«Тайм-менеджмент современного педагога»
план-конспект занятия на тему
Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОО. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения эмоционального выгорания и стресса. Таким образом педагогу необходимо знание основ тайм – менеджмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taym-menedzhment_sovremennogo_pedagoga.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
Психологическое занятие
с элементами тренинга для педагогов
«Тайм-менеджмент современного педагога»
Подготовила
педагог-психолог
Темирова-Скороходова О.А.
Городской округ город Выкса
2016 г.
«Время – самый ограниченный капитал и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим»
Питер Друкер
1. Упражнение «Делай как я!» (СЛАЙД 1)
Цель: создание благоприятного настроя для работы в группе.
Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какое-нибудь движение или действие, но так чтобы все стоящие в круге смогли повторить ваши действия.
2. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»(СЛАЙД 2)
Цель: получение дополнительной информации об участниках, настрой на работу в группе по теме занятия.
Ведущий выходит в центр круга. Участник сидят на своих метах. Мест ровно столько, сколько сидящих. Ведущий обращается к присутствующим со словами «Поменяйтесь местами те, кто…», заканчивая предложение отдельной фразой. Задача участников – поменяться местами в зависимости от указанного условия, не договариваясь между собой. Ведущий пытается занять пустующие место. Если это ему удается, то на его место становится тот человек, которому не досталось стула.
Примеры фраз:
- …кто никогда не опаздывает на работу;
- …кто всегда успевает в рабочее время выполнить все необходимое;
- …ко планирует свой рабочий день заранее;
- …кто не успевает отдохнуть в выходные;
- …кто часто не замечает нехватку свободного времен.
Основная часть
1.Введение в тему и цели занятия (СЛАЙД 4,5,6,7)
(СЛАЙД 8) В своей книге «Ваше время – в Ваших руках» Лотар Зайверт писал: «Находите время для работы, это – условие успеха. Находите время для размышлений. Это – источник силы. Находите время для игры, это – секрет молодости. Находите время для чтения, это – основа знаний. Находите время для дружбы, это – условие счастья. Находите время для мечты, это путь к звездам. Находите время для любви, это – истинная радость жизни. Находите время для веселья – это музыка души». Но где современным педагогам при колоссальной занятости взять на все время? Многие из них, проанализировав свою жизнь, придут к следующим, не совсем радостным выводам: я растрачиваю время на мелочи, позволяю другим людям, эмоциям, обстоятельствам отнимать его у себя; я не умею планировать, поэтому создаю себе дополнительные трудности; не добиваюсь целей в поставленные сроки; из-за постоянных цейтнотов и «текучки» я не могу в достаточной мере заняться своим здоровьем, личностным и профессиональным развитием, воспитанием собственных детей и пр.
Реализация ФГОС дошкольного образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам специалиста ДОО. Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности – отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении. Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения эмоционального выгорания и стресса. Таким образом педагогу необходимо знание основ тайм – менеджмента.
Понятие «тайм-менеджмент» (СЛАЙД 9) обозначает умение управлять временем, т.е. грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой, и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенный на то или иное занятие.
2. Упражнение «Ассоциации» (СЛАЙД 10,11)
Цель: получение обратной связи, развитие навыков размышлять, создание основы для работы по теме занятия.
Участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше – положительных или отрицательных. На основе этого ведущий делает вывод.
3. Чтение и осуждение психотерапевтической сказки «Сказка о потерянном времени» (СЛАЙД 12)
Приложение 1.
4. Определение личного хронотипа (Слайд 13-14)
Известно, что умение эффективно организовывать свое время зависит от индивидуальных особенностей человека, к которым относится темперамент и хронотип. Хронотип – специфическая организация работы организма в течении суток. По храрктеру суточных биоритмов физической активности можно разделить людей на трии хронотипа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»). У «сов» пик аактинвости и покоя сдвинут на более поздние, а у «жавронкв» - на более ранние часы. У «голубей» максимальный уровень активности приходится примерно на середну дневного периода. Считается, что хронотип передается по наследству. Определить свою принадлежность к одному из хронотипов поможет анкета Олофа Остберга.
