У ребенка стресс
статья по психологии
Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также, как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики стрессов у детей. Стресс невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса, пути его преодоления и профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_rebenka_stress.docx | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
У РЕБЕНКА «СТРЕСС»
ПОНЯТИЕ "СТРЕСС"
Стресс у детей?
А разве детство не является беззаботным?
К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых - это часть человеческой природы с самого раннего детства.
Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также, как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики стрессов у детей. Стресс невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса, пути его преодоления и профилактики.
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.
Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия
Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии, психологии и имеет 2 значения:
1. физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни(стрессоры);
2. физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие (стресс).
Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.
Наука делит стрессы на:
∙ эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
∙ кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
∙ физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).
Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.
Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.
Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).
Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.
Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:
∙ реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
∙ сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
∙ истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.
Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое вызывает физические и психические заболевания.
Если говорить обыденным языком стресс – это психический механизм защиты внутреннего мира ребенка или взрослого, когда привычный ход вещей нарушается любым нововведением для психики.
Каких-то полвека назад, термина "детский стресс" вообще не существовало. По мнению психологов, это была исключительно проблема взрослого мира. Увы, сегодня она все больше распространяется на мир детей. И то, что раньше мы называли шалостью, непослушанием или плохим характером, сегодня все чаще трактуется как реакция ребенка на непосильное для него психологическое давление.
Как и у взрослых, стресс у детей является характерным и индивидуальным для каждого из них. Не каждый ребенок подвергается стрессу в одно и то же время.
Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по- разному.
ПРИЗНАКИ СТРЕССА
Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело. Его запросто можно принять за характерные для растущего организма недомогания. Однако всё же существуют некоторые признаки, по которым можно определить, что ребёнок пребывает в состоянии стресса. Психолог Людмила Ступакова предлагает несколько отправных точек.
1. Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.
2. Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то взрослые должны более внимательно присмотреться к нему.
3. Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш ребенок не может заснуть от страха, думая о них?
4. Отклонение от нормы. Насколько его поведение не соответствует привычному? Насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от привычной, нормальной для детей его возраста и темперамента?
СИМПТОМЫ СТРЕССА У ДЕТЕЙ
Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ:
∙ Головные или неопределенные боли
∙ Нарушение пищеварения
∙ Вздутие живота, запор или диарея
∙ Спазматические, резкие боли в животе
∙ Сердцебиения (ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто)
∙ Чувство нехватки воздуха на вдохе
∙ Тошнота
∙ Судороги
∙ Утомление
∙ Подверженность аллергиям
∙ Повышенная потливость
∙ Сжатые кулаки или челюсти
∙ Обмороки
∙ Частые простудные заболевания, грипп, инфекции
∙ Возобновление болезней, имевших место ранее
∙ Быстрое увеличение или потеря веса тела
∙ Частое мочеиспускание
∙ Ощущение покалывания в руках и ногах
∙ Мышечное напряжение, частые боли в шее и спине
∙ Кожные сыпи
∙ Чувство комка в горле
∙ Двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов
∙ Повышенная озабоченность своим здоровьем
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ:
∙ Нерешительность
∙ Ослабление памяти
∙ Ухудшение концентрации внимания
∙ Повышенная отвлекаемость
∙ Плохие сны, кошмары
∙ Ошибочные действия
∙ Потеря инициативы
∙ Постоянные негативные мысли
∙ Нарушение суждений, спутанное мышление
∙ Импульсивность мышления, поспешные решения Отставание в школе, падение успеваемости, вследствие ухудшения памяти и внимания и др.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ:
∙ Раздражительность
∙ Беспокойство
∙ Возросшая требовательность и частое проявление негодования;
∙ Частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
∙ Подозрительность
∙ Мрачное настроение, депрессия
∙ Суетливость
∙ Ощущение напряжения
∙ Истощенность
∙ Подверженность приступам гнева
∙ Ощущение нервозности, боязливости, тревоги
∙ Потеря уверенности
∙ Чувство отчужденности
∙ Отсутствие заинтересованности
∙ Сниженная самооценка
∙ Неудовлетворенность работой
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССА:
∙ Потеря аппетита или переедание
∙ Дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов волос на пальцы
∙ Дрожание голоса
∙ Избегание поддерживающих, дружеских отношений
∙ Антисоциальное поведение, лживость
∙ «Возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);
∙ Чрезмерно усиленные детские страхи
∙ Неспособность к развитию
∙ Нарушение сна или бессонница
∙ Слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства
∙ Гиперактивность или, наоборот, снижение активности
∙ Отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми,
∙ Слишком рьяное желание казаться хорошим и т.д.
