«Тайм-менеджмент»
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Конспект тренинга для педагогов
Тема: «Тайм – менеджмент»
Демьянова Елена Михайловна,
педагог-психолог, первая квалификационная категория
с. Родино 2022
Уважаемые коллеги! Наверняка, вы успешные специалисты, педагоги, люди, которым хватает времени решительно на всё. Вы успеваете не только работать, но и жить, вы вовремя уходите с работы, вы читаете много интересных книг, вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьёй. Я права? Если это так, то вы дальше можете меня и не слушать. Но я подозреваю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так. Я предлагаю вам заполнить лист оценки (приложение 1), что определить, какой рабочий стиль соответствует вам и насколько вы хорошо умеете планировать свой день.
Интерпретация результатов:
0-15 баллов – хаотичный рабочий стиль. Вы не планируете своё время, подчиняетесь внешним обстоятельствам. Вы достигаете некоторых целей, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.
16-20 баллов – ситуативный рабочий стиль. Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда последовательны, чтобы успешно организовать свой труд.
21-25 баллов – организованный рабочий стиль. У вас хороший самоменеджмент, вы можете рационально управлять своими делами и рабочим временем.
26-30 баллов – идеальный рабочий стиль. Вы расходуете своё время рационально, даже образцово. Но проанализируйте своё состояние. Так, если вы постоянно находитесь в напряжении от того, что непременно должны выполнить все дела, которые запланировали, - вы близки к эмоциональному выгоранию, это небезопасно для здоровья. Если же вы чувствуете себя комфортно, контролируете баланс напряжения и расслабления, то у вас высокий уровень самоорганизации, вам свойственен грамотный самоменеджмент, который позволяет экономить профессиональные ресурсы и достигать гармонии личных и профессиональных целей.
Сегодня я хочу познакомить вас с таким понятием, как «тайм – менеджмент». Для начала заполните пожалуйста оценочные листы, первую часть (приложение 2).
Что для вас «тайм-менеджмент»? Если возникло желание поделиться с нами, прочитайте, что вы написали. (ТМ – это искусство эффективной организации времени. Задача ТМ – помочь человеку организовать своё время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей.)
Нам хронически не хватает времени и на отдых, и на труд. Ограниченность времени – сильнейший стрессогенный фактор. Мы часто слышим и сами не редко говорим такую фразу «У меня нет времени», но на самом деле мы заблуждаемся. Время – это ресурс, который нам даётся от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки. Просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живём.
Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Мы все педагоги. На качество образовательной работы влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для педагога важно уметь организовывать себя. Одним из составляющих в этом умении является чувство времени. Чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса. Я предлагаю вам проверить, как развито чувство времени у вас.
Упражнение «Оценка внутреннего будильника»
Все участники закрывают глаза – с закрытыми глазами молча стоять в течение одной минуты. Считать про себя нельзя. Когда по вашему ощущению минута закончится, вы откроете глаза и молча сядете на место. Анализ.
Как мы с вами уже отмечали, времени у нас достаточно, но нам не всегда хватает навыков им распорядиться. Те самые часы, которых не хватает на дела в течение рабочего дня, часто съедают хронофаги, или поглотители времени. Это могут быть как люди, так и предметы.
Хронофаги №1 Прерывающее событие.
Хронофаг №2 Время впустую. Мероприятия, которые не отвечают вашим задачам. Например, договорились о встрече, а человек опаздывает, бесцельная болтовня с коллегами, бесцельный просмотр соцсетей, собрания, совещания, на которых приходится присутствовать для «галочки».
Хронофаг №3 Лишняя ответственность.
Освоить формулу конструктивного отказа. Четыре компонента: присоединение, причина отказа, сам отказ и альтернатива. Например, «спасибо, что вы обратились ко мне, я очень бы хотела помочь – это присоединение, но сейчас я занята своим делом, - причина отказа. Я не могу уделить время вашей проблеме – сам отказ. Но в интернете по вашему запросу решение точно найдётся – альтернатива». Если вы не обязаны помогать, вы не должны чувствовать вину за отказ от помощи кому-то.
Упражнение «Поглотители времени»
Педагогам предлагается найти решения для устранения предложенных хронофагов (приложение 3).
Следующий критерий – это расстановка приоритетов. Предлагаю познакомиться с матрицей Эйзенхауэра (приложение 4). Она поможет планировать дела на любой срок: «У меня есть два вида проблем: неотложные и важные. Срочное не важно, а важное никогда не бывает срочным».
Педагоги распределяют дела из списка по матрице, затем обсуждают, что получилось (приложение 5).
Итог: педагоги заполняют оценочные листы, вторую часть
Приложение 1
Лист оценки «Определите ваш рабочий стиль»
Суждение | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
В начале рабочего дня я оставляю время чтобы подготовиться и запланировать дела на день | ||||
Я перепоручаю всё, что можно перепоручить | ||||
Я записываю задачи и указываю сроки, когда должна их выполнить | ||||
Все бумаги я стараюсь обрабатывать за один раз и больше к ним не возвращаться | ||||
Каждый день я пишу список дел по приоритетам. Важнейшие выполняю в первую очередь | ||||
Я стараюсь освободить рабочий день от нерабочих телефонных разговоров, незапланированных встреч и т. п. | ||||
Я стараюсь распределить работу по графику моей работоспособности | ||||
Я планирую свободное время, в которое могу реагировать на актуальные проблемы рабочего дня | ||||
Я направляю свою активность так, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих жизненно важных проблемах | ||||
Я умею говорить «нет», когда мне необходимо выполнить более важные дела | ||||
Ваш результат: |
Посчитайте баллы:
«Почти никогда» - 0 баллов
«Иногда» - 1 балл
«Часто» - 2 баллов
«Почти всегда» - 3 баллов
Приложение 2
Оценочный лист
Начало | |
Возникают ли у меня проблемы с распределением собственного времени? | |
Тайм-менеджмент для меня сейчас, это… | |
Завершение | |
Тайм-менеджмент для меня сейчас, это… | |
Насколько была полезной для меня полученная информация |
Приложение 3
|
|
|
Приложение 4
СРОЧНО (иначе быстро наступят негативные последствия) | НЕ СРОЧНО (негативных последствий в ближайшее время не будет) | |
ВАЖНО (относится к моим целям и ценностям) | «Квадрат кризисов» - Сделать в первую очередь:
| «Квадрат благополучия» - Отложить, пока не будут сделаны все дела из «квадрата кризисов»:
|
НЕ ВАЖНО (не относится к моим целям и ценностям) | «Квадрат помех»- Делегировать, чтобы они не сбивали с пути и не заменяли важные дела:
| «Квадрат растрат» - Удалить, чтобы не тратить время зря:
|
Приложение 5
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов
Данный материал предназначен для методистов дошкольных учреждений. В статье раскрывается актуальность проблемы адаптации, ...
Тайм-менеджмент в работе педагога. Эти советы помогут вам успевать всё.
В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.Целеполагание (постановка целей)Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый пери...
Детский тайм-менеджмент
Ваши дети не организованы? Этот материал для вас!...
Детский тайм-менеджмент
Ваши дети не организованы? Этот материал для вас!...
ДЕТСКИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ.
Как вы думаете, а нужен ли вообще детский тайм-менеджмент? Ведь время ребенка и так расписано до предела: детский сад, развивающие кружки, спортивные секции, затем школа, снова секции и так далее… Тем...
Тайм-менеджмент современного педагога
Тайм-менеджмент современного педагога...
«Тайм-менеджмент современного педагога»
Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОО. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работ...