Родительское собрание " Влияние гаджетов на развитие детей"
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Плюсы и минусы взаимодействия детей с современной экранной техникой. Родительское собрание . Консультация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_gadzhety.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложности нашего поколения
Гаджеты- любая техника для облегчения нашей жизни или помогающая в поиске информации (телефон, планшет, ТВ, ноутбук, компьютер).
Мы живем в мире новых технологий. Раньше мы не могли представить, как работать за компьютером, а сейчас не представляем нашу жизнь без гаджетов. У нас умный дом, робот-пылесос моет пол, чайник запускается с телефона и горяченький ждет вас дома.
Иногда мы демонизируем гаджеты, считая, что от них только вред. Наша задача не спрятать детей в лес , а гаджеты сжечь на костре, а научиться выстаивать отношения между ребенком и гаджетом.
Как сделать, чтобы новые технологии не навредили?
Мы растим новое поколение детей.
Еще нет исследований ,Как гаджеты повлияют на нас ч/з 30 лет, долгосрочную перспективу пока никто не изучил, но краткосрочное влияние на головной мозг уже найдено.
Есть 2 мнения :не нужны вообще, нужны для развития.
Статистика: 50% дети имеют свой телефон в 4-6 лет; к 11-14г гаджет есть у 98% детей.
Плюсы и минусы
Гаджет- это инструмент для чего-то, как нож, молоток и тд. Ножом можно резать хлеб, а можно нанести увечье. Те один и тот же инструмент в разных руках поведет себя по-разному. Так же и гаджет. У них нет характера, они обезличены. Их использование зависит от человека, который им пользуется, те нам нужно научить своего ребенка как пользоваться этим инструментом.
«+»
- мгновенный доступ к информации, работает на нас, удобно, полезно
- образование в развлекательном формате, приносит удовольствие
- развлечение в минуты ожидания (в очереди)
«- «
- Физический уровень
- Эмоциональный
- Ментальный
- Духовный уровень
- Зрение (оцепенение глаз)- когда смотрим ТВ, то наш зрачок зафиксирован, а книга-глаз активен, значит головной мозг (г.м.) работает. ТВ картинку мы просто впитываем и не анализируем. Отмирают целый зоны г.м.
Уровень метаболизма – все жизненные процессы замедляются, начинаются проблемы с весом, здоровьем
Двигательный застой- до 8 л ребенку необходимо движение, учиться управлять своим телом, координировать его. Бегать, лазить по деревьям, карабкаться.
- Неумение заполнять время (скука) отсутствие фантазии- ребенок разучается играть, он теряет контакт с собой, перестает чувствовать себя. Подростки- отсутствие внутреннего диалога (кто я, куда иду, зачем ?) , должен размышлять над собой, а у них контакт переориентирован на внешнее, страдают навыки общения
- Стереотипное мышление – берем пример с блогеров,
- страдает развитие речи, те когда читаем книгу, то г. м. работает активно, а в гаджетах ( далее Г.) нарисовано само.
- уменьшается интерес к учебе и игре
- вызывает привыкание и зависимость
4. Качество инфо. До 7 л нет критического мышления, ребенок просто впитывает то, что видит. Не разделяет +\-
Цифровая деменция- расстройство памяти из-за чрезмерное использование Г. (№ тел., даты рожд.)
ВОЗРАСТНЫЕ N
До 3 л. Нет потребности, тк нет восприятия сюжета, познание мира происходит через органы чувств. Ребенок зависим от быстрой смены кадра. Эффективность в он-лайн обучении 0!
3-5 лет=10-20 мин в день
добрые, гармоничные мульты, спокойные. Если ребенок беспокоится, что вы выключите ТВ, то значит начинает формироваться зависимое поведение. Нужно возвращаться в творчество- лепку, рисование, свободную игру.
5-7 лет= 20-30 мин
Первое знакомство с комп, большими мультами. В выходные полнометражный мультфильм.
