Мастер-класс для воспитателей "Методы активизации родителей воспитанников"
методическая разработка по психологии
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации родителей. Практика показывает, современному педагогу необходимо владеть различными методами активизации родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivizatsii_roditeley.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Методы активизации родителей воспитанников»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-психологов ДОУ в вопросах использования методов активизации родителей.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами работы с родителями воспитанников.
2. Организовать профессиональный диалог по вопросам использования различных форм и методов работы с родителями.
3. Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов и рефлексии собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Материалы: пачка салфеток, бумага, ручки, мяч
Ход.
Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей профессиональной деятельности. Уже давно в педагогических кругах говорят: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Сегодня мы раскроем некоторые методы активизации родителей, которые можно использовать в процессе общения с ними. Практика показывает, что на первой встрече с целью установления контакта обязательно играем в игру, где необходимо представиться, назвать свое имя.
Давайте и мы представимся, хотя уже и знакомы друг с другом, поиграем в игру «Назови себя». Назовем свое имя и личностное качество, характеризующее Вас на первую букву в Вашем имени.
ИГРА «НАЗОВИ СЕБЯ».
Цель: игра помогает запоминать имена, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.
Участники знакомятся в кругу, называют своё имя и личностное качество на первую букву в имени, передавая мяч по кругу.
Вы должны понимать, что для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Необходимо взять себе за правило: обращаться к родителям по имени и отчеству. Все имена родителей необходимо знать наизусть! И помогут нам в этом вопросе игры, которые мы используем в работе с детьми. На любом мероприятии можно использовать разные игры с именами.
ВАРИАНТЫ ИГР С ИМЕНАМИ:
1) «Построиться по именам в алфавитном порядке». Участники игры должны построиться так, чтобы их полные имена шли в алфавитном порядке.
2) «Мяч по кругу». Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
3) «Представь свое имя в движении». Участники сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
4) «Снежный ком». Участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний участник называет имена всех участников.
5) «Ласковое имя». «Вспомните, как Вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто Вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто Вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»
Привлечению родителей к участию на собраниях способствуют разные игровые приемы работы. Вот один из интересных приемов - игра «Возьми салфеток».
ИГРА «ВОЗЬМИ САЛФЕТОК».
Цель: игра помогает познакомиться друг с другом, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства.
Давайте поиграем в эту игру. Встаньте все в круг.
Участники мастер-класса стоят в общем кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
После того, как все взяли салфетки, участникам предлагают: «Теперь я попрошу Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток».
Ответы участников. (Разбирая салфетки, кто-то поскромничал и взял всего одну салфетку, а кто-то не поскромничал и взял порядка 5 салфеток)
Если Вы поиграете с родителями в эту игру, то по результатам данного упражнения родители узнают, у кого когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.
После того как Вы установили контакт, Вам необходимо перейти к основной теме собрания. Но родители не любят и не принимают материал, предложенный в виде лекции и поучений, поэтому мы и используем разные методы активизации. Какие методы активизации родителей Вы знаете? Перечислите их.
Применяемые в современной педагогической практике методы активизации предполагают возникновение у родителей детей интереса к предлагаемому педагогами материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания активно участвовать в обсуждении. В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:
- вопросы по предлагаемому материалу;
- постановка дискуссионных вопросов;
- предложение для обсуждения двух различных точек зрения;
- приведение примеров;
- самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания;
- решение проблемных задач семейного воспитания;
- использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний и др.
Предлагаю Вашему вниманию такой метод активизации как психологические зарядки. Этот метод Вы все знаете. Это…
УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНЬТЕ ТЕ, У КОГО…», «ПОХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ ТЕ, КТО…».
Цель упражнения: «разогрев» группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.
Давайте поиграем.
Встаньте те, у кого
- светлые волосы
- карие глаза
- пишет левой рукой
- есть сын
Похлопайте в ладоши те, кто
- любит смотреть фантастику
- любит сладкое
- любит танцевать
- в детстве хотел стать воспитателем
Для родителей можно использовать и тематические психологические зарядки: «Поощрение и наказание», «Кризис трех лет», «Гиперактивность», «Психологическая готовность к школе» и другие.
Цель: «разогрев» родителей, активизация внимания, введение в тему собрания.
Родителям предлагается выполнить определенные движения соответственно высказываниям, если они согласны. Например,
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. Тема: Наказание.
1. Если для Вас актуальна тема наказания детей – кивните головой.
2. Если Вы испытываете трудности в вопросах наказания Вашего ребенка - топните ногой.
3. Если Вы хотите приобрести практические навыки, как правильно наказывать Ваших детей - поднимите вверх правую руку.
4. Если Вы считаете, что самым эффективным методом наказания для ребенка является лишение удовольствия – моргните правым глазом.
5. Если Вы считаете, что главное пример взрослых – похлопайте в ладоши.
Сейчас мы разделимся на 2-3 команды. Ваша задача подобрать высказывания по темам для родителей, придумать определенные движения.
РАБОТА В КОМАНДАХ.
1 команда подбирает высказывания по теме «Психологическая готовность к школе».
2 команда – «Кризис трех лет».
3 команда – «Ребенок и компьютер».
Каждая команда зачитывает свои примеры психологических зарядок. Остальные участники мастер-класса проигрывают.
