Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР
статья по психологии

Макухина Елена Геннадьевна

У детей с системным нарушением речи выявляются многочисленные особенности развития познавательных процессов. Педагогу-психологу, работающему в ПМПК или в логопедических группах детского сада, очень важно о них знать, чтобы адекватно выявить уровень психического развития ребенка, определить наиболее оптимальный образовательный маршрут для него и  грамотно построить свою коррекционную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР

Макухина Елена Геннадьевна,

педагог-психолог ЦПМСС

Красносельского района

Общее недоразвитие речи (ОНР) -  системное нарушение речи, которое охватывает все компоненты и механизмы речевой деятельности. Это сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и с сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование базовых компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

Общее недоразвитие речи несет системный характер, так как затрагивает не только речь, но и остальные психические процессы, в том числе и познавательную деятельность (восприятие, память, внимание, мышление). Познавательные процессы у детей с ОНР характеризуются определенными отличиями от возрастной нормы и задержанными сроками развития.

Р.Е. Левина рассматривала отклонения в развитии познавательных процессов при выраженных речевых нарушениях как вторичную задержку, зависящую по своей структуре от характера первичного речевого дефекта. В связи с этим у детей с ОНР при первично сохранном интеллекте проявляются выраженные трудности обучения, проявляющиеся в своеобразном и неравномерном, дисгармоничном отставании психического развития.

Как правило, уже в раннем возрасте проявляется отставание психомоторного и речевого развития. Может отмечаться более позднее, по сравнению с возрастной нормой, развитие локомоторных функций: малыши позже начинают держать головку, сидеть, ходить, недостаточно развита общая моторика (страдает координация и техника основных движений: менее быстрые, ловкие, выносливые). Мелкая моторика длительное время остается недостаточно дифференцированной, нередко встречается левшевство.

Особенности коммуникативной деятельности у детей с ОНР чаще всего проявляются в том, что более активно развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты), которые компенсируют речевые нарушения. Трудности коммуникации могут проявляться в виде незаинтересованности в речевых контактах, стойком негативизме, низкой речевой активности, наличии выраженных эмоциональных реакций на ситуации непонимания со стороны окружающих, попытках «замаскировать» речевой дефект с помощью поведенческих и иных уловок. Дети из данной категории характеризуются снижением потребности в общении, а так же медленными темпами овладения видами коммуникативной деятельности. У большинства 6-7 летних детей с ОНР преобладает ситуативно-деловая форма коммуникации, преимущественно во время совместной со взрослым игровой деятельности. Напомним, что такое поведение больше свойственно нормально развивающимся детям 2-4 летнего возраста.

Особенности игровой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи проявляются в содержательной бедности, отсутствии речевого сопровождения либо чрезвычайной краткостью и фрагментарностью детских высказываний. Сама же игровая деятельность носит процессуальный, предметно-манипулятивный характер, формирование сюжетно-ролевой игры запаздывает. Сюжеты игр стереотипны, творческие проявления ограничены. Дети не могут организовать коллективную игру, не умеют строить ролевые отношения, использовать предметы-заместители, редко являются инициаторами игровых диалогов.

Для многих воспитанников логопедических групп характерно проявление различной нервной симптоматики, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, крайняя возбудимость. Поэтому игры, не контролируемые воспитателем или родителем, обретают крайне неорганизованные формы. Часто дети вообще не могут занять себя определенным делом, что свидетельствует о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Во время коллективного выполнения поручения взрослого дошкольники стремятся делать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобное поведение говорит о низком уровне развития коммуникативных навыков, умений сотрудничества, что наряду со сниженным пониманием речи окружающих и ограничением собственных речевых возможностей препятствует полноценному развитию межличностных отношений, общения и социальной адаптации детей в целом.

