“Игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду”
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Яковец Мария Александровна

С поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужими, незнакомыми людьми, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.

Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).

Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно. Для этого воспитатель совместно с педагогом-психологом проводят адаптационные игры, направленные на создание психологически позитивного микроклимата в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_igry_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx129.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-забавы

« Забей гвозди»

Задачи: развитие координации движений, внимания, точности, моторики рук. Снятие эмоционального напряжения.

Описание: Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок забил гвозди молоточком и, перевернув игрушку, продолжил забивать их снова.

«Пузырчатая упаковка»

Полиэтиленовая упаковка с небольшими выпуклыми пустотами, заполненными воздухом, которую используем для сохранности хрупких грузов при транспортировке, стала любимым развлечением не только малышей, но и взрослых. Ученые выяснили, что щелканье пузырьков упаковки оказывает успокаивающей эффект за счет реализации свойственных человеку деструктивных импульсов. Проще говоря, это безвредный способ выразить стремление к разрушению чего-либо. Также существует мнение,  что процесс уничтожения пузырьков требует от человеческого мозга определенного уровня концентрации, однако такого, который не утомляет, но достаточно отвлекает от происходящего вокруг.

C:\Users\ПК\Pictures\забей гвозди.jpgC:\Users\ПК\Pictures\1649065.jpg

«Боулинг»

Расставьте на полу кегли или пустые пластиковые бутылки. Пусть малыш бросает или толкает мяч, пытаясь сбить кегли. По мере того, как ручки малыша будут крепнуть, и он будет толкать мяч сильнее, вы сможете усложнить игру: наливать в бутылки воду, понемногу увеличивая объем, - так их будет труднее сбить.

 

Игры с мыльными пузырями

«Пускание мыльных пузырей»

Цель: помочь детям адаптироваться к новым для них условиям детского сада

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения

Описание: Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: (а дети ловят пузыри)                 Выдуваем пузыри,                            

Как воздушные шары.                                

Пузыри летают,

Хлопают и тают

На губах и на щеке,

На полу и потолке.

Подрастают и блестят,

Раздуваются, дрожат.

Раз-с горошек!

Раз-с орех!

Три-поднялся выше всех!

Подвижные (моторные) игры

«Прыжки»

Дети, испытывающие тревогу, интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им неважно, где прыгать: на батуте, на кровати или диване. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.

«Прыгай веселей»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.

Описание: педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! (прыгают на двух ногах)

Прыгай, прыгай побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз! (руки поднимают вверх, вниз)

И немного покружились! (кружатся на месте)

Мы немножко отдохнем

И опять играть начнем.

«Танец с листьями»

Воспитатель читает стихи, раздает листья, показывает движения

Ветер по лесу гуляет, 

Ветер листики срывает. 

Листья падают, шуршат, 

И в ладошки к нам летят.

Ветер, ветер-ветерок,

Покружи ты наш листок, 

Поверти, покрути

И на землю опусти. 

Дует, дует ветерок.

И качает листок.

«Бубен и погремушки»

Хлопай ладошкой (один ребенок ударяет в бубен, остальные дети слушают)

В бубен посмелей.

Всем ребятишкам

Станет веселей.

Наши погремушки (все дети играют на погремушках, ребенок с бубном слушает)

Тоже заиграли.

Мы друзей позвали

Вместе заплясали.

Дидактические сенсорные игры своими руками

Игра с синельной проволокой

Оборудование: синельная (или шенильная) проволока, дуршлаг.

Синельная проволока совершенно безопасна для фантазии ребенка. Детям предлагается  вставить синельную проволоку в отверстия дуршлага. Это игра подходит для детей от 1 года до 2 лет. Для детей 2-3 лет можно игру усложнить-предложить вставлять или выдергивать проволоку определенного цвета.

Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка

Сенсорная адаптационная юбка - это необычное пособие для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная  юбка состоит из большого количества деталей.

Это карманы разных цветов, карманы с изображением геометрических фигур, различные застежки, ленточки и многое другое. Дети  с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая их необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть с деталями сенсорной юбки. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необычный для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.

Задачи:

  1. Создание теплых и доверительных отношений между педагогом и ребенком.
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы
  3. Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти)
  4. Развитие познавательной и исследовательской активности
  5. Развитие коммуникативных способностей.

«Шуршащая коробка»

Оборудование: коробка или чашка с нарезанной белой, а лучше цветной бумагой, игрушки небольшого размера, допустимого для этого возраста, или тематические картинки.

Взрослый прячет предметы или картинки в бумагу, детям предлагается найти все спрятанные предметы. Для усложнения игры можно предложить детям на ощупь найти определенный предмет: мячик или ложку.

Игры с водой

Почти все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Переливание воды из емкости в емкость, наливание воды шприцем или пипеткой, ложкой, эксперименты с подкрашиванием воды красками - все эти занятия приводят к тому, что дети сосредотачиваются на игре и успокаиваются. Можно в работе с детьми использовать разные игры: «Ловись рыбка!», «Остров», «Смешная лейка»

«Остров»

Большой кусок пенопласта превратиться в необитаемый остров в океане. Или обитаемый? Пусть малыш «заселит» остров жителями, украсит цветами и травинками. А потом отправит туда корабль с туристами. Детское экспериментирование.

 

«Смешная лейка»

Если под рукой нет настоящей лейки, можно очень быстро смастерить для малыша самодельный «дождик» из пластиковой бутылки. Причем проделывать отверстия можно не только в крышке, но и в самой бутылке. Малыш будет нажимать на бутылку и радоваться струйкам и фонтанчикам, бьющим с разных сторон.

Релаксационные игры

  • Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
  • Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
  • Игры с прищепками
  • Игры - «усыплялки», колыбельные.

Игры с прищепками - релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки.

 

«Лиса»

Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи.

Описание: ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:

Шубка рыжая и хвост-

Тянет в норку хитрый нос.

Ротик открывает

И мышат пугает.

«Поделки из прищепок»

Цель: научить ребенка самостоятельно прицеплять прищепки.

Задачи: - обогащать сенсорный опыт детей

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей

- воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

Описание: чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле)

Таким образом,  все предложенные игры помогают преодолеть различные негативные реакции: успокоение во время плача, агрессии, гнева, страха и гармонизации его психического состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Статья "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста в детском саду

В статье рассказывается о том, как игры помогают легче адаптироваться детям к детскому саду в период адаптации....

Консультация для воспитателей «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптацииЗадачи:- познакомить воспитателей с особенностями ус...

Положительный опыт успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Когда ребёнок поступает  в детский сад, для всей его семьи наступает непростой период жизни: как у самого  ребенка, так и у его родителей.  Для малыша - это сильное стрессовое пер...

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...