Проект для старшей логопедической группы "Цветной мир"
проект по психологии (старшая группа)
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_proekt_pigushina_-_kopiya.docx | 33.34 КБ |
zanyatie_no.docx | 23.14 КБ |
kartoteka.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект «Цветной мир»
Пояснительная записка
Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс
Актуальность и практическая значимость проекта.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для нашего учреждения: ежедневно ведется работа с воспитанниками, нуждающимися в психологической помощи. Я нашла такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась идея создания изо-студии «Цветной мир», в основу которой войдет применение техник арт-терапии.
Практическая значимость. Примененение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Проект «Цветной мир» рассчитан детей старшего дошкольного возраста, является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: он соответствует возрастным особенностям детей и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает детям формировать позитивную Я-концепцию.
Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная «Я-концепция», трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми..
Длительность проекта: 1 год
Цели и задачи.
Цель: гармонизация личности детей старшего дошкольного возраста, через раскрытие их творческого потенциала, профилактика социальной дезадаптации.
Задачи:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия.
Основное содержание работы.
Подготовительный этап:
- Изучение проблемы социально-коммуникативного развития.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
2этап Организация проекта.
1. Работа по тематическому планированию
2. Консультация для родителей на тему: Воспитание игрой
Родительское собрание : Социально – коммуникативное развитие ребенка» (март)
2.8. Выставка совместных рисунков родителей и детей на тему «Цветной мир»(апрель)
3 этап: Презентация проекта «Цветной мир» на родительском собрании(май)
Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.
При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы групповая, занятия продолжительностью 25-30 минут часа один раз в неделю. Дети старшей логопедической группы «Ручеек» 5-6 лет лет.
Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).
Структура занятий:
- заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
- ритуал приветствия,
- разминочные упражнения,
- реализация арт-техники и обсуждение продукта,
- заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
- рефлексия занятия,
- ритуал прощания.
Тематическое планирование занятий проекта «Цветной мир»
№ занятия | Тема | Основная используемая техника арт-терапии |
1. | Волшебные краски | Изотерапия |
2. | Карта моего внутреннего мира | Изотерапия |
3. | Рисунок в круге «Мандала» | Мандалотерапия, изотерапия |
4. | Индейские мандалы | Мандалотерапия |
5. | Парное рисование | Изотерапия |
6. | Я в натуральную величину | Изотерапия |
7. | Волшебная страна чувств | Изотерапия |
8 | Цветной мир | Изотерапия, аппликация, коллаж |
9 | Дудлинг | Изотерапия |
10 | Зентангл | Изотерапия |
11 | Обобщающие занятие по дудлингу и зентанглу | Изотерапия |
12 | Сказочные фигуры | Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия |
13 | Маски | Изотерапия |
14 | Игрушки из лыка | Фолк-терапия, куклотерапия |
15. | Тряпичные куклы | Фолк-терапия, куклотерапия |
16. | Рисуем музыку | Изотерапия, музыкотерапия |
17. | Коллаж «Какой Я» | Изотерапия, аппликация, коллаж |
18 | Мой портрет глазами группы | Изотерапия |
19 | Мой сосуд | Изотерапия |
20 | Наши ладошки | Изотерапия |
21 | Рисунок по мокрому листу | Изотерапия |
22 | Превратности жизни | Оригами |
23 | Портреты имен | Изотерапия |
24 | Сказочная страна | Сказкотерапия, драматерапия |
25. | Сон куклы | Куклотерапия, сказкотерапия |
26. | Линии конфликта | Изотерапия, лепка из пластилина |
27 | Отдарок на подарок | Фолк-терапия |
28 | Рисование на руках | Изотерапия |
29 | Герб моей семьи | Изотерапия, аппликация, коллаж |
30. | Фруктовая мандала | Мандалотерапия |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
для детей:
- у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
- занятия будут разнообразными по форме организации;
- будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
- в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
- музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
- цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
- сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи изо деятельности, фольклора, музыки;
- позитивная динамика в улучшении психологического здоровья детей: снижение уровня агрессивности, тревожности, увеличение показателей креативности, формирование адекватной самооценки, улучшение эмоционального фона, совершенствование навыков рефлексии, улучшение творческих способностей, повышение уверенности в себе.
- будут получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей.
- произойдут значительные изменения в общении детей с окружающими людьми;
- дети, постоянно посещающие Арт-студию «Цветной мир» найдут понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).
для родителей:
- родители вовлечены в единое пространство творческой группой, .
Реализация основной цели проекта:
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье». Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Перечисленные выше результаты будут свидетельствовать об эффективности проделанной работы.
Результаты проекта основаны на следующих положительных моментах:
- универсальность (возможность работы со многими проблемами);
- положительная результативность по итогам диагностики;
- открытая форма работы;
- разнообразие применяемых техник;
- вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
- материально-техническая доступность;
- формирование успешности у детей;
- положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.
Список использованной литературы:
- Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
- Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т.В./ М.: Просвещение, 2002.
- Выходцева В.Н., Романова Н.А. Арт-терапия – исцеляющее творчество.-C-Пб:Речь, 2002
- Кабилова С.Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
- Колошина Т.Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации, 2005.
- Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми., 2010.
- Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. // 2005, №3.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
- Назарова Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: Пресса, 2009.
Предварительный просмотр:
НОД №7 «Волшебная страна чувств».
Цель: развитие эмоциональной сферы и компетентности дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых.
Задачи: - продолжать знакомить детей с миром эмоций; - научить ребенка, понимать свои эмоции и чувства; - научить ребенка, понимать эмоции и чувства окружающих людей; - развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушки); - выявить особенности эмоционального благополучия детей;
Ожидаемые результаты: - понимают свои эмоции и эмоции других людей; - способны сдерживать себя и выражают свои эмоции в социально приемлемой форме; - выражают доброжелательность в общении с детьми и с взрослыми.
Предварительная работа: 1.Подготовительный этап: - изучение литературы; - разработка наглядности; - обогащение образовательной среды; 2. Практический этап: – беседа; - игры; - чтение художественной литературы; 3. Заключительный этап: - итоговое мероприятие
Оборудование: конверт, письмо; изображение гномов (весёлого, грустного, злого, испуганного); животные с печальными мордами; магнитофон; аудиозаписи (муз. Э. Грига «В пещере горного короля» и т.д.); карточки с явлениями природы; цветные карточки;
ХОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.
1 – «Приветствие» Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши радостные лица и услышать ваши голоса. Давайте пожелаем, друг другу «Доброго утра», повернёмся и улыбнёмся!
2 – Проблемная ситуация. Ведущий: Ребята! Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо. Давайте прочитаем, кому оно адресовано? (читается адрес) Как вы думаете, кто мог прислать вам это письмо? (Дети выдвигают свои версии). Давайте прочитаем его. (Психолог открывает конверт и зачитывает его содержание)
«Дорогие друзья. Я знаю, что вы на ваших занятиях учитесь узнавать и передавать различные эмоции, настроения. Также я знаю и вижу, что это у вас очень хорошо получается! Для меня это так приятно! Потому что это самое необходимое знание в нашей стране - стране эмоций! Я хочу пригласить вас всех в путешествие в нашу страну! Я подготовила для вас некоторые задачи, если вам удастся справиться с ними, в конце путешествия вас ждет приятный сюрприз. Если вы согласны, то, желаю вам прекрасного путешествия!
Подпись: Фея Эмоций.
Ну, что, отправляемся в путешествие? А на чём мы можем отправиться в путешествие? (Дети перечисляют)
3 – Основная часть.
Первая остановка – «Лес грусти» (показ презентации)
Ведущий - Дети, на что это похоже? Да, какой – то лес печальный. А давайте узнаем, кто живет в этом лесу. - Ведущий - Смотрите на этих животных. Что с ними? Что с их ротиками, бровками глазами? Что это за эмоция? (печаль) (рассматривают изображения) - Что произошло в этом лесу? Почему здесь такие все грустные? Животные (аудиозапись) «Вы правильно сказали. Мы грустные! Нам так грустно и мы не знаем, что делать, чтобы поднять свое настроение?» Ведущий - Детки, а у вас бывает грустное настроение? - А как можно поднять настроение? (Ответы детей) - А нам пора ехать дальше ...