ПРИЧИНЫ СТРЕССА У ДЕТЕЙ
Важно увидеть не только сам факт эмоционального переживания, но и установить его причину.
Стрессом для ребенка может стать первое столкновение с социальной средой. Конечно, самой частотной причиной стресса у детей является поступление в детский сад, в школу, а в нашем случае, помещение ребенка в приют. В этих ситуациях ребёнок испытывает стресс потому, что находится в новой, непривычной обстановке, рядом нет родителей, необходимость разлучаться с близкими людьми, друзьями, произошли перемены в привычном течении жизни, не имея опыта общения со сверстниками или этот опыт незначительный, ребенок вынужден часами пребывать в их окружении, необходимость соблюдать режим.
Дети начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Издевательства и оскорбления в школе стоят на первом месте в списке причин детского стресса. Главный "возбудитель" стресса у школьников – учителя и их требования. Их боится каждый десятый ребенок.
Причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например, развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства или переход в новую школу и конечно же потеря родителей, близких людей, домашнего питомца.
Кроме того, причиной стресса у детей могут стать внутренний конфликт, переизбыток внешкольных занятий, домашние задания и контрольные, конфликты с другими детьми, неуспехи или конкуренция в учебе, посещение больницы, просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию, боязнь одиночества, принуждение, начало полового созревания, дефицит родительской заботы или гиперконтроль; нарушение внутрисемейного общения, недостаток душевного тепла, антагонизм между членами семьи; воспитание психически больным или неполноценным родителем; жестокость, сексуальные злоупотребления и т.д.
Наиболее вредоносными для детей являются такие психосоциальные стрессоры, как: пребывание в круглосуточных яслях, доме ребенка, больнице или санатории; изолированность от семьи; неправильное воспитание, отвержение или враждебность со стороны сверстников или взрослых и пр. Причинами стресса у детей могут быть и глобальные факторы: война, экологические и промышленные катастрофы, стихийные бедствия (взрывы, пожары, землетрясения, наводнения).
Более всего дети подвержены отрицательным воздействиям в социально изолированных семьях, с бедными межличностными связями; в семьях, испытывающих стресс из-за трудного финансового положения, бедности, плохих жизненных условий;
в неполных семьях;
в семьях с незрелыми, гиперэмоциональными родителями;
в семьях с наличием психических заболеваний, асоциального поведения, алкогольной или наркотической зависимостью у кого-либо из членов;
в семьях, где по отношению к ребенку используются неадекватные методы воспитания.
Кроме того, стрессорное воздействие дети могут испытывать и в образовательном учреждении: нерациональный режим жизнедеятельности, необоснованное ограничение свободы детей, нерациональное питание и плохая его организация, неправильная организация сна и отдыха, авторитарность стиля общения взрослых с детьми при отсутствии к ним внимания и заботы, интеллектуальные и физические перегрузки, неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и пр.
Не стоит забывать и о традиционных детских страхах. Они, по мнению психологов, также могут стать причиной стресса. Речь, прежде всего, идет об инстинктивной боязни ребенка остаться одному. Стремление всегда быть со своей семьей заложено природой в подсознании каждого ребенка. Не нужно пугать ребёнка тем, что вы сдадите его в детдом, если он не будет слушаться. Эти невинные, с точки зрения взрослых, угрозы детьми воспринимаются крайне остро и при определенных обстоятельствах они способны вызвать глубокий стресс. Последствия этого стресса нередко могут отравить всю их последующую жизнь.
