«Тайм-менеджмент»
методическая разработка по психологии

Демьянова Елена Михайловна

Тренинг для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym-menedzhment.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренинга для педагогов

Тема: «Тайм – менеджмент»

Демьянова Елена Михайловна,

педагог-психолог, первая квалификационная категория

с. Родино 2022

Уважаемые коллеги! Наверняка, вы успешные специалисты, педагоги, люди, которым хватает времени решительно на всё. Вы успеваете не только работать, но и жить, вы вовремя уходите с работы, вы читаете много интересных книг, вы часто ходите в театры, любуетесь природой, общаетесь с семьёй. Я права? Если это так, то вы дальше можете меня и не слушать. Но я подозреваю, что в 98% случаев из 100 это не совсем так. Я предлагаю вам заполнить лист оценки (приложение 1), что определить, какой рабочий стиль соответствует вам и насколько вы хорошо умеете планировать свой день.

Интерпретация результатов:

0-15 баллов – хаотичный рабочий стиль. Вы не планируете своё время, подчиняетесь внешним обстоятельствам. Вы достигаете некоторых целей, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.

16-20 баллов – ситуативный рабочий стиль. Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда последовательны, чтобы успешно организовать свой труд.

21-25 баллов – организованный рабочий стиль. У вас хороший самоменеджмент, вы можете рационально управлять своими делами и рабочим временем.

26-30 баллов – идеальный рабочий стиль. Вы расходуете своё время рационально, даже образцово. Но проанализируйте своё состояние. Так, если вы постоянно находитесь в напряжении от того, что непременно должны выполнить все дела, которые запланировали, - вы близки к эмоциональному выгоранию, это небезопасно для здоровья. Если же вы чувствуете себя комфортно, контролируете баланс напряжения и расслабления, то у вас высокий уровень самоорганизации, вам свойственен грамотный самоменеджмент, который позволяет экономить профессиональные ресурсы и достигать гармонии личных и профессиональных целей.

Сегодня я хочу познакомить вас с таким понятием, как «тайм – менеджмент». Для начала заполните пожалуйста оценочные листы, первую часть (приложение 2).

Что для вас «тайм-менеджмент»? Если возникло желание поделиться с нами, прочитайте, что вы написали. (ТМ – это искусство эффективной организации времени. Задача ТМ – помочь человеку организовать своё время так, чтобы с меньшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать своих целей.)

Нам  хронически не хватает времени и на отдых, и на труд. Ограниченность времени – сильнейший стрессогенный фактор. Мы часто слышим и сами не редко говорим такую фразу «У меня нет времени», но на самом деле мы заблуждаемся. Время – это ресурс, который нам даётся от рождения. Времени у всех одинаково – 24 часа в сутки. Просто расходуем мы его по-разному. И от того, как мы это делаем, зависит то, как мы живём.

Давайте рассмотрим и профессиональную сторону вопроса. Мы все педагоги. На качество образовательной работы влияет уровень организации педагогического процесса. Поэтому для педагога важно уметь организовывать себя. Одним из составляющих в этом умении является чувство времени. Чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса. Я предлагаю вам проверить, как развито чувство времени у вас.

Упражнение «Оценка внутреннего будильника»

Все участники закрывают глаза – с закрытыми глазами молча стоять в течение одной минуты. Считать про себя нельзя. Когда по вашему ощущению минута закончится, вы откроете глаза и молча сядете на место. Анализ.

Как мы с вами уже отмечали, времени у нас достаточно, но нам не всегда хватает навыков им распорядиться. Те самые часы, которых не хватает на дела в течение рабочего дня, часто съедают хронофаги, или поглотители времени. Это могут быть как люди, так и предметы.

Хронофаги №1 Прерывающее событие.

Хронофаг №2 Время впустую. Мероприятия, которые не отвечают вашим задачам. Например, договорились о встрече, а человек опаздывает, бесцельная болтовня с коллегами, бесцельный просмотр соцсетей, собрания, совещания, на которых приходится присутствовать для «галочки».

Хронофаг №3 Лишняя ответственность.

Освоить формулу конструктивного отказа. Четыре компонента: присоединение, причина отказа, сам отказ и альтернатива. Например, «спасибо, что вы обратились ко мне, я очень бы хотела помочь – это присоединение, но сейчас я занята своим делом, - причина отказа. Я не могу уделить время вашей проблеме – сам отказ. Но в интернете по вашему запросу решение точно найдётся – альтернатива». Если вы не обязаны помогать, вы не должны чувствовать вину за отказ от помощи кому-то.

Упражнение «Поглотители времени»

Педагогам предлагается найти решения для устранения предложенных хронофагов (приложение 3).

