстниками, со всем окружающем миром. Несмотря на различные подходы к определению термина «коммуникация», очевидно, что стержнем его выступают связи и отношения, возникающие в процессе деятельности и общения.
Коммуникативные способности, умения детей изучаются в работах М.М.Алексеевой, С.А.Клюевой, Е.О.Смирновой, Л.М.Щипициной, Г.А.Урунтаевой и др. Анализ теоретической литературы, методических источников по проблеме позволил нам сделать вывод об огромном значении их в жизни ребенка.
В современных условиях происходит переориентация системы образования, в том числе и дошкольного, со знаниевого на компетентностный подход. Опираясь на исследования И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, Л.А. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Е.В. Сидоренко и др., можно рассматривать компетентность как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности индивида в заданной предметной области[3].
Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетенций в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и происходит это в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.).
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [2].
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности с окружающими.
Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности. Следовательно, дошкольный возраст в силу его сензитивности открывает перспективы становления коммуникативной компетентности.
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
Будучи сложным, многофакторным явлением, коммуникативная компетентность дошкольников является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. Результативность коммуникативной деятельности дошкольников обеспечивается лишь взаимодействием всех входящих в нее компонентов. Она развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.
Выбор средств, видов деятельности, которые в максимальной степени способствуют развитию коммуникативной компетентности позволил нам выделить в качестве значимого - театрализованную деятельность.
Театр – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках. В этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.)(И.Г.Вечканова).
Театрализованная деятельность, прежде всего, - это источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Проблема театра в жизниребенка изучалась такими известными теоретиками и практиками как К.С.Станиславский, М.О.Кнебель, П.М.Ершов, Н.И.Сац, Р.М.Быков и др. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста рассматривалась Л.В. Артемовой, М.А. Васильевой, М.Д. Маханевойи др. Все они подчеркивали ее значимость в формировании личности ребенка дошкольного возраста, возможностей для осуществления оптимального взаимодействия детей. Следовательно, театрализованная деятельность может и должна использоваться для развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
Размышляя над вопросом развития коммуникативной компетентности через театрализованную деятельность, можно констатировать, что она наиболее полно и ярко реализует принцип обучения: учить, играя.
Данная деятельность осуществляется поэтапно.
Первый этап – создаются условия для развития коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности. Он осуществляется на основе диагностики. На этом этапе идет накопление коммуникативного опыта детей. Необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получат в процессе образовательной деятельности. Это происходит через обогащение предметно –развивающей среды средствами театрализованной деятельности, способствующих организации коммуникации, т.е. создания условий для полноценных контактов с окружающими.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников (интересы, склонности) и творческие способности, в группе желательно оформить театральный уголок, представляющий возможность ребенку действовать как индивидуально, так и совместно со сверстниками. В уголке имеются различные виды театров, шапочки и маски для обозначения ролей, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей.
Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать виды театров, реквизиты, костюмы, при этом поощряется желание воспитанников договариваться, сотрудничать, находить общее решение в конфликтных ситуациях.
Второй этап– у детей формируются способы действий. Они направлены на создание простейших примеров театрализации, драматизации. Обыгрываются игровые задания и этюды, дети перевоплощаются в различных животных, людей и даже в какие-то предметы и явления (например, мячик или дождь). В конце второго этапаставятся небольшие спектакли. У детей в процессе разыгрывания ситуаций формируется потребность общаться и умения осуществить его в различных ситуациях драматизации.
Третий этап – организация театрализованной деятельности, которая предполагает самостоятельность и инициативу воспитанников. На этом этапе дети свободно«входят» в роль любого персонажа, эмоционально и выразительно произносят текст спектакля или другой театрализованной ситуации, свободно общаются между собой. Очень важно закреплять умения самостоятельно выбирать тематику театрально-игрового действия и распределять роли, развиватьспособность самостоятельно организовывать свое коммуникативное поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, стимулировать проявления эмпатии.
В процессе работы над инсценировками отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастны творческому процессу.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Дети осваивают вербальные и невербальные средства общения. Моделируя жизненные ситуации, пьеса, драматизация, любая фрагментарная этюдная постановка дает бесценный опыт и может научить гордиться собой, пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность, веру в себя.
Использование театрализованных игр в развитии коммуникативной компетентности позволяет развивать партнерские отношения, побуждать детей к активному взаимодействию, совершенствуется социальный статус ребенка, эмпатия.
Литература.
- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду М.: Сфера, 2009.-128 с.
- Хурзеева Г.Л. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника Владос, 2014-80 с.
- Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педагогический совет по теме: «Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театрализованную деятельность»
Развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков у дошкольников через театральную деятельность...
План-конспект занятия по формированию коммуникативных навыков младших дошкольников в театрализованной деятельности
План-конспект занятия по формированию коммуникативных навыков младших дошкольников в театрализованной деятельности Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста коммуникативных навыков ...
Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности
quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности
Процесс развития личности ребенка представляет собой бесчисленное множество коммуникаций со взрослыми, сверстниками, со всем окружающем миром. Несмотря на различные подходы к определению термина &laqu...
Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных...
План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....
Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...
- Мне нравится (1)