Развитие логического мышления у детей 3-4 лет.
консультация по психологии (младшая группа)

Аверина Альбина Евгеньевна

В этом документе представлены игры на развитие мышления и других познавательных процессов у детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_3-4_let.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей 3-4 лет

(Консультативный материал)

Особенности в развитии мышления детей 3-4 лет

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.

Примерные задания с картинками

 

Задание 1

Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький — розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.

Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?

Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?

 

Задание 2

Рассмотри внимательно картинки.

Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?

Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?

Найди отличия в каждой паре картинок.

 

Задание 3

Сколько персонажей нарисовано на картинке?

Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?

 

Задание 4

Соедини линией листочек с его тенью.

Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?

Каких листочков больше: красных или зелёных?

 

Задание 5

Обведи красным карандашом все предметы одежды.

Обведи синим карандашом посуду.

Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?

 

Задание 6

Соедини предметы из левого и правого столбиков.

Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?

Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?

Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.

                                 

                            Словесные игры для детей 3-4 лет

                               

      «Рыбка — червячок»

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

 Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

 Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

 Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

 Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

 Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

 Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

 Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

 

 

                                               «Небылицы»

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

 Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

 Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

 Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

 Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

 Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

 Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

 Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

 Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

 В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

 

Сел воробушек на дом,

 

Провалилась крыша.

 

Под березою с котом

 

Пляшут польку мыши.

 

 

 

Мухи съели паука.

 

Рыбы ловят рыбака.

 

На телегу села лошадь,

 

Погоняет ездока.

 

Автор: В. Чантурия.

 

 

                                          «Да - нет, говорите»

Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов

  Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

  Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.

Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

 

 

                                         Игра «Что на что похоже»

 

Цель: развивать навык сравнения.

 

Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

                                           Игра «Что бывает...»

Цель: развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

                                        Игра «Угадай, о чем я говорю»

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

 

 

                                           Игра «У кого это есть»

Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

 

«Игра в слова».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

 

 «Осенние листья».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

 

«Гуляем по зоопарку».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

 Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

 Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

 Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

 

 «Гуляем по лесу».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

 Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

 Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

 Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

 Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

 

 

«Вкус и запах».

 Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

 Задание 1. Представь лимон.

 - Каков он на вкус?

 - Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

 

- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

 

Задание 2. Нарисуй лимон.

 

Задание 3. Представь апельсин.

 

-  Каков он на вкус?

 

- Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

 

- Какого цвета апельсин?

 

- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

 

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

 

«Разрезанная картинка».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

 

- Что изображено на картинке?

 

- Какой формы твой рисунок?

 

- Какого цвета твой рисунок?

 

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

 

«Игра в стихи».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

Мой веселый, звонкий мяч,

 

Ты куда пустился вскачь?

 

Красный, желтый, голубой,

 

Не угнаться за тобой.

 

(на самом деле автором является С. Маршак).

 

Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

 Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

 Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

 Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

 Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

 

«Игры со стихами».

 Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

 Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

БОБР

 

Посмотри-ка на бобра:

 

Без пилы, без топора

 

Валит он в лесу осину –

 

Стрит в заводи плотину!

 

Зубы крепкие бобра

 

Поострее топора.

 

Н. Костарев

 

Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.

 Вариант 2.

Все то же самое проделать с другими стихотворениями.

 

БЕЛКА

 

Белка сушит сыроежки

 

Лапкой с ветки рвет орешки,

 

Все запасы в кладовой

 

Пригодятся ей зимой.

 

З. Александрова

 

«Опиши картинку».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

 

 «Я положил в мешок»

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

 

«Запомни движения».

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

 

«Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».

 Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

 Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.

 

«Повтори за мной».

Цель: Развитие слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

 

«Определи на ощупь».

Цель: Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

 

«Запомни порядок».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...