Любую тему собрания можно начать с постановки вопроса? Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними, например, «Какого ребёнка Вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам.
Можно предложить дискуссионные вопросы, например, «Нужно ли использовать физические наказания?», обсудив все за и против различных методов наказания.
Существуют также игровые методы активизации родителей. Например, родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос: «Что Вас радует в ребёнке?» и т.д. Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, и они будут высказывать свои мысли.
Можно предложить родителям самотестирование собственного опыта семейного воспитания «Какие Вы родители?», «Стили семейного воспитания». Проходит анонимно. Нам важно, чтобы родители были честны с собой. Это должны быть мини тесты, родители быстро отвечают на вопросы и посчитывают результаты. Педагог дает расшифровку.
Предлагаю Вам выполнить тест «Узнайте себя получше». Чтобы каждый узнал о себе много интересного, достаточно дать ответы всего на 3 вопроса.
ТЕСТ «УЗНАЙТЕ СЕБЯ ПОЛУЧШЕ».
1. Расположите следующих животных по порядку в зависимости от Вашей симпатии к ним.
A. Корова.
Б. Лошадь.
B. Обезьяна.
Г. Овца.
Д. Тигр.
2. Подберите краткое определение следующим словам.
А. Кофе.
Б. Кошка.
В. Крыса.
Г. Океан.
Д. Собака.
3. Какой человек ассоциируется у Вас с перечисленными ниже цветами?
A. Белый.
Б. Желтый.
B. Зеленый.
Г. Красный.
Д. Оранжевый
Результаты
Первый вопрос отвечает за расстановку приоритетов в жизни человека.
Корова – это карьера.
Лошадь – это семья.
Обезьяна – это деньги.
Овца – это любовь.
Тигр – это гордость.
Определения названных слов описывают и выражают отношение:
Кофе – к любви.
Кошка – к другу или партнеру.
Крыса – к врагу.
Океан – к собственной жизни.
Собака – к самому себе.
Что касается цветов, они означают следующее.
Белый – этот человек является вашим верным другом.
Желтый – это человек, который всегда будет помнить о вас.
Зеленый – это человек, которого вы никогда не забудете.
Красный – это человек, которого вы по-настоящему любите.
Оранжевый – этого человека вы привыкли считать своим другом.
Но бывает так, что зачастую знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин. Очень важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. С этой целью используется метод игрового моделирования поведения. Можно им дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять Вашу просьбу» и т. д. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников.
Различные ситуации каждый день приходится решать и нам. Вот, пожалуйста, ситуация: ребенок 5 лет отказывается вечером идти домой с мамой. При этом он обижает ее, говоря ей, что она плохая, не любит ее, прогоняет. Мама обижается и даже злится, не проявляя агрессии. Ваши действия?
На собраниях необходимо мотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого мы можем с успехом применять метафору. Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека.
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи. Послушайте метафору, предложенную педагогом-психологом Светланой Цветковой «Сообщающиеся сосуды (судьба человека)»
Как часто, стремясь стать счастливыми, люди стараются добиться всего сразу: и благополучной семьи, и карьеры, и здоровья, и материального благополучия. Но если представить себе все это в виде четырех сообщающихся сосудов, то станет понятно: когда один сосуд наполнится доверху, в другом содержимое уменьшится.
Человеку трудно совмещать благополучие семьи и карьеру, карьеру и здоровье, большие деньги и хорошие отношения со своими детьми. Ведь жизнь часто дает нам такие примеры, когда добившиеся больших высот в спорте, искусстве, кино люди в конце своей карьеры оказываются одинокими и забытыми. Делая успешную карьеру, трудно находить время для семьи и детей. А если посвящать жизнь детям, не хватит времени на работу.
Но можно ли совмещать всё: и карьеру, и семью, и детей, и здоровье? Можно, если не требуешь, чтобы все сосуды были полными до краев. Надо определить приоритеты собственной жизни, и для каждого человека они свои.
Главное – понять, в чем они, и тогда человек чувствует гармонию, которую принято называть человеческим счастьем.
Используя в работе с родителями различные методы их активизации, педагог создает доверительную атмосферу, способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей, активизирует родителей на продолжение совместной работы, что в дальнейшем положительно отражается на детско-родительских взаимоотношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер - класса "Игры с водой" для родителей воспитанников средней группы
Материал можно использовать для организации работы с родителями....
Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно - образовательных задач ДОУ»
В материал вошли деловые игры с педагогами по теме "Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ". Целью проведения мастер-класса является повышение уровня профессион...
Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников "Релаксация, как средство снятия психического и эмоционального напряжения ребенка"
Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников...
Мастер - класс "Создание постер- консультаций для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций"
Расширить представления педагогов о современных эффективных формах взаимодействия с родителями....
Мастер-класс «Поиграй со мной!» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Цель: Расширить знания родителей о роли игры в жизни дошкольника.Задачи:Формировать у родителей понятие значимости данной проблемы.Познакомить родителей с разнообразными играми детей, в которые можно ...
Мастер-класс «Создание постер - консультаций для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций»
Расширить представления педагогов о современных эффективных формах взаимодействия с родителями....
Мастер-класс «Создание постер-консультаций для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций»
Мастер-класс«Создание постер-консультаций для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций»...