Профессор Дэвид Элкинд, американский исследователь в области детской психологии, создал шкалу детского стресса в зависимости от событий, с которыми дети сталкиваются в течение одного года. Интересно отметить, что, совсем как у взрослых, многие из событий расцениваются детьми как позитивные, радостные, но от этого они не перестают быть стрессообразующими, поскольку влекут за собой нарушение стабильности.
Шкала детских стрессоров по Дэвиду Элкинду
Смерть одного из родителей | 100 |
Развод родителей | 73 |
Раздельное проживание родителей | 65 |
Командировка одного из родителей | 63 |
Смерть близкого родственника | 53 |
Болезнь или травма | 50 |
Повторное вступление в брак одного из родителей | 50 |
Примирение родителей | 45 |
Выход матери на работу | 45 |
Болезнь члена семьи | 44 |
Беременность матери | 40 |
Трудности в школе | 39 |
Рождение брата или сестры | 39 |
Перемены в школе (новый учитель, новый класс) | 39 |
Изменение финансовой ситуации в семье | 38 |
Болезнь или травма близкого друга | 37 |
Новый кружок или увлечение | 36 |
Ссора с братьями и сестрами | 35 |
Угроза насилия в школе | 31 |
Кража личной вещи | 30 |
Уход из дома старшего брата или сестры | 29 |
Сложности с дедушкой и бабушкой | 29 |
Личная исключительная удача | 28 |
Переезд в другой город | 26 |
Приобретение или утрата питомца | 25 |
Сложности с учителем | 24 |
Семейный отпуск | 19 |
Каникулы в лагере | 18 |
Смена друзей | 17 |
Изменение привычек отхода ко сну | 16 |
Изменение привычного режима питания | 15 |
Изменение количества часов, отведенных на телевизор | 13 |
Празднование для рождения | 12 |
Наказание за обман | 11 |
Если в течение одного года ребенок в сумме набирает:
▪ менее 150 баллов — у него средний уровень стресса.
▪ от 150 до 300 баллов — ему грозит проявление симптомов стресса;
▪ более 300 баллов — у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем или поведением из-за стресса
ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА У ДЕТЕЙ
Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
После пережитого стресса у детей могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка, они склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.
Стресс у детей может привести к развитию невроза.
К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно оградить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.
ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ И СТРЕССА У ДЕТЕЙ
В чем заключается профилактика стресса и тревожности?
Для того чтобы предупредить стресс, необходимо чтобы ребенок каждый день несколько часов проводил в тишине наедине с книгой или занимался тихими, традиционными играми, рисованием, лепкой, аппликацией и т.д. Следует выключать радио, компьютер и телевизор.
Также хорошей мерой профилактики стресса является общение. Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, чтобы он высказывал всё, что его беспокоит, рассказывал, что его интересует, делился впечатлениями и мыслями. При этом нелишним будет чаще обнимать ребёнка, взять за руку, малышей брать на колени и т.д. Краткое объятие — вот мощное средство от стрессов для детей всех возрастов.
Если ребёнка мучают какие-то ночные кошмары, поговорите с ним об это, ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами, постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.
∙ Взрослые должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией;
∙ Следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним;
∙ Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому;
∙ Если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, следует поговорить с ним об этом;
∙ Взрослые должны быть внимательными к ребенку, научиться его понимать;
∙ Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Выберите «золотую середину»: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях;
∙ Взрослым следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями;
∙ Научить ребёнка делиться своими тревогами со взрослыми
Нужно говорить детям правду и о разводе, и о смерти, и о болезни, или хотя бы ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И, конечно же, ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им.
МЕТОДЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССАМИ
Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными.
Попробуйте увидеть ситуацию с их точки зрения и тогда вы лучше поймете испытываемый ими стресс.
Сначала необходимо узнать, в чем причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, когда ребенок находится далеко от других членов семьи или группы и, возможно, являющейся причиной тревоги и стресса. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации.
Детям дошкольного возраста трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми.
Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться.
Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самой поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им своих чувств.
Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе. Чем больше вы сообщите ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.
Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через некоторое время. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку.
Скажите ему: "Мама вернется через три сна". Таким образом он поймет, сколько времени ему придется ждать.
Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.
