Практические приемы работы с тревожными детьми и их родителями
методическая разработка по психологии
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожность отличается от тревоги. Тревога — это эпизодические проявления волнения, беспокойства (например, такое волнение можно сравнить с волнением перед выступлением), а тревожность является устойчивым состоянием. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх сказочных персонажей, страх врачей и т.п.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Каждому ребенку присущи определенные страхи, которые бывают возрастными и проходят бесследно по мере взросления. Однако если их очень много и они не исчезают с возрастом, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка или индивидуальных страхах, свойственные конкретному ребенку.
Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью, постоянным беспокойством и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем, у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Им трудно и иногда невозможно сконцентрироваться на чем-либо. Они испытывают мышечное напряжение, могут быть раздражительными, им присуще нарушение сна. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от деятельности, в которой испытывают затруднения. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Так как же нам помочь тревожному ребенку?! Ознакомившись с презентаций мы сможем узнать о практических приемах работы с тревожными детьми и их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_priemy_raboty_s_trevozhnymi_detmi.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р абота с тревожными детьми проводится в следующих направлениях : Повышение самооценки (называть по имени, хвалить, даже за незначительные успехи и особенно в присутствии других детей); Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях (применять сюжетно-ролевые игры; сочинять совместно с ребенком и использовать авторские сказки, истории, мультипликационные фильмы; рисовать страхи и обсуждать их); Снятие мышечного напряжения (игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, психогимнастика ); Работа с родителями (просвещение на собраниях, через наглядно-демонстрационные материалы на сайте, в родительских уголках, адресная помощь родителям, испытывающих тревожность)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ : Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость (лучше не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления). Не сравнивайте ребенка с окружающими (сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка). Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка – чаще хвалите его, но так, чтоб он знал , за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка (не запрещайте ребенку без всяких причин то , что вы разрешали раньше). Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его. Осторожно и дозировано используйте критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее ( с тарайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его сверстников). «Разрешите» ошибаться и спокойно относиться к ошибкам , мотивируйте желание их исправить , находя при этом разные варианты решения проблемы
Рекомендации педагогам при работе с тревожными детьми: 1. Желательно хвалить ребенка даже за незначительный успех. 2. Спрашивайте ребенка в середине занятия. 3. Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных. 4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад ) . 5. Предъявляйте адекватные требования к ребенку. 6. Используйте на занятиях визуальную поддержку. 7. Перед началом занятия выполняйте с детьми задания на снижение тревожности. 8. Снижайте количество замечаний. 9. Чаще обращайте к ребенку по имени. 10. Наказывая ребенка, не унижайте его. 11. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии других детей. 12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям. 13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 14. Избегайте длинных нотаций. 15. Обратите внимание на ваш стиль преподавания ( авторитарный стиль может усилить тревожность р ебенка)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ : 1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, предполагающих скорость выполнения. 2. Не сравнивайте своего ребенка с окружающими. 3 . Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. 4 . Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. 5. Чаще обращайтесь к нему по имени . 6. При общении используйте контакт «глаза в глаза», что вселяет доверие в душу ребенка. 7. Поощряйте ребенка за его успехи, даже самые не значительные. 8. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте ребенку во всем примером. 9. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. 10. Будьте последовательны в воспитании ребенка. 11. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. 12. Используйте наказание лишь в крайних случаях. 13. Не унижайте ребенка, наказывая его ! 14. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям. 15. Расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относиться к новым местам. 16. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими взрослыми». 17. Чаще слушайте спокойную, расслабляющую музыку, звуки природы, особенно перед сном. 18. За два часа до сна исключите просмотр телепередач и игры за компьютером
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ЧУВСТВА ДОВЕРИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ «Гусеница» Цель: учить доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе продвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой. Руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту » «Смена ритмов» Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение. Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре ... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее
« Зайки и слоники» Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поднимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки. Если слышат шаги человека? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет! Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Упражнения на мышечное расслабление «Олени» Представим себе, что мы олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки, они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох (3 раза ). Посмотрите: мы олени, Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени, А теперь немножко лени... Руки не напряжены, А расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики. Дышится легко, Ровно и глубоко. «Загораем» Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить участнику самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох. Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим ... Держим... Напрягаем ... Загораем! Опускаем (резко опустить) Ноги не напряжены, а расслаблены!
«Штанга» Цель: расслабление мышц ног и корпуса. Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится, вдох-выдох. Мы готовимся к рекорду, б удем заниматься спортом Штангу с пола поднимаем, (наклониться вперед) Крепко держим... (выпрямиться, руки вверх) И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали. Нам становится понятно, р асслабление - приятно! Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись . «Шарик» Цель: расслабление мышц живота. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар! Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь и выдох свободный, ненапряженный. Вот как шарик надуваем! И рукою проверяем (вдох) Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем... Дышится легко ... Ровно ... глубоко ...
