Консультация на тему: "Психологические проявления кризиса трех лет"
консультация по психологии (младшая группа)

В период раннего детства ребенок активно познает мир. Он становится очень подвижным, не сидит на месте. Он уже не так зависим от матери биологически, но по-прежнему нуждается в общении с взрослыми.

У ребенка стремительно развивается наглядно-действенное мышление, формируется новый вид деятельности – предметная деятельность. Ребенок начинает активно манипулировать предметами. Учится применять их и совмещать друг с другом. Познает новые свойства предмета. Однако причинно-следственные связи осваиваются благодаря объяснению взрослого. Взрослый подсказывает, каким образом нужно использовать предмет и что следует из этого использования. Ребенку необходимы помощь, одобрение, поддержка. В случае же если он не получает таковых, наблюдается заторможенность, пассивность, задержка развития. Действия с предметами создают основу волевого поведения. Ребенок учится навыкам самообслуживания, гигиены и т.д. Становится самостоятельным. В игре он учится творчеству, фантазии, специфическому использованию предметов в разных ситуациях и использованию их по назначению.

 Этот возраст сензитивен к освоению устной речи. Для успешного ее развития ребенку необходимо не только слышать, но и пытаться воспроизвести речь. Очень важно на этом этапе развития побуждать ребенка к речи: словесным общением, чтением сказок, вовлечением в диалог и т.д. Общение с взрослым имеет огромное значение в развитии ребенка. Позитивный эмоциональный фон, одобрение, принятие, сочувствие, тактильный контакт оказывают положительное влияние на развитие детей, в то время как негативный эмоциональный фон, частые порицания, крики, недовольство, игнорирование разрушительно на них воздействуют.

Ребенок активно растет и развивается и, приближаясь к трехлетнему возрасту больше не может оставаться на прежней стадии своего развития.

Все эти обстоятельства являются предпосылками к возникновению у ребенка возрастного кризиса, во время которого он выделяет себя из окружающего мира. У него возрастает самостоятельность, он стремится сделать все по-своему. Активно противостоит взрослому, противопоставляет себя ему, сравнивает себя с ним. Появляется потребность делать не так как ему велят, для него важно отстоять свою точку зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Психологические проявления кризиса трех лет»

В период раннего детства ребенок активно познает мир. Он становится очень подвижным, не сидит на месте. Он уже не так зависим от матери биологически, но по-прежнему нуждается в общении с взрослыми.

У ребенка стремительно развивается наглядно-действенное мышление, формируется новый вид деятельности – предметная деятельность. Ребенок начинает активно манипулировать предметами. Учится применять их и совмещать друг с другом. Познает новые свойства предмета. Однако причинно-следственные связи осваиваются благодаря объяснению взрослого. Взрослый подсказывает, каким образом нужно использовать предмет и что следует из этого использования. Ребенку необходимы помощь, одобрение, поддержка. В случае же если он не получает таковых, наблюдается заторможенность, пассивность, задержка развития. Действия с предметами создают основу волевого поведения. Ребенок учится навыкам самообслуживания, гигиены и т.д. Становится самостоятельным. В игре он учится творчеству, фантазии, специфическому использованию предметов в разных ситуациях и использованию их по назначению.

 Этот возраст сензитивен к освоению устной речи. Для успешного ее развития ребенку необходимо не только слышать, но и пытаться воспроизвести речь. Очень важно на этом этапе развития побуждать ребенка к речи: словесным общением, чтением сказок, вовлечением в диалог и т.д. Общение с взрослым имеет огромное значение в развитии ребенка. Позитивный эмоциональный фон, одобрение, принятие, сочувствие, тактильный контакт оказывают положительное влияние на развитие детей, в то время как негативный эмоциональный фон, частые порицания, крики, недовольство, игнорирование разрушительно на них воздействуют.

Ребенок активно растет и развивается и, приближаясь к трехлетнему возрасту больше не может оставаться на прежней стадии своего развития.

Все эти обстоятельства являются предпосылками к возникновению у ребенка возрастного кризиса, во время которого он выделяет себя из окружающего мира. У него возрастает самостоятельность, он стремится сделать все по-своему. Активно противостоит взрослому, противопоставляет себя ему, сравнивает себя с ним. Появляется потребность делать не так как ему велят, для него важно отстоять свою точку зрения.