Вторая остановка - «Пещера страха»
Психолог- Мы добрались до пещеры. «Страшные звуки» (звучит муз. Э. Грига «В пещере горного короля») - Отгадайте, какие звуки мы слышим? (Ответы детей). - Какие эти звуки грустные, страшные или веселые? (Ответы детей) - Наверное, здесь кто-то живет, давайте посмотрим? (Гномик Страх). - Как вы догадались? (рассматривают изображение гнома)
Читают записку гномика. «Научите меня преодолевать страх!»
Упражнение «У страха глаза велики» Психолог - А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха глаза велики. (Показывают большие круглые глаза с помощью рук). А теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки). А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Психолог - Посмотрите друг на друга и убедитесь, что уже ни у кого нет больших глаз, так что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу. - А нам пора ехать дальше ...
Динамическая пауза.
Все ребята дружно встали, Выпрямится. И на месте зашагали. Ходьба на месте. На носочках потянулись, Руки поднять вверх. А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, рукиположить за голову. Как пружинки мы присели, Присесть. И тихонько разом сели.Выпрямится и сесть.
Третья остановка - «Гора Злости», «Гнева».
Психолог - Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? (Гномик Злость) рассматривают изображение Гнома - Как вы догадались? - Что у него со ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным. - Что происходит с бровями? Покажите! Нос сморщивается. - Что происходит с глазами? Покажите! Дети изображают злость. - Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (Дети перечисляют)
Игра «Мамы злятся, когда ...» Дети садятся на стулья полукругом. Психолог задает вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», ноги стоят вместе. Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю. - Мамы злятся, когда опаздывают на работу. - Мамы злятся, когда едят мороженое. - Мамы злятся, когда на них кричат. - Мамы злятся, когда им дарят подарки. - Мамы злятся когда, опаздывают с ребенком в детский сад. - Мамы злятся, когда о маме говорят «плохая». - Мамы злятся, когда берут их вещи без разрешения. - Мамы злятся, когда их любят. - Да, любовь и доброе отношение может растопить любую злость!!!!!!
Беседа о гневе, о способах его выражения. Дети перечисляют уже известные им способыкоррекции (например, я предлагаю рвать бумагу и кидаться её в корзину злости).
Четвертая остановка - «Поляна Радости». Звучит веселая музыка.
Психолог - Кого вы видите на этой поляне? (Радостный Гномик) рассматривают изображение Гнома. - А какое у него настроение? - Дети, а что такое радость? (Ответы детей)К примеру: «Радость - это когда всем весело, все радуются» «Радость - это когда у всех праздник» «Радость - это когда никто не плачет» «Радость - это когда все здоровы» «Радость - это я, потому что мама мне говорит« Ты моя радость» «Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - это когда у всех». - Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей)
Психологический этюд «Кто как радуется» (задание от гномика). Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются: - При встрече с мамой; - Когда встречают гостей в свой день рождения; - Когда прогуливаются в парке с родителями; - Когда идут в цирк; - Когда получают подарок; - Когда вас кто-то насмешит; - Когда играют в веселую игру; Выразительные движения: объятия, улыбка, смех, радостные возгласы.
Игра «Цветок настроения». Давайте закроем глаза (звучит музыка), покружимся и мы переносимся с вами в волшебную страну. Открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной полянке. Посмотрите ребята! Какая красота вокруг, что мы видим на картинке?(Дети перечисляют) Дети: Это радуга!
Психолог: Правильно ребята! Давайте мы с вами присядем, и я расскажу вам историю. В волшебной стране Фея настроения очень любила природу и часто её рисовала. На какое настроение похожа гроза – злость, гнев; солнце – радость; снег, дождь – грусть, печаль; радуга – удивление. Я открою вам секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Мы с вами уже знаем, что цветом можно обозначить настроение. Давайте вспомним, какое настроение обозначают цвета нашей радуги. Дети: Рассказывают о цветах. Красный (восторг): бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры; Оранжевый (радость, веселье): цвет праздника, быстро поднимает настроение; Желтый (светлое, приятное настроение): веселое настроение - хочется радоваться всему; Зеленый (спокойствие, уравновешенность): общительное настроение - хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними; Голубой: хочется отдохнуть, полежать, посмотреть мультик;Синий(грусть): - спокойное настроение - хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно; Фиолетовый (тревога, напряжение): мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее и не слишком плохое. Чёрный (страх, испуг): хочется спрятаться, убежать, громко кричать.