Необходимо подсчитать количество баллов по всем вопросам. (СЛАЙД 15)
- 0 – 7 баллов – «Жаворонок»
- 8 - 13 баллов – «Голубь»
- 14 - 20 баллов – «Сова»
Чтобы получше узнать свои способности, и что сделать по их улучшению я приготовила буклеты по вашему типу хронотипа. (Приложение 2).
5. Упражнение «Поглотители времени» (СЛАЙД 16)
Цель: осознание многочисленных и разнообразных способов потерять время, а также о том, как можно этого избежать.
Ведущий просит группу задуматься о том, что такое время и почему некоторые дни «пролетают» совсем незаметно и, как оказывается, сделано совсем немного дел. Конечно, никто из нас не защищен от людей или веще, которые мешают нашей работе. Имея это ввиду, ведущий просит каждого написать десять самых главных, по их мнению, причин потери времени.
Спустя несколько минут образуются группы из 3-5 человек и анализируют эти списки, чтобы увидеть, какие пункты в них имеют отношение к большинству из нас.
Затем ведущий демонстрирует плакат «Способы потери времени», (СЛАЙД 17-20) организовывается обсуждение того, как этого можно избежать. Обсуждение
Список основных причин потери времени:
- Нечеткая постановка целей;
- Попытка слишком много сделать за один раз;
- Плохое планирование дня;
- Личная неорганизованность, незнание с чего начать;
- Недостаток мотивации;
- Хаос в бумагах;
- «Расплывчатые» должностные обязанности, неспособность сказать «нет»;
- Синдром откладывания;
- Отрывающие от дел телефонные звонки;
- Медлительность.
Для того чтобы избавиться от поглотителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них. (СЛАЙД 21)
6.Мини – лекция «Эффективные приемы по организации времени»
Принцип Парето (соотношение 80:20) (СЛАЙД 22)
Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето сформулировал закон затрат времени и усилий для достижения цели, который формулируется так: «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий дают только 20%». Проекция этого правила на работу педагога выглядит следующим образом: в процессе работы 80% результата достигается за 20% рабочего времени (несколько важных дел или проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы) дают только 20% от всего результата. В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с выполнения приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил. Необходимо рассматривать задачу относительно ее важности. Сначала – те немногие жизненно важные проблемы, а потом остальные многочисленные второстепенные задачи.
Прием «Поедания слона» (СЛАЙД 23)
«Слонами» в тайм - менеджменте называют большие задачи и объемы работ. Например, написание аттестационной работы. Подступиться к «слонам» нелегко, т. к. результат мы сможем увидеть еще не скоро, а попотеть над его достижением придется немало. И понятно, что разобраться с ними за один прием – практически невозможно. От него можно избавиться, только разделяя его на кусочки («бифштексы»). Причем небольшие, чтобы каждый из них можно было съесть за один раз и процесс поедания не вызывал у вас дискомфорта и отрицательных эмоций. Так, например, генеральную уборку можно разделить на несколько менее масштабных акций. Помыть окна сегодня, перебрать содержимое шкафа завтра и т. д. Главное, чтобы с каждым шагом вам было легче двигаться вперед!
Характерно то, что мы, как правило, сами взращиваем «слонов» из наших дел, выполнение которых долгое время откладываем на потом. Каждый раз, когда мы думаем о какой-либо задаче, но не приступаем к ее выполнению, «слон» растет. Часто, когда мы все-таки беремся за дело и выполняем его, выясняется, что работа не такая уж сложная и неприятная. Но очень большой потенциал был растрачен на тревожные мысли и негативные эмоции. Выполненные дела же, наоборот, добавляют в нашу жизнь энергии и вносят позитив.
Прием «Уничтожения змей» (СЛАЙД 24)
Змеи - это множество мелких дел, с которыми надо расправиться, но которые не относятся к приоритетным. Они обвивают Вас, надоедают Вам, отказываясь убраться, пока Вы не предпримите действия.
У Вас есть несколько альтернативных вариантов «уничтожить змей», и стоит уделить несколько минут на обдумывание, какой из подходов наиболее подходящий:
- Вам нужно все это сделать, но может есть что-то простое, рутинное по своей природе, что можно делегировать сразу?
- Возможно сначала стоит потратить время, чтобы обучить кого-то, чтобы сохранить больше времени в будущем?
- В идеале всем нужно, чтобы все было сделано. А что будет, если что-то не сделать?
Вы можете собрать все мелкие дела и сделать их разом. Например, выделить полчаса и сделать все звонки, которые надо было сделать, или разобрать счета и т.д.
Прием «Якорь до начала работы» (СЛАЙД 25)
Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
- любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;
- «метод швейцарского сыра» - т.е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);
- «промежуточная радость» - разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.
Метод «Пяти пальцев» (СЛАЙД 26)
Используется для подведения итогов конкретного дня и ориентируется на начальные буквы названий пальцев:
М (мизинец) — Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный) — Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?
С (средний) — Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный) Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой) — Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
Прием «АВС - анализ или расставляем приоритеты» (СЛАЙД 27-28)
Эта техника основана на том, что части в процентах наиболее важных и наименее важных дел в сумме остаются неизменными. Все задачи подразделяются на три класса в соответствии с их значимостью. Анализ ABC базируется на трёх закономерностях:
- Наиболее важные дела составляют 15 % общего их количества. Вклад этих задач для достижения цели составляет около 65 %;
- Важные задачи составляют 20 % общего их количества, значимость их для достижения цели примерно равна 20 %;
- Менее важные задачи составляют 65 % общего их количества, а их значимость равна 15 %.
Для использования АВС – анализа необходимо следовать таким правилам:
- Составить список всех дел. Обязательно в перечне должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.
- Систематизировать дела по важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.
- Пронумеровать дела.
- Присвоить задачам соответствующие категории А, В, С и запланировать для них следующие временные интервалы:
- А – первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов – это 1 и 2 задачи).
- В – 20% всех задач и 20 % рабочего времени (это 3 и ч задачи из 10).
- С – на оставшиеся 65% задач остается 5% рабочего времени (5-10 задачи).
- Перепроверьте временной план и его соответствие выделенному времени.
- Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.
- Проанализировать задачи В и С еще раз. Какие из них можно поручить выполнить другим людям?
Метод «Помидора» (СЛАЙД 29)
Эта техника управления временем, предложена студентом Франческо Чирилло в конце 1980-х гг. Техника предполагает разбиение задач на 25- минутные периоды, называемые «помидоры», сопровождаемые короткими перерывами (3-5 минут).
Главные принципы:
- Определитесь с задачей, которую будете выполнять.
- Поставьте таймер (помидор) на 25 мин.
- Работайте, ни на что не отвлекаясь, пока таймер не прозвонит.
- Сделайте короткий перерыв (3–5 мин).
- После каждого 4-го «помидора» сделайте длинный перерыв (15–20 мин).
Этот метод необходимо применять, когда у вас большое и времязатратное дело (например, доклад на тему, аттестационная работа и т.п.). Многие просто сидят на одном месте по несколько часов, порой даже забывая про прием пищи и необходимость зарядки. Применяя метод «Помидора» вы сможете эффективно и без вреда для вашего здоровья завершить необходимые дела. Вы можете использовать обычный таймер или скачать приложения для мобильный устройств.
7. Разминка «Домики-хозяева» (СЛАЙД 30)
Цель: подвигаться, разрядить обстановку в группе
Все участники стоят по кругу, делятся на "тройки". Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри - "хозяин", кто держится за руки - "домик". Когда людей много (от 20 человек и выше), ведущий остается постоянным (то есть, тренер), он только командует, но в игре сам не участвует.
Ведущий может использовать три команды: "хозяева", "домики", "землетрясение". При команде ведущего "хозяева!" те, кто стоит внутри "домика", должны быстро поменять свой "домик", т.е. выскочить из "своего" и заскочить в другой. При команде "домики!" - "хозяин" остается на месте, а "домики" бросают своих "хозяев" (не отпуская рук) и находят новых "хозяев". Главное при этом - "хозяева" остаются на месте, а не носятся вместе с "домиками" (хотя все равно носятся). Третья команда - "землетрясение!" После этой команды все рушатся: "домики" отпускают руки и "тройки" должны образоваться новые. Кто кем был в "прежней жизни" - неважно, "хозяин" может стать частью "домика", "домик" может стать "хозяином". И так до всеобщего умопомрачения...