Каждый этап развития человека характеризуется определенным видом ведущей деятельности, которая направлена на формирование основных психологических новообразований. Формирование ведущей деятельности на определенном этапе развития ребенка проходит с помощью и под контролем взрослого. Все то, что ребенок способен сделать с помощью взрослого, но пока не способен сделать без него называется зоной ближайшего развития. Зоной актуального развития называется то, что ребенок может осуществлять без помощи взрослого, то, чему он уже научился.

 В результате систематического выполнения определенных видов деятельности и накопления ребенком опыта, знаний, умений и навыков становится невозможным оставаться на прежнем уровне развития, появляется некая потребность в переходе на новую, более высокую ступень. Он готов к самостоятельному выполнению той деятельности, которую ранее мог выполнить только с помощью взрослого. Происходят психические и социальные изменения, которые определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь и весь ход его развития в данный период. Это свидетельствует о наступлении возрастного кризиса, пройдя через который ребенок переходит на более высокий уровень развития, от одного возрастного периода к другому.  Умения и навыки перемещаются из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Ребенок приобретает новообразования данного возрастного периода. Разрушается социальная ситуация развития характерная для предшествующего возраста и возникает другая более актуальная.

Психологические проявления кризиса трех лет

Трех-четырехлетний возраст является переходной стадией развития от периода раннего детства к дошкольному периоду. На стыке этих периодов наступает кризис трех лет.

Кризис трех лет характеризуется отделением ребенка от родителей, осознанием собственного «Я». В этот период ребенок осознает свои возможности и стремится проявить себя через самостоятельность. Он сравнивает себя с взрослыми и хочет быть как взрослый. В этом возрасте ребенок начинает проявлять волевые усилия. Может поступать вопреки своим желаниям и вопреки желаниям взрослых. Тем самым подчеркивая свою независимость и самостоятельность.

Ребенок начинает воспринимать себя отдельно от окружающего мира и той ситуации, в которой он находится. На этом этапе он открывает для себя свое «Я».  Он чувствует, что готов выполнять ту или иную деятельность без помощи взрослого и стремится попробовать свои силы, стремится сделать сам. В то же время у него появляется потребность в другого рода отношениях с окружающими. Он хочет, чтоб с его мнением считались, чтоб оно было значимым. Хочет, чтоб к нему относились как к взрослому. Именно поэтому в период возрастного кризиса ребенок проявляет негативизм и упрямство, пытаясь, таким образом, изменить прежнюю социальную ситуацию развития на новую, соответствующую его новому статусу.

В семьях, где налажен доверительный контакт, где с ребенком проводят много времени, играют, позволяют проявлять самостоятельность, поддерживают, кризисный возраст может протекать достаточно спокойно, без негативных проявлений. В случае же когда ребенка подавляют, высмеивают, наказывают за проявление самостоятельности, у ребенка возникает чувство неуверенности в себе и стыда, что негативно отражается на формировании личности ребенка.    

Кризис является своеобразным протестом ребенка против сложившихся форм отношения к нему. Через такое поведение он пытается проявить свою самостоятельность, независимость. Показывает родителям, что он стал взрослым. Стремится стать личностью.

Симптомы кризиса трех лет

Л.С. Выготский выделил семь симптомов кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивая, деспотизм.

Негативизм

При негативизме у ребенка наблюдается стремление к противоречию. Желание делать все не так как ему говорят взрослые. Однако негативизм следует отличать он непослушания. Негативизм характерен стремлением ребенка сделать все вопреки просьбам взрослого, даже в тех ситуациях, когда ему хочется исполнить эти просьбы. Особенно ярко можно наблюдать проявления негативизма в случае использования авторитарного тона.

В случае же непослушания ребенок отказывается делать то, что ему неприятно или то, чего он не хочет, а на то, что нравится соглашается с удовольствием.

Л.С. Выготский выделял два фактора отличающих негативизм от непослушания: на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку, а не отношение к содержанию ситуации, вторым фактором является то, что ребенок действует не под влиянием аффекта, а наперекор своей тенденции. При негативизме мотив существует вне конкретной ситуации.

Упрямство

Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, чего он сильно этого хочет, а потому, что он это потребовал.

Упрямство следует отличать от настойчивости. Проявляя настойчивость, ребенок стремится получить желаемое, а в случае упрямства он мотивирован своим первоначальным решением. Его первоначальное решение не позволяет ему согласиться на более выгодные условия, предложенные взрослым. Таким способом ребенок акцентирует внимание на том, что он сам решает, как ему поступать, демонстрируя независимость от взрослых и зарождение волевых качеств. Его потребность в независимости и самостоятельности становится выше его желаний в конкретной ситуации. Воля проявляется в отказе от заманчивых предложений взрослых в пользу отстаивания собственного мнения.

