"ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ИНИЦИАТИВ "
статья по психологии (младшая группа)

Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей деятельности. Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует раскрытие личностных особенностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.i.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Симонова О.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 7 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ИНИЦИАТИВ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА)

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра раскрывается перед детьми мир творческих способностей личности. Полноценного умственного развития не может быть без игры. Необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему, то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, для преобразования ее и себя.

Ранний дошкольный возраст - этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности.

Развитие нравственных качеств, происходит в игре при непосредственное общение со сверстниками. Ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, развиваясь и получая подготовку к дальнейшей деятельности. Включение игры в процесс обучения детей повышает его успешность, так как игра создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению материала; непосредственно влияет на коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует раскрытие личностных особенностей. Развития личности детей раннего дошкольного возраста, может быть эффективной, если в дополнение к основной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, будет составлен и внедрен проект «Влияние игры на развитие личности детей раннего дошкольного возраста», и одним из условий реализации будет являться организация игровой деятельность.

С самого раннего детства ребенок начинает активно познавать, окружающий его мир предметов, взрослый помогает ему освоить новые способы действий с ними. Слово «Игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста – предметно манипулятивная. С помощью предметно-манипулятивной деятельности ребенок начинает осваивать предметные игры. Именно взрослый способен вызвать и подержать активность ребенка, обогатить жизнь ребенка новыми впечатлениями. игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка - сюжетно-ролевой игре.

За годы моей работы на группе раннего возраста я прихожу к выводу, что возникновение игры не происходит само собой. Для этого необходима помощь взрослых или старших детей, уже имеющих играть. Таким образом, маленького ребёнка необходимо целенаправленно обучать игре. Ребенок учится играть не на занятиях, а в процессе игры со взрослым, передающим ребенку способ замещения одних предметов другими. Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраст. В настоящее время у детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.

Игра - отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально-культурные ситуации и отношения. Педагог в игре участвует как играющий партнер, главной его целью является правильно использовать время, выделенное в течение дня на игровую деятельность, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

Игра в раннем возрасте основана на предметных действиях, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать деятельности взрослых. В начале года игры детей непродолжительны (3–6 минут), но постепенно, при условии правильно организованного педагогического руководства игры становятся более длительными (8–10 минут).

В раннем детстве у ребенка происходит понимание того, что одни предметы могут заменять другие, служить их заменителями. О первых проявлениях игры можно судить в том случае, если ребенок начинает использовать предметы-заменители. Ребенок кормит куклу палочкой-ложкой, раскладывает перед ней игрушечные камушки-котлетки, укладывает ее спать в коробку-кроватку. Ребенок уже овладел предметными действиями, то есть он научился их обобщать и с легкостью переносить с одного предмета на другой. Такая игра появляется у ребенка в возрасте 2-3 лет. Нередко дети раннего возраста задерживаются на стадии манипулирования, не пользуются предметами –заменителями. Вследствие этого не происходит переход к предметной игре. Педагогам необходимо стимулировать этот переход, так как он выводит ребенка на новую ступень психического развития. Если же задать вопрос маленькому ребенку, который занят перебиранием камушков или кубиков, зачастую он отвечает: «Играю в камушки» или «Играю в кубики». Но часто бывает достаточно принести куклу, или самому взрослому включиться в деятельность ребенка, как его действия приобретают игровой характер. Взрослый может предложить ребенку «помыть» куклу, «покормить» ее, «уложить спать», вместе с ребенком «испечь пирожки» из шишек, «сварить макароны» из травы и т.п. Как правило, возникновению предметной игры способствует показ отдельных действий взрослым, а потом перенос ребенком этих же действий на другие предметы и ситуации .

Главной задачей педагога является формирование у детей первой младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Только в случае организации процесса игры по принципу решения конкретных игровых задач, она будет иметь развивающий характер. Так, игровая задача может быть прямопоставленной: «Уложи куклу спать», может быть сформулирована в косвенной форме: «Кукла хочет спать», а затем и менее конкретно: «Кукла устала», — в этом случае дети сами ищут решение поставленной задачи.

Игровая деятельность в первой младшей группе имеет большое разнообразие тематик и ролевых сопровождений. Это и игры с куклами (кукла заболела, укладывание куклы спать, обед для куклы и др.), и игры с транспортом и машинами (ремонт машины, автобус везет пассажиров и др.), и игры с игрушечными животными (уход за животным, цирк и др.), и игры в магазин (овощной, мясной, магазин одежды и др.), и игры в больницу (прием у врача, прививки, уколы и др.) и т. д.

Между игрой и воображением существует тесная взаимосвязь. В процессе игры происходит формирование и развитие всех сторон личности ребенка. Помимо этого, игра способствует появлению значительных изменений в психической сфере ребенка, которые обеспечивают переход на новую, наиболее высокую стадию развития. Игра считается «спутником детства», в раннем дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью, взаимосвязанной с трудом и учением.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Ребенок двух-трех лет способен играть по предварительному замыслу, и даже подбирать в соответствии с ним игрушки и предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, какие грузы машина будет перевозить и т. д. В игре присутствует сюжет, она теперь состоит из ряда связанных между собой событий. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игра должна ребенку давать возможность применять на практике то, что ему хорошо знакомо и побуждать к усвоению нового. В конце третьего года жизни ролевые игры становятся любимыми у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с уче...

«Взаимодействие детского сада и Дома культуры как модель открытой образовательной среды ДОО в поддержке детских инициатив.»

Взаимодействия МБДОУ  детского сада № 5 «Звездочка» с учреждениями социума  создание модели открытой образовательной среды, ориентированной на поддержку творческих инициатив дошк...

Поддержка детских игровых инициатив

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы поддержки и развития игровой инициативы детей 3-4 лет....

Статья на тему: "Особенности поддержки детских игровых инициатив"

Для полноценного развития дошкольникунеобходима спонтанная игра, развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность дошкольника. Поддержка детской инициавтив...

«Развитие и поддержка детских инициатив в проектной деятельности»

Перед нами встал вопрос: как организовать (создать) условия для развития детских инициатив и творческого самовыражения?...

Проект «Профи я и вся семья»: поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников

Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разно...

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Поддержка детских игровых инициатив (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)....