Стратегии работы с агрессивными детьми
методическая разработка по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале приводятся основные стратегии работы писхолога с детьми, демонстрирующими агрессивное поведение, рекомендации родителям и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_raboty_s_agressivnymi_detmi_i_rekomendatsii.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с агрессивными детьми. Руководство для родителей и воспитателей.
Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №52 «Аленький цветочек»
Рябова В.Н.
Актуальность коррекции агрессивного поведения в детском возрасте растет с каждым с каждым днем. Паттерны агрессивного поведения формируются в раннем детстве и могут сохраняться на протяжении всей жизни, создавая значительные неудобства не только для окружающих, но и для самого человека, склонного к агрессивным проявлениям.
Коррекция агрессивного поведения требует комплексного, системного подхода. В процесс должны быть вовлечены все заинтересованные лица: педагоги, родители, узкие специалисты, работающие с детьми. Бессистемная и эпизодическая работа не будет иметь эффекта.
Стратегия работы психолога с агрессивными детьми:
Стратегия – это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.
Общие направления стратегии работы с агрессивными детьми состоят в следующем:
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
- Отработка навыков общения;
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).
С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.
Существует несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.
Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:
- особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
- внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).
Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.
Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)
Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.
Варианты стратегий.
Стратегия | Краткое описание |
| Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии |
| Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком |
| Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта) |
| Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас» |
5. Стратегия на провокацию ситуационно-личностных состояний | Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка |
6. Стратегия на переключение | Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение |
7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу | Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию |
8. Стратегия на игнорирование | Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком |
9. Стратегия на отрицательное подкрепление | Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных. |
10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления | Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций |
11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием) |
12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы» |
13. Стратегия «стимуляция телесного контакта» | Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом) |
14. Стимуляция соревнования, соперни-чества. | Создание игровых ситуаций соперничества. |
Рекомендации родителям агрессивного ребенка
- Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
- Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
- Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
- Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;
- Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
- Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
- Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
- Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
- Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
- Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
- Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.
Рекомендации воспитателям:
- Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
- Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
- Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
- Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный», «злой» и т.п.);
- Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
- После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
- Не жалуйтесь на ребенка родителям;
- Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
- Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
- В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
- Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.
Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....
Стратегия работы с агрессивными детьми
Стратегия - это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний....
Публикация«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Консультация на тему «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»...
«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...
Коррекционная работа с агрессивными детьми. Детская агрессивность -как с ней работать.
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольниковЧасть 1.Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаДошкольное детство – это возраст от 3 до...
«Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Правила поведения с агрессивными детьми...
Консультация: «Детская агрессивность. Правила работы с агрессивными детьми»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...