8. Упражнение «Чемодан в дорогу» (СЛАЙД 31)
Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки.
Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. (Каждый из участников выбирает из предложенных карточек ту, которую можно положить в чемодан).
Карточки:
- Позитивное начало дня.
- Начинать рабочий день в одно и то же время.
- Перепроверять план дня.
- Составить список приоритетных дел.
- Разбить цель на небольшие, быстро осуществляемые задачи.
- Планируя свой день, 40% времени оставляйте на непредвиденные дела.
- Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний.
- Выполнение работы начинать с ключевых задач.
- Уделить время подготовительной работе.
- Разбивать работу на несколько этапов. Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип.
- Находить время для отдыха и здоровья.
- При необходимости делигировать полномочия.
- Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов.
- Избегать незапланированных импульсивных действий.
- Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные и работать за чистым столом.
- Контроль за результатами и самоконтроль.
- Составлять план следующий день
- Поощрять себя за выполнение большой и важной работы
- Домой – с хорошим настроением.
Заключительная часть
1. Рефлексия
Цель: получение обратной связи
Участниками предлагается продолжить следующие предложения:
- Больше всего мне понравилось (не понравилось)…
- Для эффективной организации своего времени необходимо…
- В своей профессиональной деятельности я буду использовать …
- Актуальным на занятии для меня было…
2.Слово ведущего (СЛАЙД 32)
- Чтобы узнать цену одного ГОДА, спроси студента, который подошел к последним экзаменам.
- Чтобы узнать цену одного МЕСЯЦА, спроси мать, которая родила ребенка слишком рано.
- Чтобы узнать цену одной НЕДЕЛИ, спроси издателя еженедельного журнала.
- Чтобы узнать цену одного ЧАСА, спроси влюбленных, ожидающих встречи.
- Чтобы узнать цену одной МИНУТЫ, спроси кого-то, кто опоздал на поезд, самолет или автобус.
- Чтобы узнать цену одной СЕКУНДЫ, спроси того, кто пережил несчастный случай.
- Чтобы узнать цену одной МИЛЛИСЕКУНДЫ, спроси того, кто на Олимпийский Играх получил Серебряную медаль.
Цените время и спасибо вам за Ваше время!
3.Ритуал прощания «Аплодисменты»
Поаплодируйте себе за хорошую работу!
Источники:
- Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад». №5, 2015.
- Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития/ Т.В. Эксакутсо .- Изд. 2- е.- Рост он/Д: Феникс, 2016. -254 с. – (Писхологический практикум).
- Психотерапевтические сказки для взрослых и детей/ Т.Е. Ткачева. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. -93 с. – (Психология).
- http://www.myshared.ru/slide/88208/
- https://turalturan.wordpress.com
- http://www.time-manag.ru/abc.php
- http://akmalov.ru/business-trainer/razrabotka-treninga/razminki-v-treningax.html
- http://www.manorama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайм-менеджмент в работе педагога. Эти советы помогут вам успевать всё.
В тайм-менеджменте можно выделить несколько основных аспектов, начнем с целеполагания.Целеполагание (постановка целей)Цель — это фиксация результата, который должен быть достигнут за определённый пери...
Тайм-менеджмент современного педагога
Тайм-менеджмент современного педагога...
Мини-тренинг Тайм-менеджмент педагога
Цель: Научить участников более эффективно использовать рабочее и личное время. Задачи: • Научить участников эффективно планировать свою деятельность; • Научить грамотно формулировать цели и расст...
Презентация "Тайм-менеджмент современного педагога"
Презентация для проведения тренинга с педагогами...
Тренинг "Тайм-менеджмент современного педагога"
Тренениг для педагогов детского сада...
«Тайм-менеджмент современного педагога»
Цель: знакомство педагогов с понятием тайм-менеджмент, его целями, задачами, принципами и значением в жизни человекаЗадачи:1. Дать представление о тайм-менеджменте.2. Объяснить важность планирования и...
Встречи с психологом ДОО. Тайм-менеджмент в работе педагога ДОО
Одной из главных ценностей человека является время: с каждой минутой его остановится все меньше, и если неправильно им пользоваться, то время пройдет впустую, и вернуть его будет нельзя.Рабочий день п...