На вопросы, на которые мы не знаем ответы, можно загуглить, тем самым показать ребенку инструмент использования.
7-10 лет=30-40 мин, выходные 60-90 мин
1 смартфон. Просмотр дет. фильмов, общение и игры на компе, познават. игры
Школы без телефонов. Проведены исследования –концентрация внимания улучшилсь в разы.
10-13 лет = 40-60 мин, выходные-60-90 мин
Игры, соц сети, развлечения
13-18 существуют правила –идеальный сценарий
Почему тянет к Г
Дофамин –гормон, который вызывает удовольствие, ощущение радости, я молодец, я справился, нейромедиатор, который хим. Путем доносит до нашего организма сообщение об удовольствии. Мы его любим и охотимся.
Как получить:
- решить задачу
- узнать что-то новое
- заняться спортом
- достичь цели
Ощущение-я смог, я с чем-то справился, я молодец, у меня получилось, закончить дело, которое долго откладывали.
Есть легкий способ- включить ТВ, комп, тел. Дофомин получается без усилий, легким способом. Нужно включить кнопку.
Ученые замеряли, что когда чел листает вверх по экрану пальцем, то он получает порцию дофамина. Чел привыкает к такому способу, он легче. Могзу неважно где его получать, лайки в соц сети или хорошие оценки в школе, выигрыш в игре или общение с друзьями. Человек выбирает способ легче.
Дофоминовая петля- мы привыкаем к выбросам дофамина и нам нужно все больше и чаще. Когда стадия зависимости , то телу не нужен сон, еда, нужно доиграть, досмотреть.
Итог- Г зависимость.
Само не проходит.
Стадии зависимости
- Ст. легкой увлеченности –N. Легко оторваться от Г, переориентируется на реальные увлечения , реальное общение. Ребенку интересно лепить, рисовать, играть, общаться, ему нескучно. Г. вызывают любопытство, но достать легко.
- Ст. серьезной увлеченности- мне нужен тел. Нет доступа к инету, то сильная эм реакция, портится настроение, агрессия. Реальные вещи реб заменяет виртуальными. В д\с нет друзей, а в игре команда. Реальные потребности реб заменяет виртуальными вещами. Они становятся ценными для ребенка.
- Ст. зависимости- теряет интерес к реальной жизни, все интересы сосредоточены в вирт мире, теряет навык общения с друзьями, семьей, становится агрессивным, не может контролировать свое поведение, пропадает сон, аппетит, нервное истощение, суицидальные выпадки. Телефон-часть меня, в мире ничего неинтересно.
Глубинная причина зависимости
Крысиный парк- канадский ученый, который изучал зависимости.
Вьетнамские солдаты
Счастливые крысы не стали наркоманами.
Ребенок, который чувствует себя успешным, где есть друзья, теплые отношения, насыщенная реальная жизнь- нет зависимостей. Когда начинаются проблемы с реальностью, где реб чувствует, что он не успешен, друзей нет, отношения с семьей плохие, нет удовольствия от жизни, нет удовлетворения от себя, нет успехов - зависимость.
Диагностика причин зависимости
- Небезопасные отношения с родителями- отсутствие безопасных отношений- война, ссоры, конфликты, критика, замечания (ты не так, ты не тот). У ребенка нет шансов исправить отношения, родители ответственны за отношения. Нет теплых, доверительных отношений, ребенок не может придти и задать любые вопросы, обсудить любую тему, выплакаться у родителя на плече. Нет опоры, базы.
Ребенок не может уйти в др семью, найти себе новую маму, поэтому он идет в вирт мир.
ВЫСТРАИВАЕМ ТЕПЛЫЕ, ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- Низкая самооценка
Нет чув-ва успешности, я могу, у меня получается.В д\с /школе замечания (не так написал, почему так медленно, почему отвлекаешься, смотри под ноги), дома- ( почему грязный, почему не первый, почему не запомнил)-критика. У ребенка создается впечатление , что он не такой,неумный, неправильный, делаю все не так. НЕТ чувства успеха. Где взять дофамин? В Г!