Особенности восприятия при речевых нарушениях у дошкольников. Нарушения фонематического восприятия наблюдаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается связь расстройств речеслухового и речедвигательного анализаторов. Замечено, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии влияет на слуховое восприятие фонем. Прослеживается прямая зависимость между нарушениями произношения звуков и их восприятия: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее различаются фонемы на слух.

При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет способность отчетливо слышать и различать звуки речи, у него отмечаются явления, определяемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным. Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы. В случаях ограниченных поражений дефект менее выражен – ребенок не может различать лишь «парные», отличающиеся только одним признаком (например, звонкостью), «оппозиционные» звуки, хотя хорошо улавливают как тембровые особенности речи, так и ее интонацию. Речевая акустическая агнозия лежит в основе такого нарушения речи, как сенсорная афазия.

У дошкольников с речевыми нарушениями часто выявляются недоразвитие зрительного восприятия, несформированность целостного образа предмета. Однако простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от возрастной нормы. Трудности выявляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях зашумления и наложения): увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания, число которых увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.

При исследовании зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ОНР выявляются нарушения оптико-пространственного гнозиса, пространственных представлений, лицевого гнозиса, орального стереогноза. Нарушения оптико-пространственного гнозиса характерны для детей с органическими поражениями мозга. Считается, что наиболее благоприятна динамика развития пространственного восприятия у детей с ЗРР, а наименее – при алалии. Степень нарушений оптико-пространственного гнозиса зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно формирования пространственных представлений. У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие буквенного гнозиса: они не узнают буквы, наложенные друг на друга; с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв; обнаруживают трудности в сравнении и назывании букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются неготовыми к овладению письмом и чтением.

Пространственные представления у детей с недоразвитием речи характеризуются в затруднении различения понятий «слева» и «справа», ориентировке в схеме собственного тела. Наиболее отчетливые пространственные нарушения отмечаются у детей 6-8 лет с нарушением функционирования теменных отделов мозга. Данные нарушения характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации. Значительная роль пространственных нарушений усматривается в стойкости и выраженности расстройств письменной речи (дисграфии и дислексии), нарушениях счета.

Исследования лицевого гнозиса показывают зависимость между его нарушениями (особенно в области оральной мускулатуры) и степенью расстройств звукопроизношения. Наиболее выраженные нарушения лицевого гнозиса характерны для детей с алалией и дизартрией.

Таким образом, нарушения зрительной сферы у детей с выраженной речевой патологией проявляются в основном в недифференцированности и бедности зрительных образов, непрочности и инертности зрительных следов, а также в отсутствии адекватной и прочной связи слова со зрительным представлением предмета. Сенсорное развитие ребенка с речевыми нарушениями проходит чрезвычайно неравномерно и значительно отстает по срокам формирования.

Внимание детей с речевым недоразвитием имеет ряд патологических особенностей, таких как сужение объема, неустойчивость, более низкий уровень произвольности.

Различия в проявлении произвольного внимания зависят от модальности раздражителя (слуховой, зрительный, тактильный): детям с ОНР гораздо легче сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях зрительной, чем словесной инструкции.

Страдает произвольная регуляция деятельности в целом, все виды контроля (упреждающий, текущий и последующий). Наименее сформированы упреждающий контроль, связанный с инструкции педагога, анализом условий задания, и текущий контроль в процессе выполнения задания. Последующий контроль (по результату), как правило, требует дополнительной помощи педагога – показа образца, повтора инструкции, конкретных указаний и т.п. Дети затрудняются в поиске различных способов и средств решения задач, сосредоточении внимания на анализе условий, забывают части речевой инструкции.

Темп деятельности у дошкольников с ОНР имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практической деятельностью для таких детей становится практически невыполнимой задачей. При этом у них преобладают речевые реакции констатирующего и уточняющего характера. У детей с ОНР ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно устраняются и замечаются.

Особенности произвольного внимания у детей с недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с нарушениями речи приводит к значительному нарушению или несформированности у них структуры деятельности.