Ведущий Мы с вами путешествовали в страну чувств и: ГРУСТИ, СТРАХА, ЗЛОСТИ, РАДОСТИ и узнали много нового об их эмоциональных особенностях (как они выражаются в мимике и пантомимике, телодвижениях и позах), что чувствует человек в том или ином эмоциональном состоянии. Как можно исправить плохое настроение, не принося вреда окружающим людям.
РЕФЛЕКСИЯ: А что хорошего вам запомнилось в нашем путешествии, что вам понравилось? Каждый из вас хочет быть в каком-то настроении, или какое настроение возникло после нашего путешествия? Давайте с вами это настроение, эмоцию изобразим с помощью этих ярких кругах, которые покажут ваше настроение. Дети выполняют данное задание
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться в детский сад. А на память об этом хотелось бы подарить каждому из вас это милое печенье с весёлыми мордашками на них.
Предварительный просмотр:
Картотека
арт-терапевтических упражнений
Составители:
Педагог-психолог: Золотарева Т.В.
Воспитатель: Пигушина Е.Н.
Арт-терапевтические упражнения
Упражнение «Маски»
Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и
состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.
На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими
Вы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.
Упражнение «Что такое мальчик? Что такое девочка?»
Цель: расширение представления о людях, социальном поведении людей.
Группа делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание – сделать совместный коллаж на тему: «Что такое мальчик? Что
такое девочка?». По окончании работы проводится совместное обсуждение. По окончании обсуждения обе группы объединяются и создают единый коллаж на эту же тему. Особое внимание уделяется тому, чтобы мнение каждой группы учитывалось при создании единой работы.
Упражнение «Рисование себя»
Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».
Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.
Упражнение «Процарапывание»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.
Материал: лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.
Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.
Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.
Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.
Упражнение «По сырому»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.
Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.
Упражнение «Набрызгивание»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.
Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.
Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания.
Упражнение «Яичная мозаика»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.
Упражнение «Монотипия»
Цель: Развивает творчество, фантазию.
Материал: целлофан или стекло (размером с лист бумаги), краски любые, чистая вода, бумага.
Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.
Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.
Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.
Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.
Упражнение «Парное рисование»
Время проведения: 10-15 мин.
Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Упражнение «Прогулка по лесу»
Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.
Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь...
2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.
3. Обсуждение и интерпретация рисунков.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы себя чувствуете?
- Как бы вы назвали свой рисунок?
- Что изображено расскажи?
- Какие чувства вызывают рисунки других участников?
- Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театральная гостиная» проект в старшей логопедической группе «Сказка»
Тип проекта:По деятельности - исследовательский, творческий, игровой.По содержанию – художественно-эстетический, педагогический.По числу участников: педагоги, дети и родители старшей группы «Сказка».П...
Краткосрочный проект в старшей логопедической группе на тему: «Овёс»
Цель: организовать коллективный труд детей старшего дошкольного возраста в природе, совместными усилиями педагога и старших дошкольников сделать посадку овса в разной питательной среде....
Проект в старшей логопедической группе на тему "Зимушка - зима"
Проект в старшей логопедической группе на тему "Зимушка - зима"...
Познавательный проект "Цветы" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Экологическое воспитание-одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления....
Проект в старшей логопедической группе на тему: "Увлекательное путешествие в мир транспорта"
Проект в старшей логопедической группе на тему: "Увлекательное путешествие в мир транспорта"...
Методическая разработка "Стихи И.П, Токмаковой в образовательном проекте для старшей логопедической группы"
Данная методическая разработка создана для изучения творчества И, П, ТОкмаковой на основе лексических тем в старшей логопедической группе...
Проект в старшей логопедической группе:«Профориентация через игру-пособие «Зоомагазин»
Проект в старшей логопедической группе "Профориентация через игру-пособие "Зоомагазин"...