Социализация ребёнка
консультация по психологии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 18.86 КБ |
prezintatsiya_2.pptx | 328.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-личностное развитие
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребёнка человек.
Целью работы педагога-психолога является создание благоприятных условий для гармоничного развития личности каждого ребенка, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
Задачи работы педагога-психолога:
1. Создать благоприятный микроклимат для развития каждого ребенка в детском саду.
2. Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной, познавательной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников с помощью коррекционной работы.
3. Развивать индивидуальные особенности каждого ребенка (интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.)
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Педагог-психолог ведёт работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
1. Консультирование.
Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится с родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
2. Диагностика.
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее. Ведь дети бывают разные, есть агрессивные, есть импульсивные, есть тревожные. Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик.
Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
3. Коррекционно-развивающая работа
Педагог-психолог ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает в себя следующие формы работы:
- индивидуальные коррекционные занятия;
- занятия по подготовке детей к школьному обучению.
4. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психолог ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Распространенные ошибки при обращении к педагогу-психологу в образовательном учреждении
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним. Часто путаются понятия «психолог» и «психиатр».
Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере, т. е. работает со здоровыми детьми. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Социально-личностное развитие детей
Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
Задачи, которые решает социальный педагог в детском саду:
- формирует у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивает чувство самоуважения, собственного достоинства;
- учит детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т.д;
- обогащает представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;
- помогает в формировании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
- обогащает речь детей вежливыми речевыми оборотами;
- помогает в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;
- развивает умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).
Формы реализации данных задач:
- подгрупповые занятия;
- индивидуальная работа;
- организация работы по социально-личностному развитию в свободной деятельности детей: игры-упражнения снижающие психологическую напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления отклоняющегося поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором, поговорки о дружбе, правилах поведения для этого в ДОУ созданы фотоальбомы: «Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет целесообразное распределение материала в соответствии с основными направлениями содержания данной программы во всех возрастных группах в течение года. Социальным педагогом детского сада разработаны перспективные планы работы для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Каждый месяц проводятся различные мероприятия по 3 блокам работы:
· «Ребёнок и взрослые»,
· «Ребёнок и сверстники»,
· «Отношение ребёнка к самому себе».
Действенным средством формирования у дошкольников навыков общения являются игры (творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации), этюды и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование и аппликация, сочинение и рассказывание из личного опыта, обыгрывание ситуаций, развлечения.
Организация работы по социально-личностному развитию детей осуществляется в соответствии с перспективными и календарными планами работы, систематически планируются занятия по социальному миру, организована работа по развитию коммуникативных способностей детей, проводится коррекционная работа с детьми (коррекция агрессивности, тревожности и страхов, гиперактивности, преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности). Ежегодно проводится диагностика социально- личностного развития детей.
Для работы с детьми подобраны игры:
· на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;
· на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста;
· на преодоление негативных эмоций, гнева;
· на формирование культуры общения.
Социальный педагог работает с детьми и родителями /законными представителями/, совместно реализует основную цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Социально-личностное развитие детей Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, а также социальных мотивов, потребностей. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Социальное развитие дошкольников это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются: семья, детский сад, школа, неформальные объединения и производственные коллективы . Они представляют собой общность людей, где активно протекает процесс социализации человека. Социализация – это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта. На его основе идет социально-личностное развитие и значимость социального опыта ребенка в нравственном воспитании и развитии.
Основной целью социально-личностного развития ребенка является адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием. На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования.
Основные компоненты социального развития дошкольника: наличие социального опыта, социально-смысловая ориентация, культуро - творчество, функции разных видов деятельности, в которых психологическими механизмами будут: подражание, рефлексия, эмоциональная идентификация, рефлекторная, нормативная и индуктивная регуляция, оценка и самооценка.
Г. Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных. М. Мид и Ч.Х. Кули провели аналогию между социализацией и процессом освоения ролей. Они выделили три стадии социализации : имитация – механическое повторение наблюдаемых действий; игра – переход из роли в роль; групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы.
Социальным опытом дети овладевают при помощи взрослых в процессе вхождения личности в социальную среду. На современном этапе детство представляет собой физиологическое, психологическое, педагогическое и сложное социологическое явление . Понятие «социальной ситуации развития» Л.С. Выготский обозначил особым сочетанием внутренних процессов и внешних условий, которые являясь типичными для каждого возрастного этапа, обусловливают динамику психики на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования .
Согласно А.В. Петровскому, социальная ситуация развития может быть стабильной и нестабильной . Ведущими феноменами социализации являются: усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Он выделил стадии социализации: - адаптация к действующим в этой общности нормам и формам взаимодействия, деятельности, усвоении социального опыта, приспособление, подражание;
индивидуализация - выделение себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, удовлетворение потребности в максимальной персонализации, желание найти свое место в обществе; интеграция личности в этой общности. Психологические механизмы: имитация; идентификация; стыд; чувство вины.
Социальная активность эта потребность человека выражается в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствие со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями. Она показывает отсутствие способности творить обстоятельства, полностью подчиняться им. Это зависимость человека от обстоятельств, от окружающих его людей .
В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. Ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, он должен овладеть рядом умений: внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно; проявлять уважение к говорящему , не перебивать его, выражать свое отношение к предмету разговора - излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение о мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли; ориентироваться в ситуации общения , т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении; договариваться , планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты; завершать общение , используя этикетные формулы.
Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Наш девиз: воспитывать любя – учить играя! Педагоги МАДОУ № 141
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».
в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....
Значимость детско-родительских отношений для социализации ребёнка
Влияние стилей воспитания в семье на социализацию ребенка....
Сотворчество и сотрудничество педагога с детьми и родителями - условия для развития, самовыражения и социализации ребёнка с ОВЗ
Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель становятся для малыша посредниками от вне...
Социализация ребёнка посредством любви
Никогда не рано нам, родителям, проявлять свою постоянную, бескорыстную привязанность к детям. Для того чтобы ребёнок наиболее эффективно справился с трудностями современной жизни, ему просто жи...
Влияние народного искусства на социализацию ребёнка дошкольника
Консультация для воспитателей о влиянии народного искусства на социализацию докшкольника...
Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...
Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка
Всем давно известно об огромном значении игры в жизни детей. В консультации делается акцент на роль игры в ходе социализации ребёнка....