Следующий критерий – это расстановка приоритетов. Предлагаю познакомиться с матрицей Эйзенхауэра (приложение 4). Она поможет планировать дела на любой срок: «У меня есть два вида проблем: неотложные и важные. Срочное не важно, а важное никогда не бывает срочным».

Педагоги распределяют дела из списка по матрице, затем обсуждают, что получилось (приложение 5).

Итог: педагоги заполняют оценочные листы, вторую часть

Приложение 1

Лист оценки «Определите ваш рабочий стиль»

Суждение

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

В начале рабочего дня я оставляю время чтобы подготовиться и запланировать дела на день

Я перепоручаю всё, что можно перепоручить

Я записываю задачи и указываю сроки, когда должна их выполнить

Все бумаги я стараюсь обрабатывать за один раз и больше к ним не возвращаться

Каждый день я пишу список дел по приоритетам. Важнейшие выполняю в первую очередь

Я стараюсь освободить рабочий день от нерабочих телефонных разговоров, незапланированных встреч и т. п.

Я стараюсь распределить работу по графику моей работоспособности

Я планирую свободное время, в которое могу реагировать на актуальные проблемы рабочего дня

Я направляю свою активность так, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих жизненно важных проблемах

Я умею говорить «нет», когда мне необходимо выполнить более важные дела

Ваш результат:

Посчитайте баллы:

«Почти никогда» - 0 баллов

«Иногда» - 1 балл

«Часто» - 2 баллов

«Почти всегда» - 3 баллов

Приложение 2

Оценочный лист

Начало

Возникают ли у меня проблемы с распределением собственного времени?

Тайм-менеджмент для меня сейчас, это…

Завершение

Тайм-менеджмент для меня сейчас, это…

Насколько была полезной для меня полученная информация

Приложение 3

  1. Несвоевременные звонки
  2. Бесцельный просмотр соцсетей
  3. Просьба коллеги о помощи
  1. Несвоевременные разговоры
  2. Ожидание в очереди
  3. Нежелание поручить кому-то дело
  1. Несвоевременные письма
  2. Собрание «для галочки»
  3. Не вовремя обнаруженные проблемы в том, как помощник выполнил задачу

Приложение 4

СРОЧНО

(иначе быстро наступят негативные последствия)

НЕ СРОЧНО

(негативных последствий в ближайшее время не будет)

ВАЖНО

(относится к моим целям и ценностям)

«Квадрат кризисов» -

Сделать в первую очередь:

  • Дела, у которых есть крайний срок и он совсем скоро;
  • Дела, чтобы избежать последствий форс-мажора, ЧП;
  • Дела, чтобы решить проблемы со здоровьем

«Квадрат благополучия» -

Отложить, пока не будут сделаны все дела из «квадрата кризисов»:

  • Долгосрочные цели, саморазвитие;
  • Мелкие рабочие дела, у которых нет крайнего срока или он не скоро;
  • Восстановление сил

НЕ ВАЖНО

(не относится к моим целям и ценностям)

«Квадрат помех»-

Делегировать, чтобы они не сбивали с пути и не заменяли важные дела:

  • Домашние дела;
  • Чужие обязанности, например, по трудовому договору

«Квадрат растрат» -

Удалить, чтобы не тратить время зря:

  • Дела, которые не помогают восстанавливать силы;
  • Дела, важность которых преувеличена из-за стереотипов;
  • Праздное времяпрепровождение

Приложение 5

  • Написать планы на неделю
  • Подготовить и оформить повестку родительского собрания, которую надо сдать в методкабинет в пятницу
  • Заполнить стимулирующие
  • Провести мероприятия в рамках недели ПДД
  • Подобрать материал к открытому занятию, которое планируется в следующем месяце
  • Записаться к стоматологу
  • Закупить продукты на день рождения мужа, которое будет в среду
  • Помочь подготовить проект для ребёнка в школу
  • Зайти проверить личную почту, социальные сети
  • Посмотреть новую серию сериала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов

Данный  материал  предназначен  для  методистов  дошкольных  учреждений.  В  статье  раскрывается  актуальность  проблемы  адаптации, ...

Тайм-менеджмент в работе педагога. Эти советы помогут вам успевать всё.

В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.Целеполагание (постановка целей)Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый пери...

Детский тайм-менеджмент

Ваши дети не организованы? Этот материал для вас!...

Детский тайм-менеджмент

Ваши дети не организованы? Этот материал для вас!...

ДЕТСКИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ.

Как вы думаете, а нужен ли вообще детский тайм-менеджмент? Ведь время ребенка и так расписано до предела: детский сад, развивающие кружки, спортивные секции, затем школа, снова секции и так далее… Тем...

Тайм-менеджмент современного педагога

Тайм-менеджмент современного педагога...

«Тайм-менеджмент современного педагога»

Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОО. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работ...