«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка".
консультация по психологии

Мерзликина Неля Анатольевна

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_po_adaptatsii.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка.

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся

с ребенком, братья или сестры);

- детский сад (в первую очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

В законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.  В соответствии с законом «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».  «Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать».

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
   Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
       В этом году, с середины июля месяца в наш детский сад стали постепенно приходить малыши, открылась ясельная группа. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. Для того чтобы подготовить самих родителей, дать понять с какими трудностями они могут столкнуться и как с ними справится, был проведен родительский всеобуч для вновь поступающих малышей и их родителей. Так же было проведено групповое собрание, где для родителей была представлена презентация на тему адаптации, предоставлен печатный материал под названием «Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сад», «Как надо готовить ребенка к поступлению в детский сад", «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад», а так же устные консультации воспитателей.

В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. По рекомендации психолога детского сада дети посещали детский сад вместе с родителями, гуляли на участке, играли. Малыши, видя положительный настрой родителей, их присутствие, позитивное отношение к воспитателю и всему процессу происходящему вокруг них, так же положительно настраивались и по истечению нескольких таких совместных дней проведенных в саду оставались уже в группе без слез. Мамы помогали мне одевать других детей, принимали участие в игре. Игры и игрушки вызывали у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советовали маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.
     Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.  Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
        Для  того чтобы максимально облегчить привыкание детей их приспособление к новым условиям, мы познакомились с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнали  какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п., как называют ребенка дома, чем больше всего любит заниматься ребенок, какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей. Ознакомили родителей с ДОУ, показать группу. Познакомили родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике. Дали педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Для того чтобы дети пришли в детский сад более подготовленным.

         Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок". Основная задача игр в адаптационный период - формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.  Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Выдувание мыльных  пузырьков", "Хоровод", Догонялки", и т.д. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

С родителями:

Технологии для проведения родительских собраний.

Упражнения для знакомства.

Игра в имена.

        Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой или по каждой букве своего имени. (Мария – милая, активная, русая, интересная, яркая).

История имени.

        Все участники родительского собрания рассказывают, почему они выбрали именно такое имя своему ребёнку, что оно означает. Можно так же рассказать о своей фамилии. Это интересно не только для родителей, но и для детей. А педагог в свою очередь может тоже подготовить информацию о б именах, о их значении, если родители не знают или дать задание кому-то из родителей.

Игра в мяч

        Родители и педагог встают в круг. Воспитатель берёт мяч и бросает его одному из участников. При этом он должен назвать имя того участника, которому бросает мяч и своё имя («вас зовут …, а меня …»). Если кто-нибудь ошибается, то это воспринимается с доброжелательной иронией и с соответствующими поправками.

Моё имя и я.

        Участники собрания встают или садятся в круг. Педагог называет своё имя и свою социальную роль: «Я педагог». Затем по порядку по кругу каждый родитель называет свою социальную роль. Усложнённый вариант игры, назвать предыдущих участников.

Цветочный букет из имён

        Предлагается пофантазировать на что похожи буквы имён участников, какого они цвета. На листе ватмана можно подготовить заготовки трафаретов цветов и попросить родителей раскрасить цветок, тем цветом – каким, как им кажется, выглядит их имя. Это упражнение создаёт непринуждённую обстановку, наглядно показывает, сколько родителей на собрании создаёт хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – ...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО».

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО»....

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...