Мастер-класс для педагогов "Отработка эмоций с помощью красок"
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов: «Отработка эмоций с помощью красок».
Подготовила: педагог-психолог
Петраш Светлана Игоревна
Цель: познакомить педагогов с нетрадиционными методами работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• познакомить участников мастер-класса с опытом использования изотерапии как одним из методов арт-терапевтических технологий и его применением на практике;
• создать положительный эмоциональный климат у участников
• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
.
Материалы и оборудование:
• стулья по числу участников;
• столы по количеству участников;
• клеенки для стола;
• мука;
• соль;
• керамические горшочки (20 шт.)
• растительное масло;
• бутылка с водой;
• клей ПВА;
• набор красок - гуашь;
• одноразовые тарелки;
• одноразовые ложки и вилки;
• бумажные и влажные салфетки;
• картонные коробки.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги!
Сегодня я бы хотела познакомить вас с одним из методов коррекции эмоциональной сферы детей, методом арт-терапия.
Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам . Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими и даёт положительные результаты.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством.
Основная цель состоит в гармонизации способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапия :
• создаёт положительный эмоциональный настрой;
• позволяет обратиться к реальным проблемам или фантазиям;
• способствует творческому самовыражению;
• развитию воображения;
• развитию эстетического вкуса;
• приобретению навыков изобразительной деятельности и
• развитию художественных способностей в целом.
Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.
Как только ребёнок берёт в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает своё подсознание. Изотерапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражением настроений и мыслей человека.
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребёнка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Сегодня я хочу Вас познакомить с техникой Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебные краски».
Использование данной техники направлено:
• на гармонизацию эмоциональной сферы;
• на развитие творческих и коммуникативных способностей;
• на умение работать в коллективе.
Сказка «Волшебные краски».
Давным-давно жила на свете одна добрая фея-волшебница. Она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, гладя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.
Она прочла заклинание, и … очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!
«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту! Что же делать!» И вдруг волшебницу осенило : «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»
Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»
По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми. Другие – что желают познать сокровенные тайны жизни. Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу». Для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. А пятые желали «склеить» разбитые отношения…
«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы. Потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни. Затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно. Замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».
Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – остальные горшочки! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.
Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой волшебной страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми. С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовит их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну Доброты.
Вот такая история, друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить свою Волшебную страну Доброты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его в руках, я расскажу вам, как готовить основу для красок.
Итак, сначала вы наполовину или чуть меньше половины заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать её, помня, что мука была положена для сытости и здоровья.
Затем вы добавляете горсть соли и перемешиваете её с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны.
Далее вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто.
Потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно2-3 столовый ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Если тесто загустеет, его можно чуточку разбавить водой.
Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, какой цвет вы будете создавать в своём горшочке.
Создавать страну мы будем общими красками.
Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно приподнимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объёмность». Итак, в путь!
РЕФЛЕКСИЯ
Расскажите, пожалуйста, что у вас нарисовано?
Нравится ли вам то, что вы создали?
О чём вы думали, когда рисовали?
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами познали первый урок волшебства, который гласит: «Волшебство – это творчество». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Теперь вы знаете, что можно делать, когда кому-то становится грустно или кто-то сердится. Давайте заберем с собой ощущение доброго волшебника, способного творить.
Благодарю за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовност...
Мастер-класс для родителей "Сказка спешит на помощь"
Цель: раскрытие потенциальных возможностей использования сказочного героя для развития ребенка в семье.Задачи:1. Познакомить родителей с воспитательными функциями сказки как хранительницы народно...
Мастер-класс для воспитателей "Мир эмоций"
Мастер-класс помогает показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром...
Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»
Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций....
Мастер-класс для педагогов на тему: "Изготовление волшебных красок"
Конспект мастер-класса для педагогов на тему "Изготовление волшебных красок". Научимся изготавливать не только краски, но и применять их для изготовления мандалы дружбы! (коллективная работа...
Мастер-класс по изготовлению уголка эмоций в группе
Изготовление уголка эмоций из бросового материала в доу...
Методическая разработка мастер-класса "Учим детей управлять эмоциями"
Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д. Но всегда ли искр...