Статья "Психологическая подготовка детей к школе"
статья по психологии (подготовительная группа)
Подготовка детей старшего лошкольного возраста к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskaya_podgotovka_detey_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 211 «Сибирячок»
Статья
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
А.С. Лысенко
Старший воспитатель,
Педагог-психолог
Все родители хотят видеть своих детей успешными в учёбе в школе, но как подготовить детей к новому этапу в их жизни. Психологическая готовность ребёнка к учебе в школе также важна, как и интеллектуальная. Если ребёнок многое знает и понимает, но у него нет психических волевых реакций необходимых при выполнении заданий, умении доводить начатое дело до конца и т.д., то ребёнку будет сложнее быть успешным в учёбе.
Поэтому важно психологически подготовить ребёнка к школе, для этого в дошкольном учреждении психологи и педагоги проводят занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие необходимых качеств для более комфортной адаптации детей к процессу обучения в школе. Для родителей важно получить все необходимые консультации и рекомендации по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе, чтобы помочь своим детям справиться с трудностями.
Первое на что необходимо обратить внимание – это желание у ребёнка учиться, то есть мотивация именно учебная. Ведь многие дети идут в школу не учиться, а просто общаться со сверстниками или вообще имеют игровую мотивацию, то есть их психика недостаточно зрелая, чтобы справляться с новыми задачами.
В дошкольном возрасте формируются необходимые качества, чтобы ребёнок мог поддерживать разговор, беседу, развиваются диалоговая и связная речь, и т.д. Умение концентрироваться, сохранять внимание, но главным является именно желание учиться.
Общее развитие ребёнка то же необходимо, прежде всего это развитие памяти, внимания, интеллекта. Запас знаний, полученных в дошкольном учреждении поможет ребёнку быстрее включатся в образовательный процесс. Но у дошкольника так же необходимо сформировать умение управлять собой, умение сосредоточиться на том, что не вызывает у него непосредственного интереса. То есть ребёнок должен понимать, что необходимо делать не только то что хочется, но и то, что нужно.
Поэтому главное, чтобы ребёнок выработал в себе интерес к учёбе, нужно сформировать правильную мотивацию. У каждого ребёнка изначально есть любознательность и естественный интерес к приобретению знаний, но трудности снижают желание, а если его ещё начинают ругать взрослые за отсутствие интереса к учёбе, то оно и вовсе пропадает.
Главный совет для родителей не сравнивать своего ребёнка со сверстниками, а сравнивать его с его предыдущими результатами, показывать ребёнку каких успехов он уже достиг и сможет в дальнейшем превзойти свой уже достигнутый результат. Учёба в школе не должна превращаться в соревнование с кем-то, это прежде всего развитие самого ребёнка.
Чтобы у дошкольников сформировать познавательную мотивацию, надо, чтобы все взрослые члены семьи поощряли проявление интереса к новым знаниям: вместе читали, обсуждали прочитанное, разъясняли ребёнку о природных явлениях, об интересных фактах из окружающего мира, таким образом не только расширяя кругозор малыша, но и развивая у него любознательность.
В процессе общения детей со взрослыми у них формируется правильный грамматический строй речи. Когда взрослый читает ребёнку вслух, он показывает пример правильной интонации, произношении звуков, заинтересовав в сюжете можно предложить ребёнку продолжить чтение самому, таким образом сформировать желание к чтению, чего часто не хватает современным детям.
В психологии есть понятие внутреннего плана, то есть умение совершать какие-либо действия в уме, прежде чем, что-то начать делать [1]. У детей так же необходимо развивать эти качества, например, считать про себя в уме. Производить несложные арифметические действия в пределах двадцати.
Очень хорошо в дошкольном возрасте играть в настольные развивающие игры, в шашки, шахматы, где происходит развитие произвольного внимания.
Очень часто родителям говорят, что их ребёнок с задержкой психического развития, если он не успевает справляться со школьной программой, но на самом деле, это просто плохо подготовленный ребёнок, у которого не сформированы необходимые для учёбы качества.
На отставание в развитие необходимо обращать внимание уже в дошкольном возрасте, когда ещё есть возможность быстро сократить это отставание. Самое главное, что помогает сократить это отставание, прежде всего это - общение взрослого с ребёнком. Качественное, продолжительное общение в интеллектуальном и эмоциональном плане. В процессе общения у ребёнка расширяется словарный запас, развивается речь. Обмен впечатлениями развивает эмоциональную сферу.
Очень важен индивидуальный подход, например, если ребёнок начинает проявлять интерес к чтению в 4 - 5 лет, то стоит удовлетворить его желание, иначе у него может стихнуть интерес, то есть всё должно быть своевременно, при проявлении желания самого ребёнка, даже если взрослым кажется, что-то слишком рано. А вот навязывать что-то если у ребёнка нет желания не стоит.
Главное в развитии дошкольника при подготовке к учёбе в школе нужно сформировать навык управлять собой и выработать познавательную мотивацию.
Регуляция поведения – это залог успеха в обучении. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – это игра. Дети меняют по желанию вид деятельности, делают, что захотят. В учёбе же придётся выполнять домашнее задание, то есть делать не только, то, что хочется, а то, что требуется.
Как правило, в подобных ситуациях взрослые прибегают к различным наказаниям, если не удаётся заставить детей выполнять домашнее задание. Что конечно неправильно.
Если ребёнок ведёт себя неправильно, то взрослый должен объяснить ему причину, почему он не прав, а вот если ребёнок ведёт себя хорошо, то обязательно его похвалить. Как правило, детей чаще ругают, а вот хорошие поступки воспринимают как должное, поэтому у ребёнка складывается впечатление, что он всё время делает что-то не так. Поощрение и похвала важные стимулы для выработки мотивации и желания стать лучше.
Для успешной учёбы, так же необходимо научить детей выполнять правильную последовательность своих действий. Часто дети, просто не могут собрать портфель, или правильно разложить необходимые для выполнения заданий школьные принадлежности, так как плохо сформированы умения самостоятельности.
Взрослый для ребёнка – это образец поведения. Но для ребёнка должны быть созданы ситуации, где он сможет проявить самостоятельность.
Итак, для успешной подготовки к школе, у ребёнка должно быть хорошее общее развитие, выработана самостоятельность. И самый главный компонент – это мотивация.
Познавательная мотивация – это желание узнавать что-то новое. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования познавательной мотивации. В этом возрасте происходит переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Детство – период бесконечных «почему?», поэтому важно сохранить как можно дольше эту непосредственную детскую любознательность [1]. Взрослый должен поддерживать задаваемые ребёнком вопросы. Если желание узнавать что-то новое перейдет в познавательную потребность, то учёба ребёнку будет даваться легко. Ведь когда человек испытывает интерес к чему-либо, то его память и внимание сами активизируются ему не приходится прилагать силу воли.
Итак, главное это поддерживать у детей желание узнавать что-то новое с раннего дошкольного детства, что даёт возможность сформировать познавательную мотивацию. Именно в детстве она поддерживается и развивается или подавляется взрослыми.
Литература:
1. Бардин К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты).—М.: Знание, 1983.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...
Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу
Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...