Строптивость

Строптивость проявляется в отношении норм поведения. Ребенок противится образу жизни, который вел раньше, проявляет бунтарство.  Ребенок начинает вести себя противоположно своему обычному поведению, его сопровождает постоянное недовольство. Он всему сопротивляется, противится.

Своеволие

Ребенок стремится все делать сам. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды, пытаясь добиться желаемого всеми возможными способами (плачем, криками, истериками и т.д.). Таким способом он пытается показать значимость своих требований окружающим. Для ребенка важно проявлять самостоятельность, самому принимать решения, быть таким же как взрослый. В случае подавления этой самостоятельности, он начинает сомневаться в собственных силах, в результате чего становится зависим от окружающих его людей. Поэтому необходимо всячески поощрять и одобрять такую автономию.

Протест-бунт

Ребенок протестует против всего. Находится в постоянном состоянии конфликта с окружающими. Противится всем просьбам родителей и своему нынешнему образу жизни.

Обесценивание

Ребенок проявляет отрицательное отношение к вещам, которые не несут никакого негативного смысла. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Стремится обесценить все, что его окружает.

Деспотизм

Стремление к деспотической власти над близкими людьми. Ребенок требует от родителей делать все, что он хочет. По отношению к братьям и сестрам деспотизм может проявляться в форме ревности.

Для того чтобы добиться более мягкого протекания кризиса родителям необходимо дать ребенку больше свободы. Поощрять его самостоятельность, поддерживать в ситуациях неудач. С терпением относиться ко всем проказам.

В результате, выйдя из кризиса, ребенок приобретает положительные качества, которые в будущем составят основу его личности.

Новообразования кризиса трех лет

Кризис трех лет считается одним из наиболее сложных и важных периодов в жизни человека.

Наверное, самым главным новообразованием этого периода является возникновение «системы Я». Появляется самооценка, потребность в самореализации, оценке окружающих.  Образуются новые социальные связи и отношения. В этот период ребенок начинает принимать социальные нормы как мотив собственного поведения, что А.Н. Леонтьев называл первым рождением личности.

Возникает воля. Теперь ребенок способен сделать не так как ему хочется, а так как этого требуют социальные нормы.

У него появляется стремление к цели, теперь он не просто манипулирует предметами, он стремятся использовать их по назначению. Предмет стал для него орудием действия. Зарождается наглядно-образное мышление. Для ребенка важно сделать правильно, так как надо. Ему важна положительная оценка взрослого, похвала.

Появляется чувство собственного достоинства, которое в этот период достаточно ярко выражено. Ребенок становится обидчивым и чувствительным к негативным оценкам своих достижений, он может преувеличивать свои успехи или приписывать себе чужие. Это личностное новообразование называется «гордостью за достижения», оно включает в себя отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру. Таким образом, у ребенка формируется мировоззрение (отношение к миру, к взрослому как образцу поведения и самооценка сквозь призму своих достижений), он начинает по-новому видеть этот мир и себя в этом мире, ощущая себя отдельно от него. Перед ребенком открываются новые возможности для познания, самоутверждения, самореализации. Он ставит новые, не доступные ему ранее цели и стремится к их достижению, ощущая гордость в случае успеха. В ситуациях положительной оценки он может испытывать чувство гордости, радости, уверенности или наоборот чувство стыда, неуверенности в ситуациях отрицательной оценки ребенок смотрит на себя «глазами» взрослого, как бы со стороны, что в дальнейшем формирует его самосознание, самооценку и отношение к себе. Отрицательное или равнодушное отношение взрослого к успехам ребенка негативно влияет на его дальнейшее развитие. Ребенок теряет уверенность в себе, в собственных силах, формируется заниженная самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как преодолеть кризис трех лет?", Словесные игры по дороге домой для детей 3-4 лет.

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности в период преодоления кризиса и что могут сделать родители для того, чтобы ребенок вышел из кризиса с набором положи...

Консультация для родителей на тему: «Кризис трех лет».

Основные проявления кризиса трех летК трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрос...

Подходы к преодолению негативных проявлений кризиса трех лет у младших дошкольников в условиях ДОО

Переживание кризиса трех лет является сложным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых: родителей, педагогов, которым важно выбрать правильные стратегии воспитания и обучения, ко...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...