«Винт» Цель: Снятие мышечного зажима в области плечевого пояса. «Ребята , давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то вправо, то влево. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали … Стоп !» «Насос и мяч» Цель: Расслабить максимальное количество мышц. Данное упражнение можно проводить в паре: ребенок-родитель, ребенок-ребенок. «Разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он: 1 - вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, 2 - выпрямилось туловище , 3 - поднимается голова, 4 - надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух « Шшш ». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.
Релаксация Цель: снятие мышечного напряжения. Дети (родители) ложатся на ковер. Инструкция : «Закройте глаза. Глубоко вдохните. Выдохните. Мы лежим на чудесной поляне и видим над собой голубое небо. Слушаем, как поют птицы, шелестит трава, журчит ручей. Вот, на соседний цветок села прекрасная бабочка … Вы видите, какие у нее замечательные разноцветные крылышки. Вот мы почувствовали аромат спелой земляники и свежеиспеченного хлеба – его испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную ароматную ягоду, и ощутим сладость спелой земляники. Шелковая трава нежно щекочет нам руки, ноги, лицо. Кто почувствует прикосновение, может открыть глаза ». Рефлексия: Обсудить «увиденное» детьми Упражнение - релаксация «Цветок» - взрослый включает спокойную музыку. Дети приседают. Мы хорошие, разноцветные цветы, которые растут на очаровательной поляне. Ласкаются цветы на солнце (поглаживают себя по ручкам, плечах, лицу). Вдруг пошел дождь (дети стучат пальчиками по коврику, сначала медленно, а затем - сильнее). Цветы начали расти (медленно поднимаются). Вдруг налетел ветер, и цветы начали шататься (дети дуют и качаются в разные стороны).
Психогимнастика Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, желательно при приглушенном свете, а может использоваться на родительском собрании. «Лицо загорает» Упражнение направлено на напряжение и расслабление мышц лица. «Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови – качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу».
Игра-драматизация «Ваза» Педагог рассказывает историю про девочку Машу: - Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела на улицу. На столе у окна стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, а ваза упала. Девочка испугалась. И тут в комнату вошла мама ... Как вы думаете, что она сделала и что сказала дочери? Что могла бы она сделать еще? Если дети не могут найти подходящий выход из ситуации, то педагог предлагает им такой вариант: успокоить девочку; сказать, что ничего страшного не произошло, а потом выслушать ее объяснение того, что случилось на самом деле. Цель- развитие способности переживать, выработка умения узнавать эмоции по их проявлению. Педагог говорит: - Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребенка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это мы будем без слов, с помощью прикосновений. Д ети выполняют задание
Игры-драматизации для родителей Предложите родителям обсудить следующие ситуации: Вы находитесь дома. Вдруг из другой комнаты раздается звон бьющегося стекла. Вы вбегаете в комнату и видите своего ребенка, стоящего у осколков вашей любимой вазы. Вы ссоритесь с близким человеком. Ребенок все слышит. Как вы думаете, что он может испытывать при этом? И как отреагировать, если малыш заплачет? Вы вместе с ребенком идете на прогулку. Он несет новую игрушку. В конце прогулки вы вдруг замечаете, что игрушки нет, где-то она потерялась и найти ее, увы, уже невозможно .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры и приемы работы с тревожными и гиперактивными детьми"
Определение тревожности, портрет тревожного ребенка, особенности поведения тревожных детей, причины возникновения тревожности, помощь тревожному ребенку, портрет гиперактивного ребенка, как выявить ги...
Практические приемы работы с мнемодорожками
Раскрываются игры с мнемодорожками...
Картотека игр для работы с тревожными детьми и детьми с ОВЗ
Материал содержит правила работы с тревожными детьми, методы снятия детской тревожности, игры на снятия напряжения и повышения уверенности в себе....
Косультация для родителей "Важность просодической стороны речи, практические приемы работы над выразительностью речи"
Рекомендации для родителей детей с ОНР 4-5 лет по теме "Просодическая сторона речи, приемы, способствующие развитию выразительности речи"...
Сказка на ночь. Приемы сказкотерапии в работе с тревожными детьми.
Эти сказки мы сочинили с детьми, имеющими повышенную тревожность. С помощью прочитывания и запоминания содержания сказки ребенок настраивается на спокойный сон, приобретает уверенность в своей безопас...
Доклад Практические приемы работы с тревожными детьми
Создание условий по формированию психолого-педагогической компетентности у педагогов при взаимодействии с тртревожными детьми...
Практические приемы работы с тревожными детьми
Исследования показывают, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым –причиной многих заболеваний. Проблема создания благоприятной ...