Дофамин выдают там, где получается, а если все время тыкать носом в неуспехи, то реб уходит в вирт мир.
ЗАМЕЧАЕМ УСПЕХИ МИНИМАЛЬНЫЕ РЕБЕНКА, ситуация успеха, фокус на положительном.
- Отсутствие друзей-сложности в коммуникации (возраст 9-12 л важно соц связи), травля. Человек-существо социальное, ему нужно общение, группа. Если не с кем дружить, то эту проблему нужно решать.
- Ситуация неуспеха- не получается делать задания в школе\д.с, нет кружков (пения, самбо, борьба), нет увлечений (шахматы и тд).
Ребенок должен чувствовать, что хоть где-то он справляется
- Нездоровая отношения в семье- ругань с мужем, живем как соседи, эм холод, в воздухе висит напряжение. Дети не могут уцти, они привязаны к родителям. Чув-во вины, что из-за него ругаются. Склонность брать ответственность за отношения взрослых.
НАЛАЖИВАЕМ ОТНОШЕНИЯ /РАСХОДИМСЯ
- Детоцентрированная семья- все вокруг реб, все лучшее детям, фокус у мамы- детям. Я посвятила свою жизнь детям. Вас не просили. Детей накрывает чувством вины, тк мама-жертва, которая забыла про свои увлечения, карьеру, предназначение. Ребенка давит это и убегают в вирт реальность. У родителя должны быть свои планы, идеи, реализации.
Правила пользования гаджетами для детей до 12 лет.
- Правила должны быть четкими
- Сколько экранного времени в день есть у ребенка? Отталкивайтесь от своего ребенка и в каких условиях он находится. Максимальное экранное время 1.5 часа.
- После каких выполненных дел ребенок имеет доступ к гаджетам? (Например, гаджет выдается вечером с 19- 20 после уборки, порядка в комнате\ шкафу, выполненных заданий\ уроков)
- Как рассчитывается бонусное время? ( в выходные дни можно увеличить лимит, сделал ли все дела, как успеваемость и поведение и тд, какую помощь в семье оказывал в течении недели, чистил ли всю неделю зубы, шел ли мыться и тд)
На всю технику, которой пользуется ребенок, устанавливается родительский контроль. Сила воли при зависимостях не работает. Сам ребенок не может себя контролировать!
Правильно настроенная техника- залог успеха.
Не ждите, что ребенку понравится правила ограничения.
Аргументируйте, а не оправдывайтесь:
- я люблю тебя по-настоящему
- я действительно о тебе забочусь
- мне не все равно, что с тобой будет
- я понимаю, что ты злишься
- другие мамы , возможно, не знают
Методика ПППП (как вывести ребенка из гаджетов, прервать его экранное время?)
-Присоединение –подходим к ребенку, интересуемся, что там ( в гаджете) происходит, обсуждаем мульт/игру/героя и напоминаем, что время заканчивается.
- Поддержка – физический контакт, объятия, чтобы пережить стресс от выключения гаджета.
-Принятие эмоций –не запрещаем эмоции (из-за ерунды злишься, больше вообще не дам играть), а: я понимаю, что ты злишься, расстроен, тебе обидно, те. принимаем и проговариваем чувства ребенка
-Переключение- возвращаем ребенка в реальную жизнь, к его мечтам, целям, общению. Например, пойдем пить чай, кататься на велосипеде, читать и т.д.
- Интересуйтесь, что делают дети в гаджетах
- Какую потребность удовлетворяют? (поиск информации, снятие напряжения\агрессии, скука, новые яркие ощущения, ребенок пытается примерить жизнь блогера на себя)
- Как по-другому в реальной жизни можно удовлетворить эту потребность?