Как избавиться от нервного тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку избавиться от нервного тика заключается в том, чтобы не обращать на него внимания. Если вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик - это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает. Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности - все это может стать признаками депрессии и беспокойства.
Посоветуйтесь с педиатром, если такие симптомы начнут проявляться.
Пусть ваш ребенок останется ребенком. В настоящее время родители больше заняты и они ожидают от детей, что те будут сами заниматься собой и решать свои проблемы без помощи родителей. Часто случается, что от детей ожидают, что они будут вести себя как взрослые, пусть маленькие. Когда они оказываются не в состоянии делать это, у детей не хватает мудрости усомниться в правильности мышления родителей, они смотрят на себя и говорят: "Я не могу сделать это; что же со мной происходит?" Они начинают чувствовать себя ущербными, и жизнь представляется им излишне сложной. От детей следует ожидать лишь то, на что они способны при их уровне развития. Дети должны оставаться детьми.
Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок - малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке. Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: "Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе" и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться, говорит доктор Эгелэнд. Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".
Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните; как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.
Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе или, когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь. Постарайтесь установить равновесие между источниками стресса и моментами спокойствия и обновления: ходите на прогулки, ешьте хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.
Установите определенные пределы внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям.
Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: "Мы заплатили много денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки", а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.
Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет или ляжет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Желательно обучить их пользоваться "секретным ключом", к которому они могут прибегнуть позднее, когда начинают ощущать стресс. Один восьмилетний ребенок пользовался беззаботным котом Гарфильдом из комикса в качестве ключа к расслаблению. Он носил на своей бейсбольной кепке изображение кота Гарфильда. Всякий раз, когда он испытывал напряжение и беспокойство и хотел расслабиться, он смотрел на изображение Гарфильда, и этот ключ напоминал ему, что нужно сохранять спокойствие.
Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите своему ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха. Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. "На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол", — такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.
Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает, что его любят, не так беспокоится о соперничестве - одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: "Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими". Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно что случится".
∙ ежедневные прогулки;
∙ хорошее питание;
∙ соблюдение режима дня;
∙ общение с родственниками и друзьями;
∙ умеренные физические нагрузки;
∙ обращение к психологу;
Релаксация, расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, массажа, смена обстановки, переключение, музыка, восстановление дыхания и т.д.
Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: нужно давать ребенку возможность покричать на улице.
Выводы: Как видим, стрессы у детей возникают часто и по разным причинам. Большую роль в воспитании детей играют психологи, логопеды, социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования нашего приюта. Наша общая цель - создать условия для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка, предупредить возможность проявления стресса и тревожности, устранить проблемы уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствость или же просто невнимательностью. Создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Индивидуальные, групповые занятия с детьми способствуют регулированию психоэмоционального состояния, развитию коммуникативных навыков, способствуют формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими, выработка навыков стрессоустойчивости.
Вся работа взрослых направлена на то, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают, любят таким, каков он есть. Ребенок должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые, они любят его и помогут расти ему умным, добрым, счастливым, помогут разобраться в различных жизненных вопросах, помогут в приобретении положительного социально-нравственного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помогите своему ребенку снять стресс
Методические рекомендации родителям в создании условий для снятия стресса ребенка в вечерние часы дома.....
25 ФРАЗ, ЧТОБЫ УСПОКОИТЬ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА Какие слова могут помочь ребенку справиться со стрессом и страхом?
Консультация для родителй...
Как понять что у ребенка стресс
Признаки стресса, способы помощи...
"Как снять ребенку стресс"
Консультация для родителей и педагогов по способам снижения психоэмоционального напряжения ребенка...
"Снимаем ребенку стресс"
Педагог-психолог Соколова Л. В.Ребёнок, живущий социальной жизнью, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как пол...
Что делать родителям, если у ребенка стресс …
Здесь рассказывается, как проявляется стрессу ребенка; в чем кроются причины детского стресса; как помочь ребенку справиться со стрессом....
Что делать родителям, если у ребенка стресс …
Здесь рассказывается, как проявляется стрессу ребенка; в чем кроются причины детского стресса; как помочь ребенку справиться со стрессом....