НАРУШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕ
статья по психологии (старшая группа)

Третьяченко Наталья Валерьевна

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром.

Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте 2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_kommunikativnogo_povedeniya.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Миофункциональные причины нарушения речи🗣

😔В последние годы значительно участились случаи нарушения речевого развития у детей: задержка появления речи, нечёткое звукопроизношение.

✍Развитие речи – это сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие зубочелюстной системы.

Органы, создающие речь - это органы дыхания и жевания. Помимo oрганов дыхания, голосовoй аппарат включает в себя вибратoры (гoлосовые связки), резoнаторы (гoртань, полость рта и носа) и артикуляторы, наибoлее важные из кoторых - язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова
🐈🦊

Часто на первичном логопедическом обследовании становится очевидно
📊, что первопричиной волнений родителей являются нарушения строения зубочелюстной системы, либо миофункциональные нарушения.

✍Миофункциональные нарушения (МФН) – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

🦷Зубочелюстная система, как и прочие системы человеческого организма, — функциональная саморегулирующаяся, она имеет возможность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Соответственно, любые вредные привычки у детей раннего возраста могут оказать необратимое воздействие на формирование прикуса и всей системы в целом.

Основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области, это неправильное распределение мышечного давления при жевании, а также при нарушенных функциях дыхания, глотания и речеобразования.

⏳У детей в возрасте от 1 года до 5 лет происходит более 75% роста и формирования челюстно-лицевых структур.

Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата
👄 во время обследования, необходимы тщательный осмотр ребенка и беседа с родителями:

1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата ребенка, несет на себе следы влияния неблагоприятной наследственности и образа жизни родителей. По наследству могут передаваться такие особенности строения органов, как диастема, короткая уздечка языка, расщелина твердого нёба, недоразвитие или чрезмерное развитие челюстей.

2. Сбор анамнеза: как протекала беременность (первая и вторая половина), были ли осложнения при родах, родился ли ребенок доношенным, какие заболевания он перенес в первый год жизни.

3. Уточнение важных факторов первого года жизни:
📍как проводилось вскармливание, которое отражается на формировании глотательных, а затем жевательных функций;
📍до какого возраста происходило грудное вскармливание ребенка/ с какого возраста он находился на искусственном вскармливании;
📍когда ребенок перешел на кормление из ложки и чашки, с какого месяца начал принимать жесткую пищу.

4. Обращаем внимание на то, что неровные зубы у ребенка, как правило, не результат наследственности, так как примерно в 80% случаев эта проблема связана с дисфункциями организма и приобретенными вредными привычками.

Вредные привычки у детей в основном формируются до 1,5 лет, реже в дошкольном и младшем школьном возрасте.

⚠Вредные привычки, нарушающие естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка:

❗сосание пальцев, языка, различных предметов,
❗прикусывание губ и щек,
❗привычка к ротовому дыханию,
❗прокладывание языка между зубами при глотании и речи,
❗неправильная речевая артикуляция,
❗неправильные позотонические рефлексы — нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.

Результатом подобных привычек являются недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг, открытый прикус и т.д.

🔥Бонус. Памятка в помощь педагогу.

📍Признаки МФН:

• Все время приоткрытый рот
• Дыхание через рот
• Напряжение губ при глотании
• Язык вываливается в межзубное пространство во время разговора
• Неправильное произношение многих звуков
• Часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними, при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке)
• Гиперсаливация (слюнотечение)
• Снижение иммунитета и частые простудные заболевания

📍Причины возникновения МФН:

• Ротовое дыхание, как правило, вследствие заболеваний ЛОР органов (аденоиды) или слабой круговой мышцы рта. (Естественным и единственно правильным является дыхание через нос - только оно обеспечит гармоничный рост лицевого скелета ребенка).
• Глотание нарушается
⛔, как правило, при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.
• Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Если после 5 летнего возраста временные зубы стоят плотно друг к другу, между ними отсутствуют промежутки (тремы), то скорее всего постоянные зубы не поместятся в зубном ряду
• Сосание пальца, равно как и соски после года-полутора, также приводит к тяжелым деформациям челюстных костей- формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди. Так бывает, когда ребенок сосет палец.
• Осанка - ее нарушения непосредственно влияют на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие.
• Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. То зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов.

📍Советы родителям для предупреждения МФН

✅Дыхание. Ребенок обязательно должен дышать носом! Рот ребенка во время игры или просмотра телевизора, должен быть закрытым! Заболевания дыхательных путей нужно лечить своевременно.
✅Глотание. Глотание должно происходить незаметно для окружающих, без напряжения губ, щек, мышц. В норме язык к 4-5 годам должен отталкиваться от переднего участка твердого неба, сразу за центральными резцами.
✅Жевание. Для оптимального жевательного давления и развития челюсти ребенок должен получать твердую пищу, которую нужно откусывать, разжевывать, сомкнув губы, и как можно меньше запивать.
✅Сосание и вредные привычки. Примерно к 12 месяцам жизни у ребенка должна угаснуть функция сосания. Использовать пустышки у детей после года, крайне нежелательно. Вредные привычки ребенка нужно контролировать: сосание пальцев, игрушек, других предметов- они чаще являются результатом психологического дискомфорта ребенка.
✅Осанка. Во время еды: стопы должны стоять на полу, спина прямая, голову руками не подпирать. Спать надо на спине или попеременно на левом и правом боку с закрытым ртом. Подушка должна быть невысокой, во время сна не подкладывать руку под щеку. Голова не должна быть запрокинута.
✅Речь. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок 4-5 лет произносил все звуки отчетливо, в том числе сложные, в соответствии с онтогенезом развития реч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

Конспект занятий проведения "Недели зимних игр и забав" по ознакомлению с окружающим миром в ГКП для детей с РДА (Ранний детский аутизм) и МНР (множественные нарушения в развитии) в возрасте от 4 до 7 лет.

Каждое зенятие - это один день. Каждый день имеет свое название и включает в себя разные виды деятельности: экспериментирование, изодеятельность, подвижные игры,чтение стихотворений, пальчиковая гимна...

Ранний детский аутизм в сочетании с нарушением зрения или слуха

В работе раскрывается комплексное нарушение развития в виде аутизма в сочетании с нарушением зрения или слуха....

Консультация «Особенности психического развития при раннем детском аутизме. Специфические нарушения восприятия.»

При организации воспитания и обучения де­тей с аутизмом необходимо учитывать их особен­ности восприятия. К таким особенностям отно­сят гиперсензитивность, фрагментарность, гипер­селективность (сфокуси...

"Нарушения аффективного развития ребёнка при формировании синдрома раннего детского аутизма".

Краткая аннотация: В статье прослеживаются и анализируются закономерности формирования  синдрома раннего детского аутизма. Выделяются первичные нарушения раннего аффективного развития ребёнка: ...