Заменяем гаджеты собой
Выстраиваем теплые, безопасные отношения.
- Идем в походы, путешествия, где нет интернета.
- Участие в реальных квестах
- Совместные ужины
- Вечерние традиции и ритуалы
- Совместные мастер-классы, тренировки, обучения
Выстроить семейную иерархию, где взрослый, за которым идет ребенок.
Подростки и Г
Модель поведения в семье
Контакт и отношения с подростком
-привлечь к реальному миру, совместный досуг
-если ничего неинтересно, значит нет привязанности. Нужно ее установить- присоединяемся к подростку (смотрим тик-ток, скидываем ролики, обсуждаем, те идем за подростком)
- не обесцениваем и не критикуем его увлечения в Г
- диалог: почему ты заинтересовался этой игрой. Кто герои, что нужно делать и тд
- постепенно увеличивать время подростка оф-лайн без критики, раздражения, поддерживая теплый контакт
- традиции-сб на пикник, чай на пол часа, тренажерный зал.
Выковыриваем подростка понемногу из вирт мира
ДОЛГАЯ И ТРУДНАЯ РАБОТА, тк возникала зависимость не один год!
Какие потребности дети удовлетворяют с помощью Г?
Интеллектуальный интерес
Реб ищет инфо, возможность справиться с труд задачей, проявить экспертность и передать свои знания.
Следите за качеством контента
Отбирайте контент таким образом, чтоб ребенок не сидел на одном уровне, а способствовал развитию экспертности
Находить альтернативные варианты в реальном мире (Майнкрафт-Лего)
Снятие напряжения, выброс агрессии через стрелялки
- сбрасывает напряжение
- поднимает самооценку
Родитель помогает осознать свои чувства, эмоции, состояния (психолог раз в нед)
Наработка навыков коммуникации и эффективного поведения
Организация условий для выплеска агрессии, злости ч\з соц. приемлемые способы
Комплексная работа над самооценкой ( ситуация успеха в любой сфере в реальной жизни)
Просмотр ужастиков- поиск ярких эмоций и адреналина. В реальной жизни нужно найти альтернативные способы получения эмоций и ощущений (скалолазание, вождение авто, походы в экстремальных условиях). Приобщение к волонтерству (детские дома, приюты животных, хосписы). Направить энергию отдавать, поймать состояние благодарности, переоценить свою жизнь.
Просмотр блогов, ютуб, тик-ток
- убивает время, борется со скукой
- наблюдение за чужой жизнью
почему именно за этим блогером наблюдает?
Что хотел также?
Помочь ребенку осознать свои сильные, яркие стороны, начать усиливать их ( создать образ, выучить танец, спеть песню)
Помочь ребенку представить себя в соц сетях
У интереса есть причина. Нужно направить в реальную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: «Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»
Это родительское собрание доступно объяснит родителем о необходимости использовании фольклора в повседневной жизни....
родительское собрание "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"
сценарий собрания сопровождается презентацией и анкетрй для родителей....
Выступление на родительском собрание "Влияние плавания на развитие, оздоровление и закаливания детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей. про закаливания, оздоровление для детей. как плавание полезно детям...
План - конспект родительского собрания по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы. Тема : "Влияние детско - родительских отношений на становление различных сторон личности ребёнка - дошкольника"
Цель: Укрепление детско - родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье в ходе повышения уровня педагогичес...
Консультация для родителей: «Влияние гаджетов на развитие детей до 7 лет»
Самое ужасное влияние, которое оказывает на наших детей телевизор и всевозможные гаджеты - это развитие в них жестокости, внутренней пусты, неспособность сопереживать другим и чувствовать единение с м...
Родительское собрание: «Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста»
Родительское собрание: «Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста»...
Родительское собрание "Влияние игрушек на развитие детей"
Чтотакое игрушка и антиигрушка". Как они влияют на психологическое здоровье ребенка. Какие игрушки необходимы для детей для полноценного развития...