“Игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду”
методическая разработка по психологии (младшая группа)
С поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужими, незнакомыми людьми, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.
Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).
Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно. Для этого воспитатель совместно с педагогом-психологом проводят адаптационные игры, направленные на создание психологически позитивного микроклимата в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnye_igry_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 129.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-забавы
« Забей гвозди»
Задачи: развитие координации движений, внимания, точности, моторики рук. Снятие эмоционального напряжения.
Описание: Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок забил гвозди молоточком и, перевернув игрушку, продолжил забивать их снова.
«Пузырчатая упаковка»
Полиэтиленовая упаковка с небольшими выпуклыми пустотами, заполненными воздухом, которую используем для сохранности хрупких грузов при транспортировке, стала любимым развлечением не только малышей, но и взрослых. Ученые выяснили, что щелканье пузырьков упаковки оказывает успокаивающей эффект за счет реализации свойственных человеку деструктивных импульсов. Проще говоря, это безвредный способ выразить стремление к разрушению чего-либо. Также существует мнение, что процесс уничтожения пузырьков требует от человеческого мозга определенного уровня концентрации, однако такого, который не утомляет, но достаточно отвлекает от происходящего вокруг.
«Боулинг»
Расставьте на полу кегли или пустые пластиковые бутылки. Пусть малыш бросает или толкает мяч, пытаясь сбить кегли. По мере того, как ручки малыша будут крепнуть, и он будет толкать мяч сильнее, вы сможете усложнить игру: наливать в бутылки воду, понемногу увеличивая объем, - так их будет труднее сбить.
Игры с мыльными пузырями
«Пускание мыльных пузырей»
Цель: помочь детям адаптироваться к новым для них условиям детского сада
Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения
Описание: Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: (а дети ловят пузыри) Выдуваем пузыри,
Как воздушные шары.
Пузыри летают,
Хлопают и тают
На губах и на щеке,
На полу и потолке.
Подрастают и блестят,
Раздуваются, дрожат.
Раз-с горошек!
Раз-с орех!
Три-поднялся выше всех!
Подвижные (моторные) игры
«Прыжки»
Дети, испытывающие тревогу, интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им неважно, где прыгать: на батуте, на кровати или диване. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.
«Прыгай веселей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада
Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Описание: педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! (прыгают на двух ногах)
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! (руки поднимают вверх, вниз)
И немного покружились! (кружатся на месте)
Мы немножко отдохнем
И опять играть начнем.
«Танец с листьями»
Воспитатель читает стихи, раздает листья, показывает движения
Ветер по лесу гуляет,
Ветер листики срывает.
Листья падают, шуршат,
И в ладошки к нам летят.
Ветер, ветер-ветерок,
Покружи ты наш листок,
Поверти, покрути
И на землю опусти.
Дует, дует ветерок.
И качает листок.
«Бубен и погремушки»
Хлопай ладошкой (один ребенок ударяет в бубен, остальные дети слушают)
В бубен посмелей.
Всем ребятишкам
Станет веселей.
Наши погремушки (все дети играют на погремушках, ребенок с бубном слушает)
Тоже заиграли.
Мы друзей позвали
Вместе заплясали.
Дидактические сенсорные игры своими руками
Игра с синельной проволокой
Оборудование: синельная (или шенильная) проволока, дуршлаг.
Синельная проволока совершенно безопасна для фантазии ребенка. Детям предлагается вставить синельную проволоку в отверстия дуршлага. Это игра подходит для детей от 1 года до 2 лет. Для детей 2-3 лет можно игру усложнить-предложить вставлять или выдергивать проволоку определенного цвета.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка
Сенсорная адаптационная юбка - это необычное пособие для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная юбка состоит из большого количества деталей.
Это карманы разных цветов, карманы с изображением геометрических фигур, различные застежки, ленточки и многое другое. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. В период адаптации юбка помогает детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми. Педагог, завлекая их необычным пособием, превращается в волшебную фею, которая предлагает поиграть с деталями сенсорной юбки. Между взрослым и ребенком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необычный для создания теплых и доверительных отношений в период адаптации.
Задачи:
- Создание теплых и доверительных отношений между педагогом и ребенком.
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Развитие психических процессов у детей (восприятия, внимания, памяти)
- Развитие познавательной и исследовательской активности
- Развитие коммуникативных способностей.
«Шуршащая коробка»
Оборудование: коробка или чашка с нарезанной белой, а лучше цветной бумагой, игрушки небольшого размера, допустимого для этого возраста, или тематические картинки.
Взрослый прячет предметы или картинки в бумагу, детям предлагается найти все спрятанные предметы. Для усложнения игры можно предложить детям на ощупь найти определенный предмет: мячик или ложку.
Игры с водой
Почти все игры с водой действуют на детей успокаивающе и расслабляюще. Переливание воды из емкости в емкость, наливание воды шприцем или пипеткой, ложкой, эксперименты с подкрашиванием воды красками - все эти занятия приводят к тому, что дети сосредотачиваются на игре и успокаиваются. Можно в работе с детьми использовать разные игры: «Ловись рыбка!», «Остров», «Смешная лейка»
«Остров»
Большой кусок пенопласта превратиться в необитаемый остров в океане. Или обитаемый? Пусть малыш «заселит» остров жителями, украсит цветами и травинками. А потом отправит туда корабль с туристами. Детское экспериментирование.
«Смешная лейка»
Если под рукой нет настоящей лейки, можно очень быстро смастерить для малыша самодельный «дождик» из пластиковой бутылки. Причем проделывать отверстия можно не только в крышке, но и в самой бутылке. Малыш будет нажимать на бутылку и радоваться струйкам и фонтанчикам, бьющим с разных сторон.
Релаксационные игры
- Игры, помогающие достичь состояния релаксации путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела
- Игры, помогающие добиться состояния релаксации путем чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
- Игры с прищепками
- Игры - «усыплялки», колыбельные.
Игры с прищепками - релаксация достигается путем сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки.
«Лиса»
Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики рук, коммуникативной функции речи.
Описание: ритмично открывать и закрывать «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Шубка рыжая и хвост-
Тянет в норку хитрый нос.
Ротик открывает
И мышат пугает.
«Поделки из прищепок»
Цель: научить ребенка самостоятельно прицеплять прищепки.
Задачи: - обогащать сенсорный опыт детей
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей
- воспитывать усидчивость, умение принимать воображаемую игровую ситуацию.
Описание: чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле)
Таким образом, все предложенные игры помогают преодолеть различные негативные реакции: успокоение во время плача, агрессии, гнева, страха и гармонизации его психического состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Статья "Роль игры в период адаптации детей раннего возраста в детском саду
В статье рассказывается о том, как игры помогают легче адаптироваться детям к детскому саду в период адаптации....
Консультация для воспитателей «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптацииЗадачи:- познакомить воспитателей с особенностями ус...
Положительный опыт успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Когда ребёнок поступает в детский сад, для всей его семьи наступает непростой период жизни: как у самого ребенка, так и у его родителей. Для малыша - это сильное стрессовое пер...
Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...