Особенности памяти у детей с речевыми нарушениями: заметно снижена продуктивность запоминания и слухоречевая память по сравнению с нормально говорящими детьми, при этом уровень развития слухоречевой памяти снижается в соответствии со снижением уровня речевого развития. Дети с ОНР часто забывают сложные инструкции (3-4-х ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий, не используют речевые высказывания с целью уточнения инструкции. Кратковременная память характеризуется медленным темпом заучивания, снижением скорости и объема запоминания, нарушением порядка воспроизведения стимулов, повышенной тормозимостью следов мнестической деятельности за счет побочных факторов. Дети с недоразвитием речи после первого предъявления точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество), часто повторяя одно и то же слово несколько раз или вводя другие слова. Допущенные ошибки воспроизведения они, как правило, не исправляют и не замечают.

Особенности развития мышления у детей с общим недоразвитием речи. Тесная связь между нарушениями речи детей и другими сторонами их психического развития обусловливает некоторые специфические особенности их мышления. У них обнаруживается недостаточный объем о свойствах и функциях предметов, сведений об окружающем, возникают трудности в выявлении причинно-следственных связей между явлениями действительности. Овладевая в целом полноценными предпосылками для развития мыслительных операций, доступных по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом осваивают синтез, анализ, сравнение, исключение лишнего понятия, классификацию, затрудняются в построении умозаключений.

По мнению Усановой О.Н. и Синяковой Т.Н. детей с ОНР можно разделить на три группы:

- дети, у которых мышление незначительно отличается от нормы. При этом своеобразие интеллекта не зависит от речевых нарушений и не связано с ними. По данным авторов, эта группа составляет 9% от всех детей с ОНР;

- дети, у которых уровень развития мышления соответствует пределам возрастной нормы (27%);

- дети, у которых мышление соответствует нижней границе возрастной нормы, но характеризуется нестабильностью (в определенные моменты они могут показать состояние интеллекта ниже нормы). Это самая многочисленная в процентном соотношении группа (63%).

Авторы опубликовали свой научный труд в далеком 1982 году, но с тех пор, по моим личным наблюдениям на протяжении более 5-ти лет работы педагогом-психологом ТПМПК, ничего не изменилось. Стало встречаться больше детей с явными проявлениями недоразвития нервной системы или ее нарушений в различной степени.

Особенности воображения при речевых нарушениях. У детей с нарушениями речи представления о предметах оказываются неполными и неточными, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове, вследствие чего запаздывает формирование понятий. Чем значительнее нарушение речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество. Он оказывается беспомощным в создании новых креативных образов. Рисунки таких детей отличаются бедностью и однообразием содержания. Ребенок затрудняется, если нужно придумывать новую поделку или постройку, не может выполнить рисунок по замыслу. Детям оказываются недоступны творческие задания: рассказать о событиях из личного опыта, воспроизвести рассказ педагога. Они плохо понимают переносные значения слов, смысл метафор.

Таким образом, у детей с системным нарушением речи выявляются многочисленные особенности развития познавательных процессов. Педагогу-психологу, работающему в ПМПК или в логопедических группах детского сада, очень важно о них знать, чтобы адекватно выявить уровень психического развития ребенка, определить наиболее оптимальный образовательный маршрут для него и  грамотно построить свою коррекционную работу.

Использованная литература

  1. Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л.С. Волковой. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М., 2007
  2. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой – изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2020. – 608 с.
  3. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми расстройствами речи // Дефектология. 1976. №1
  4. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. М., 2008.
  5. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991
  6. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с. – (Учебное пособие)
  7. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией. М., 1985
  8. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.Индивидуальным и уникальным   является и процесс его развития. Одни дет...

Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...

Особенности развития познавательных процессов у детей 6-7 лет

Папка-передвижка в подготовительной группе...

Консультация: "Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Консультация: "Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПРОсобенности памяти, внимания, восприятияКак показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное...

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и...

«Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.            Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.К...