Презентация "Страхи детей и способы их коррекции"
презентация к уроку по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данилова Галина Викторовна

Детям свойственно чего-то бояться. Ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. В основном детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики. По мере взросления ребёнка его страхи проходят без следа. Но иногда они приводят к тому, что у ребёнка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi_detey_i_sposoby_ih_korrektsii.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страхи детей и способы их коррекции Составила воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ №24 Московского района г . Санкт-Петербурга Данилова Г. В.

Слайд 2

Страх — эмоция или чувство, возникающие из-за ощущения опасности. В психологии страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. К практическим психологам часто обращаются по поводу детских страхов. Страх является нормальной реакцией человека в опасных ситуациях, но иногда страх может принимать невротическую форму. В таком случае нужна не только психологическая помощь, но и определенная лечебная программа. Однако предупредить такое положение возможно, если вовремя обратить должное внимание на реакции ребенка . Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели; если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз.

Слайд 3

От страха следует отличать состояние тревоги. Если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании, какого – то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Таким образом если страх — это реакция на реальную угрозу, то тревога — это предчувствие опасности. Сходства и отличия страха и тревоги

Слайд 4

Классификация страхов А.И.Захарова СТРАХИ по характеру по степени интенсивности по степени реальности природные социальные ситуативные личностные острые х ронические реальные воображаемые

Слайд 5

Чего боятся дети ? От рождения до 6 месяцев - повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца . От 7 месяцев до года - уход матери и появлении незнакомых лиц. Д ети от 1 года до 3 лет – сказочный персонаж Волка , страх неожиданных звуков, страх одиночества, страхи боли, уколов. От 3 до 5 лет - триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. С 4 лет – присоединяется страх Бабы Яги, Бармалея, Карабаса-Барабаса и Кощея. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений, воспроизводящих настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи, и смерти во сне. В 6-7 лет апогея достигает страх смерти. Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи.

Слайд 6

Поводом возникновения страхов являются : - Наличие страхов у родителей, главным образом у матери. - Тревожность в отношениях с ребёнком. - Избыточное предохранение от опасности. - Большое количество запретов. - Гиперопека над единственным ребёнком в семье. - Одиночество , боль. - Конфликтные ситуации в семье . - Поступление в школу . - Эмоциональная чувствительность, впечатлительность.

Слайд 7

Диагностика страхов Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Графическое изображение ночных или дневных страхов требует от ребенка определенных волевых усилий, но снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. После задается вопрос: «Ты нарисовал страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». Затем ребенку предлагается разорвать страх, нарисованный на листе бумаги на мелкие кусочки или спрятать в шкаф к педагогу, где будет храниться всегда.

Слайд 8

Способы коррекции детских страхов: Устранение страхов с помощью арт-терапии - рисуя и рассказывая, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Метод избавления от страхов с помощь игр подвижных и ролевых (при выборе ребенком роли «злодея» и при вхождении ребенка в образ источника собственного страха достигается поставленная цель). Куклотерапия - одно из направлений арт-терапии - у ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Метод анатомирования и манипулирования страхами направлен на то, чтобы ребенок осознал и принял ситуацию, которая вызывает у него страх. Кроме того, имеет место и десенсибилизация страхов — это привыкание ребенка к своему страху путем узнавания и понимания того, что именно представляет собой объект страха. Песочная терапия - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Слайд 9

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе : «Качели » (для детей от 3 лет) Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты. «Художники – натуралисты » (для детей от 3 лет) Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д. «Жмурки» (для детей от 4 лет ) Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку .

Слайд 10

«Пятнашки» (для детей от 3 лет). Пятнающий может угрожать: «Я тебе покажу!», «Лови его!», а затем, незаметно подыгрывая ребенку, говорить с похвалой: «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не могу догнать !». Подвижные игр ы всегда вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребенка незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях. Прикосновение, легкий удар в игре в какой-то мере имитирует физическое наказание .. Это драматизирует ситуацию, да и, оказавшись в роли водящего, ребенок, пусть и шутливо, но может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных «Сердитый утенок» (для детей 4-5 лет ) Робкие, «затюканные» дети часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно, стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых Например , утенок хочет поймать червячка (изображаемого шнурком, за который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок рассержен. (Ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т.п.).

Слайд 11

«Маска страха» (для детей от 4 лет) Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или «кого-то страшного»), которой малыши потом по очереди пугают друг друга . «Путешествие к Бабе Яге» ( для детей 3-5 лет) Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствие. Поэтому, надо, чтобы ваш путь лежал через горы и долины, реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки и коврики и т.п.). Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав «в шкуре» злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость . «Ищем в плохом хорошее» (для детей 6-8 лет ) Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? Безусловно. Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? (Например, на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого). За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше — тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегай трагических, связанных с гибелью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивность , способы ее коррекции (старший дошкольный возраст).

Как часто вам приходится слышать от своих детей: «А Петя меня стукнул! », «А Коля меня толкнул! »? А как часто нам и жалобы, и демонстративный крик: «Уходи, не мешай, надоел! », и оскорбления: «Дурак…...

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста из неполных семей и способы их коррекции

Страх преследует человека с незапамятных времен. Он также был у первобытного человека, находившегося постоянно под угрозой. Но его страх был инстинктивный и возникал в непосредственной опасности для ж...

Статья "Виды нарушений свистящих звуков и способы их коррекции"

Нарушения свистящих звуков у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Эти нарушения имеют несколько разновидностей. Как их определить? Какими способами можно исправить? В статье предста...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Что такое страх? Причины детских страхов. Вербальные упражнения в борьбе со страхом....

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...

Консультация для родителей на тему: «Страхи у детей дошкольного возраста и способы их коррекции ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85»       Консультация для р...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, подобранные для родителей по коррекции детских страхов. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителя...