Картотека игр для социализации ребёнка
консультация по психологии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_sots_razvitiya.docx | 44.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, способствующие социально – личностному развитию ребенка и установлению эффективных отношений
1. Первые игры по своему характеру — игры забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры привлекают малышей, прежде всего тем, что отвечают их потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом способствует осознанию содержания игры, а ожидание уже осознанного действия облегчает его выполнение. Эти игры просты и доступны уже 2—3-летним малышам. Содержание и правила этих игр исключают поводы для конфликтов и для взаимного отталкивания, предполагают отношения доброжелательного игрового партнерства. Такие игры помогают воспитателю завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание, они делают ребенка открытым для воздействий взрослого, для различных деловых и личностных контактов с ним. Все это создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.
Самыми простыми являются те забавы и хороводы, в которых дети действуют одновременно и одинаково: “Дождик”, “Прыг-скок”, “Раздувайся, пузырь”, “Карусели” и др. (Игры представлены в картотеке)
Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того в этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия движений.
Несколько сложнее для малышей игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди (“Куклы пляшут”, “Подарки” и др.). В таких играх дети учатся считаться друг с другом, уступать игрушки и активную, привлекательную роль. Но ожидание своей очереди заполняется другим активным действием, что облегчает малышам выполнение этих требований. Эти игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену (“Магазин игрушек”, “По дорожке Валя шла”, “Зайка”, и др.), кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
2. Следующие далее игры специально направлены на воспитание нравственно-волевых качеств личности, на устранение негативного отношения к людям. Эти игры побуждают ребенка к гуманному отношению к своим сверстникам и углубляют контакты со взрослым. В каждой из них содержится пространственно-двигательная задача, решение которой учит детей согласованности движений и действий. Движение становится для ребенка наглядным и хорошо осознаваемым средством достижения игровой цели. Благодаря наглядности цели и средства ее достижения ребенок может сам оценивать правильность поведения как других участников игры, так и своего. Это позволяет воспитателю направлять поведение детей в русло более социально приемлемых форм взаимодействия.
В игре “Лохматый пес” дети учатся преодолевать свой страх и смело идти навстречу опасности. Опорой для преодоления своей боязни служит чувство локтя и поддержка других — держась за руки дети вместе, одновременно движутся к “опасной черте”. Удовольствие от совместных движений, эмоциональный подъем являются также хорошей опорой для преодоления внутренних препятствий.
3. Далее идут игры, в которых пространственно-двигательная задача решается не всеми одновременно, а небольшими группами, действующими по очереди. Желание ребенка получить активную роль немного отодвигается во времени, что приучает детей считаться не только с собой, но и с другими. Действие по сигналу требует от ребенка более сознательных усилий.
Опорой для сознательного и более ответственного поведения в этих играх становится роль и воображаемая ситуация. В этих играх движения являются средством выполнения игровых ролей, которые воплощены в самих названиях этих игр (“Воробушки и автомобили”, “Поросята и волк”, и др.).
Важное значение для эмоциональной включенности ребенка в роль имеет образный текст; он же является и словесным сигналом к новым движениям. Активность воображения становится своеобразной формой осознания игровой ситуации и облегчает выполнение игровых правил.
4. В заключительных играх (“Утка с утятами”, “Салочки-выручалочки”) дети учатся помогать друг другу (иногда рискуя самому быть пойманным). Это требует особой сознательности и определённых усилий. Опорой здесь является то удовольствие, которое ребенок получает от своего доброго поступка.
Наблюдая за действиями других, дети учатся оценивать их правильность, видеть ошибки и неточности своих товарищей. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия, т. е. элементы самоконтроля.
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом выполнения игровых действий. Все игровые действия и движения производятся в подражание взрослому и друг другу. Взрослый как бы заражает детей своей увлеченностью.
Чтобы игра была активно принята детьми и принесла им не только радость, но и пользу для их развития, нужно умело донести ее. Для этого необходимо понимание психологических особенностей игры и предварительная подготовка к ее проведению (составление четкого плана игры, мысленное ее проигрывание и, конечно же, знание текстов). Очень важно во время игры держаться свободно, артистично, “заражать” детей весельем. Важно также понимать воспитательное значение каждой игры. Именно поэтому об этом обязательно говорится в начале описания каждой из них.
Помимо общего веселья и активности, каждая игра несёт в себе организующие и дисциплинирующие моменты, которые зафиксированы в правилах. В них в чёткой и лаконичной форме зафиксировано, что нужно, а чего нельзя делать в данной игре. Конечно, начинать игру с малышами с объяснения правил нельзя. Вместе с тем в процессе проведения игр важно тактично и ненавязчиво доносить эти правила до детей, чтобы их действия становились всё более произвольными и осознанными.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все дети сразу включатся в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые быстрее откликаются на приглашение воспитателя. Для тех детей, кто сразу не решается включиться в игру, наблюдение за игрой других станет интересным и полезным зрелищем. Постепенно они сами незаметно втянутся в игру и станут ее участниками.
КАРТОТЕКА ИГР
(игры могут быть оформлены на индивидуальных карточках)
1. Дождик
Игра позволяет воспитателю завоевать доверие и расположение детей. Она очень нравится малышам, потому что отвечает их основным потребностям.
В первую очередь — потребности в движении. Известно, что малыши большие непоседы, бегать им гораздо проще, чем ходить, а труднее всего усидеть на месте. Эта игра позволяет детям без особых ограничений двигаться, бегать, прыгать и пр. Удовольствие от движений легко возвращает детям привычную жизнерадостность и приводит в прекрасное расположение духа.
Во вторую очередь эта игра отвечает их потребности в общении и в доброжелательности взрослого. Тот факт, что взрослый-воспитатель, едва знакомый им, играете ними “на равных”, часто улыбается и смеется, с особой теплотой относится к ним — снимает напряженность, вселяет бодрость и успокаивает детей.
И, наконец, в третью очередь эта игра отвечает их потребности в новых, приятных впечатлениях. Это впечатление от художественного слова (стихов А. Барто, Е. Благининой, народных потешек), от воображаемой жизненной ситуации, так хорошо знакомой малышам.
Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых всеми — и взрослым и детьми — вместе одинаково. Это сближает детей друг с другом и со взрослым, и отвечает склонности малышей к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение и от движений, и от того, что они выполняются всеми вместе. Дети легко подхватывают не только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие испытывают то же самое. Это и создает естественную связь и общность между детьми. В то же время игра прекрасно организует детей. Но это не вынужденная организованность, и даже не послушание взрослому, а своеобразная “завороженность” общими действиями, которая возникает благодаря подражательности детей. Организованность достигается здесь совершенно естественно, без всякого сопротивления со стороны малышей.
Несмотря на свою простоту, эта игра-забава оказывает на малышей широкое воспитательное влияние.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитательница поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем детям сделать то же самое со своими стульчиками.
“Смотрите, получился домик, говорит она, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, она предлагает каждому из них “выглянуть в окошко” и помахать ей рукой.
Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых “живут дети”:
“Какая хорошая погода!” — говорит воспитательница, выглянув в окошко. — “Сейчас выйду и позову детишек поиграть”.
Она выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши свободно выбегают и собираются вокруг воспитательницы, а она произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко.
Наши глазки щурятся.
Мы захлопаем в ладошки,
И бегом на улицу!
Дети прослушивают и повторяют за воспитательницей это стихотворение. После этого дети под слова воспитательницы совершают следующие движения, подражая ей:
| Слова | Движения |
|
| Топ-топ, Топ-топ | Все топают ножками стоя на месте |
|
| Топ-топ, Топ-топ | Все топают ножками стоя на месте |
|
| Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп | Все хлопают в ладошки, подражая воспитательнице |
|
“А теперь побегаем” — говорит воспитательница и сама бежит. Дети разбегаются в разные стороны или бегут за нею. Неожиданно для детей воспитательница говорит:
“Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!”
Все спешат в свои домики.
“Послушайте, как стучит дождик по крышам”, — говорит воспитательница и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя.
Прерывая движения, она предлагает детям попросить дождик перестать капать и произносит следующий текст народнойпотешки:
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей,
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!”
“Шум дождя” возобновляется вновь, сперва дождь сильный, но постепенно он утихает, а скоро совсем прекращается.
“Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет”, говорит воспитательница, выходя из своего дома. Она делает вид, будто смотрит на небо и зовет всех: “Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!”
Все дети опять собираются вокруг воспитательницы и вслед за нею повторяют стихотворение про солнышко и забавные движения. Можно свободно побегать, попрыгать, поплясать, пока воспитательница снова не скажет: “Ой, дождик начинается!” — и все разбегутся по домам.
Игра может проводиться и в помещении и на воздухе. Вместо стульчиков можно начертить на земле кружочки или выложить их из камешков, шишек и пр. Желательно, чтобы все домики были на равном расстоянии друг от друга и расположены полукругом или вокруг отведенного для движений пространства. Воспитательница всегда играет вместе с детьми, выполняя с ними наравне все движения. Это могут быть следующие движения:
• бег врассыпную;
• бег за воспитательницей (догоняя и окружая ее);
• прыжки;
• плясовые свободные движения под песенку и пр.
Выполняя эти движения, можно обнять детей, приласкать их, пошутить с ними, обменяться улыбками. Следует вести себя как можно свободнее, выражая теплоту своего отношения. Вместо приведенной выше потешки про дождик можно дать и другие, например:
“Дождик, дождик пуще,
Травка гуще,
Дождик, дождик посильней,
Огород ты наш полей”.
При повторении эти же действия могут послужить началом к новой игровой ситуации.
Например, после дождя можно “поехать на поезде в лес собирать грибы и ягоды”. Сначала дети выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, изображают поезд. Поезд гудит, стучит, идет и останавливается. Дети рассыпаются по “лесу”, приседают, собирая грибы и ягоды, а потом возвращаются на поезде домой. Потом их застает дождик, и все начинается сначала.
2. Прыг-скок
Задачи этой игры те же, что и в предыдущей, но она требует от детей несколько большей собранности и относительной самостоятельности.
Игровые действия построены на доступных, хорошо знакомых малышам движениях (бег, ходьба, поскоки, приседания). Новым для них является лишь чередование этих движений, их последовательность. Игра учит прислушиваться к взрослому. Ее содержание представляет собой своеобразное “путешествие” ребенка к взрослому. Образный текст помогает осмыслить свои движения и превратить обычные прыжки в перепрыгивание через кочки, а бег и приседание — в поиски “утерянного сапожка”. “Путешествие” кончается радостной встречей со взрослым, который приветливо встречает детей, помогает им “найти утерянный сапожок” и начинает новый цикл игры. Таким образом, благодаря активности воображения простые движения становятся игровыми действиями, которые захватывают ребенка.
Все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. Это имеет двоякое значение.
Во-первых, двигаясь вместе (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом, согласованно приближаться к общей цели (к взрослому).
Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно же, сближает детей со взрослым и друг с другом.
Описание игры и приемы ее проведения
Взрослый проводит на земле черту и говорит: “Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда побегут — сейчас покажу”. Он отходит от детей на расстояние 20—25 шагов и проводит на земле параллельную черту. Здесь остановятся дети. Вернувшись к малышам, ведущий помогает им построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия, предлагая повторять их вместе.
| Слова | Движения |
|
| Ножки, ножки, | Бегут по направлению к второй линии. |
|
| Бежали лесочком. | Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю |
|
| Прыг-скок, | С последним словом останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок. |
|
| Нашли сапожок! | Все бегут обратно к исходной линии. |
|
Важным условием успешного проведения этой игры является доступность ее объяснения, наглядное знакомство с правилами. Именно для этого рекомендуется вначале проводить игру в облегченном варианте, когда взрослый становится вместе с детьми в общую линеечку и вместе с ними отправляется в “путешествие”. Совмещая наглядный показ нужных движений с выразительным, четким произнесением текста, воспитатель придает движениям детей образный, игровой смысл. Таким путем можно активизировать воображение детей. Однако, не следует задерживаться на проведении игры в облегченном варианте. Заметив, что дети уже уловили смысл интересного путешествия и выполняют движения более согласованно с текстом, следует переходить к основному варианту, при котором от детей требуется относительная самостоятельность. При этом необходимо постоянно поддерживать непрерывную эмоциональную связь с детьми. Воспитательница является для детей центром притяжения — она находится у второй черты, к ней они направляются и ради встречи с ней преодолевают воображаемые препятствия. Поэтому нужно вознаградить их ласковой, радушной встречей — приласкать и помочь “найти сапожок”, прежде чем проводить обратно, на исходную линию. Кроме того необходимо оказывать детям действенную помощь в выполнении игровых правил, особенно в согласованном движении в ограниченном пространстве. Для этого рекомендуется перед повторением “путешествия” помочь детям построиться в линеечку перед стартовой линией, проследить чтобы они стояли не слишком тесно, иначе возможны случаи столкновений и взаимного недовольства.
Не обязательно начинать игру сразу со всей группой. Если она проводится во время прогулки, можно начинать её с 2—3 детьми, которые стоят поближе. Заметив это, другие сами присоединятся к играющим. В этой игре, как и в последующих, особенно важна добровольность участия детей. Когда дети хорошо освоятся с игрой, можно при повторении этой забавы вносить некоторые изменения и дополнения.
Например, для привлечения более пассивных детей можно выбрать из них “помощников”, которые будут вместе с воспитательницей говорить нужные слова и приучаться к активной роли. Можно изменить концовку игры: с последними словами текста взрослый и его помощники подходят к отдельным детям, дотрагиваются до него рукой и говорят: “Вот твой сапожок, надень его и беги обратно”. Надев “понарошку” сапожок, ребенок бежит обратно.
3. Раздувайся, пузырь
Это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитательницей. В этой игре можно ввести новый элемент — традиционный для хоровода ритуал приглашения. В процессе приглашения каждый ребенок последовательно выполняет две роли — вначале его приглашают, а затем он приглашает. При этом он сам испытывает приветливое внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам. В такой игре дети приобретают новый для них двигательный опыт. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг. С другой стороны, это выполнение ритмизированных движений, подчиненных образному слову. Как и в предыдущих играх, все игровые действия производятся вместе и всеми детьми по подражанию воспитательнице и друг другу. Но эта игра требует большей согласованности движений (дети должны приноровиться друг к другу в ритме и темпе движения) и большего внимания и снисходительного терпения к своим соседям по хороводу. В то же время игра сохраняет характер забавы и приносит удовольствие детям.
Описание игры и приемы ее проведения
Игра начинается с того, что воспитательница предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом:
“Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!”
Ребенок называет свое имя, а воспитательница громко и ласково повторяет его:
“Машенька, пойдем играть” — она берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя.
Повторяя его громко и ласково, она предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре.
Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание и готовность скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей лучше приглашать последними.
Наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом.
После того, как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитательница дает руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг “Посмотрите, как нас много. Какой большой круг получился! Как пузырь!” — говорит воспитательница. А теперь, давайте, сделаем маленький кружок”. Вместе с воспитательницей дети становятся тесным кружком и “раздувают пузырь”: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, составленные один под другим, как в трубку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук “ф-ф-ф-ф”. Эти действия повторяются 2—3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся.
Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитательница входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук и в каком-нибудь месте останавливается и говорит: “Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши, произносят слово “Хлоп!” и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т. е. опять раздувать пузырь.
Закончить игру можно так. Когда пузырь лопнул, воспитательница говорит: “Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...”. Дети разбегаются в разные стороны в любом направлении.
При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для детей темпа. Следует помнить, что, произнося звук “ф-ф” при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией. Это хорошее упражнение для развития звукопроизношения. В этой игре воспитатели часто сталкиваются с конфликтными отношениями между детьми: некоторые из них не хотят дать руку своему соседу, перебегают с одного места на другое и пр. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что всем хочется стоять вместе с воспитательницей. Напоминая детям правила, которое необходимо для дружной игры, не следует задерживаться на этих конфликтах; лучше быстро и тактично разрешать эти споры.
4. Карусели
Эта игра с давних пор пользуется большой популярностью у детей всех дошкольных возрастов. Способствует этому не только то, что ее содержание напоминает детям катание на карусели, но и своеобразие самой игровой ситуации. Такому успеху этой игры у детей способствует, прежде всего, удачное сочетание таких важных элементов, как движение, образное слово и способ взаимодействия между всеми ее участниками. Двигаясь одновременно и одинаково, в темпе, который задается текстом, дети все вместе создают и переживают образ карусели, которая то ускоряется, то замедляется. Это общее переживание вызывает подлинный всплеск общего веселья, которое, конечно же, сближает детей. Игра не только забавляет, но и учит согласовывать свои движения с движениями соседей, и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Простота и краткость этой игры дает ребенку возможность охватить в своем сознании ее содержание в целом и предвидеть ее повторение.
Описание игры и приемы ее проведения
Как и в предыдущей игре, все начинается с приглашения. Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, воспитательница предлагает ему вместе с ней пригласить детей поиграть в новую игру. Она берет его за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитательницей подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: “Сашенька, будешь играть с нами? Тогда прицепляйся к нам!” Сашенька дает руку воспитательнице, и они втроем подходят к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все участники игры.
Цепочка замыкается и образует круг. “Понарошку сейчас мы все будем кататься на карусели”, — говорит воспитательница. — Повторяйте за мной и двигайтесь ровно по кругу, чтобы карусель не сломалась. Держась за руки, дети вместе с воспитательницей движутся по кругу вправо и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали...
Тише, тише, не спешите!
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончена игра.
Во время произнесения этих слов карусель сначала медленно движется в правую сторону. С нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. На слова “побежали”, карусель меняет свое направление.
Темп движений постепенно замедляется и на слова “раз-два”, все останавливаются и кланяются.
До проведения игры следует хорошо выучить текст и научиться произносить его, четко меняя темп речи и движений, чтобы они совпадали. Это важно, потому что здесь воспитательница дает детям образец движений и поведения. Успех этой живой, весёлой игры зависит от того, умеют ли дети крепко держаться за руку и поворачиваться в ту или иную сторону, в которую движется круг. Если в группе есть вялые, ослабленные малыши, их лучше поставить поближе к себе или между более сильными детьми, поручив им заботу о более слабом (“Следите, чтобы он не упал с карусели”). Эту игру особенно хорошо проводить в разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши — держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Перед началом игры нужно обязательно проверить, крепко ли держатся дети за руки. Чтобы дети не сорились из-за места в кругу, нужно чтобы они сами выбирали это место, а выбрав, уже не меняли его и не вырывали свою руку у соседа.
5. Куклы пляшут
Эта игра забава не только развлекает детей, но и учит их выполнять игровые действия по очереди небольшими группами. Организация игры для детей является новой и предъявляет новые требования к их поведению. Ситуация здесь строится так, что дети легко осмысливают и принимают эти требования. Игра содержит два рода действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность.
Во-первых, ребенку важно “поплясать” на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться под конец пляски.
Во-вторых, закончив это “ответственное дело”, он с удовольствием выбирает сам, кому передать свою куклу, получая при этом возможность выразить свою симпатию другому ребенку.
Каждое из этих действий позволяет проявить свою самостоятельность. В то же время игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу. Ожидание своей очереди требует известных усилий. Но заинтересованность общей игрой облегчает эти усилия, придает детской организованности более облегченный характер. Важно и то, что все участники игры активны на всем ее протяжении, не только те, кто пляшет с куклами, но и те, кто наблюдает, поскольку они выполняют роль музыкантов.
Для игры нужно приготовить 5—6 кукол средних размеров. Желательно чтобы куклы были нарядными и привлекательными для детей — с бантиками, поясочками, в нарядных платьицах. Среди них желательно иметь и несколько кукол мальчиков.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитательница предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы (мальчики, девочки, мишки и др.) “Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами” — говорит воспитательница, стараясь привлечь внимание детей к красивым игрушкам. Она говорит, что этим куклам очень хочется поплясать, но они еще сами плясать не умеют. Они слишком маленькие и привыкли, что их берут на руки и пляшут с ними. Взяв куклу, она показывает движениями, как они пляшут.
Потом она выбирает 5—6 детей, предлагает каждому выбрать куклу, с которой он будет плясать. Дети с куклами становятся вокруг воспитательницы и вместе с ней по ее показу выполняют плясовые движения со своей игрушкой. Например, слегка поворачивают куклу в руках, как пляшут с очень маленькими детьми, подпрыгивают с куклой, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы, и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются перед остальными участниками.
В то время, как все куклы пляшут, остальные дети подпевают вместе с воспитательницей мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: “играют” на своих кулачках как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски кланяются, музыканты им хлопают. “А теперь говорит воспитательница, — подумайте, кому передать свою куклу”? Пускай еще попляшет”. Каждый из детей передает свою игрушку кому хочет и кто еще не плясал. Игра повторяется снова, и куклы начинают плясать на руках других детей.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами. Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение инструмента, так и под пение взрослого. Можно использовать также проигрыватель, магнитофон и пр. Но главное надо помнить, что эта забава должна не только развлекать детей и учить их пользоваться общими вещами и уступать их друг другу. Чтобы дети лучше осознали это важное правило жизни в группе, под конец желательно подчеркнуть значение дружной совместной игры.
6. Подарки
Эта игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, где каждый ребенок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные дети движениями изображают этот предмет. Они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза. Задача ребенка в игре — передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво, выразительно, чтобы ее легко было узнать. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает принятие роли и воображаемой ситуации.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитательница обращается к детям со следующими словами: “Вы любите, когда вам дарят игрушки? Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки”. Она предлагает им построиться в большой круг и назначает того, кто первый будет выбирать себе подарок. Он выходит на середину круга, а воспитательница вместе с детьми ведет хоровод под такие слова:
Принесли мы всем подарки,
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Эти слова вместе с воспитательницей произносят все участники игры, постепенно их запоминая. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успевали представлять себе каждый предмет. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитательница, обращаясь к стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если он выбирает коня, все дети изображают, как скачет конь.
Если выбирается кукла, все танцуют как куклы, если волчок — все кружатся, а если выбирается самолет — все подражают полету и приземлению самолета. Приведем слова и ритмические движения, которые выполняют дети в хороводе.
7. Зайка
В этой игре ребенок сталкивается с новыми условиями игрового партнерства — ему поручается индивидуальная роль. Он должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Ребенок становится заметным для всех и как бы отделяется от общего хоровода. Чувствуя, что все на него смотрят, он начинает стесняться. Многие малыши в этой ситуации проявляют нерешительность, отказываются от привлекательных действий.
Преодоление подобных внутренних тормозов является необходимым условием воспитания самостоятельности, решимости и других ценных качеств полноценной личности. Игра построена таким образом, что ребенок чувствует поддержку остальных ее участников, ведь они вместе с ним и одновременно выполняют те же движения, выражают ему свое сочувствие и расположение. Это значительно облегчает ребенку выполнение порученной роли, придает ей особую привлекательность. Однако, в любой группе всегда найдется несколько детей, которые не могут преодолеть боязни выступить перед всеми. Эта игра помогает своевременно выявить таких детей, чтобы вместе с родителями воспитывать недостающие им качества.
Игра построена на эстетических воздействиях. В ней содержится народная мелодия, образные поэтические слова, органично связанные с выразительными движениями. Движения под рифмованный текст не представляют для детей особой трудности, поскольку они уже выполнили их в предыдущих играх.
Описание игры и приемы ее проведения
Перед началом игры воспитательница предлагает детям послушать песенку про зайчика. Она старается создать у детей образ зайчика, которому холодно зимой, и помогает детям осмыслить содержание текста и тех движений, которые им придется выполнять. Например:
“У зайчика зимой теплая беленькая шубка. У него ушки торчат на макушке, когда они стоят, зайка хорошо все слышит, и он ими шевелит, чтобы лучше слышать, Когда ему холодно, он хочет согреть свои лапки и делает вот так... (хлопает лапкой о лапку). Когда зайке холодно стоять — он прыгает, скок-скок, вот так. Давайте поиграем в зайку. Зайкой будет у нас сначала ...”
Воспитательница выбирает самого смелого из желающих детей, предлагает всем взяться за руки, построить хоровод, а зайке выйти на середину и, сделав руками ушки, присесть на корточки. Вслед за воспитательницей дети произносят следующие слова (или поют песенку) и выполняют соответствующие движения.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
И ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок-скок-скок!
Надо зайке поскакать.
Под эти слова сначала зайка и все дети присаживаются на корточки и, приложив кисти рук к ушам, изображают, как зайка шевелит ушками.
Потом, поглаживая то одну, то другую руку, дети слегка прихлопывают “лапкой” о “лапку”. Затем поднимаются на ноги и подпрыгивают на двух ногах, навстречу зайке, стоящему в кругу. Дети стараются как бы согреть зайчика, выражают теплоту своего сочувствия. Круг расширяется, чтобы зайке удобнее было выбрать себе замену. Затем игра начинается сначала, вокруг нового зайчика.
Нужно стараться так направлять поведение детей, чтобы выполняющие роль зайки чувствовали к себе личное внимание и сочувствие ему согреться, например погладить, дотронуться ласково, улыбнуться. Помогая ребенку выбрать себе замену, нужно привлечь его внимание к тем детям, которые сами очень хотят получить эту роль и выражают нетерпение. Если ребенок отказывается от роли, робеет и смущается, не следует настаивать и его уговаривать. Пусть он сначала поиграет в хороводе и понаблюдает за другими. Это поможет ему в дальнейшем справиться со своим смущением и добровольно взять на себя эту роль.
8. По дорожке Валя шла...
По своей воспитательной направленности эта игра близка предыдущей и является ее продолжением. В то же время в ней дети делают новый шаг на пути к самостоятельности и к ответственности за порученную роль.
Ребенок действует здесь индивидуально, без поддержки остальных участников — хоровод только движется вокруг него, но не выполняет тех же действий. От малыша в этой игре требуется большая активность воображения, ведь он по слову должен представить подсказанное ролевое действие, понарошку он находит тапочки, понарошку примеряет их и передает другому.
Центральным моментом игры является выбор партнера, с которым он будет плясать. Этот выбор осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к другому. Ответная эмоция того, кого выбрали, и пляска вдвоем могут быть началом более тесных дружеских связей. Участие в предыдущих играх подготавливает ребенка к выполнению порученной роли. Здесь также рифмованный текст подсказывает ребенку нужные движения, направляет его внимание на центральное игровое действие — выбор партнера. Но выполнение роли не заканчивается на выборе партнера, а продолжается общей веселой пляской под пение всех участников.
Описание игры и приемы ее проведения
Игра начинается с того, что все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один, кого заранее выбирает воспитательница, внутри круга выполняет движения, соответствующие следующим словам:
По дорожке Валя шла,
Валя тапочки нашла
Валя тапки примеряла,
Чуть надела — захромала.
Стала Валя выбирать,
Кому тапочки отдать.
Коле тапки хороши,
На, надень и попляши.
Дети, держась за руки, ходят по кругу вправо, а Валя ходит влево внутри круга. Она изображает, что надела тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает. Хоровод останавливается. Все смотрят на Валю, которая выбирает другого ребенка, который выходит на середину круга. Все поют плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга, как умеют. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается внутри круга, и игра начинается снова. Естественно, в текст включаются подлинные имена детей.
Когда в игре участвует много детей, можно облегчить им ожидание привлекательной роли тем, что после пляски оба ребенка становятся внутри хоровода, а на привлекательную роль выбираются два новых ребенка. Встречаются случаи, когда отдельные дети выражают нетерпение и требуют, чтобы им дали главную роль. Если не помогают уговоры, можно ввести третье ограничительное правило: “Поручать главную роль только тем, кто не мешает остальным”.
9. Магазин игрушек
В этой игре дети делают новый шаг в развитии игрового партнерства и сотрудничества. Кроме того меняется сам характер игровых действий — они становятся ролевыми. Игра позволяет выбирать разные роли — игрушек и их покупателей. Роль продавца выполняет воспитатель. Между всеми участниками игры устанавливается тесная связь, основанная на деловом сотрудничестве. Возможность такого сотрудничества уже подготовлена в предыдущих играх. Но в отличие от них, где выполняли и одинаковые действия, здесь каждый участник выполняет свою специфическую роль и вносит свой вклад в осуществление общего замысла.
Дети действуют индивидуально, а в дальнейшем небольшими группами (2—3 детей, пожелавшие изображать одну и ту же игрушку). Эта игра, как и другие в данном разделе, подвижная. Основным средством выполнения роли являются выразительные движения. Причем, движения выполняются уже не по подражанию, а по уговору с воспитательницей и по представлению о выбранной роли. Здесь дается большой простор для детского творчества и инициативы, что очень важно для развития личности ребенка, Воспитатель при этом помогает применить уже полученный опыт в новых условиях. Таким образом, общение и взаимосвязь детей в этой игре поднимаются на новый уровень, поскольку включают элементы творческого сотрудничества и разделение функций. Игра предназначена для разновозрастных групп детей 3 до 5 лет.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитательница предлагает детям поиграть в магазин игрушек: одни дети будут игрушками, которые продаются в магазине, а другие будут покупателями. “А я буду продавцом в этом магазине, — говорит воспитательница. — Кто хочет быть игрушками? Только сначала подумайте, какую игрушку хотите изображать, и скажите мне. А кто любит покупать игрушки? Кто хочет быть покупателем? Покупатели будут по очереди приходить в магазин и спрашивать, какие игрушки продаются сегодня”. Дети-покупатели отходят подальше, в противоположную часть комнаты (или площадки) и дожидаются “открытия магазина”. Дети, решившие изображать игрушки, усаживаются на скамейке, будто это игрушки, расставленные на полках в магазине. Продавец (воспитатель) подходит к каждому ребенку и спрашивает, какую игрушку он желает изображать. Тут же они договариваются о том, как это делать. Например, можно изображать зайчика (прыгать), волчок (кружиться), куклу-плясунью (плясать), автомобиль (бегать и дудеть), лягушку (квакать и подпрыгивать), мячик (прыгать или подбрасывать его и ловить) и т. д.
При выборе роли игрушек дети смогут воспользоваться опытом игры в подарки и другие знакомые им игры. Воспитательница в роли продавца помогает советом, какую игрушку изобразить и какими движениями и звукоподражанием воспользоваться.
Покончив с подготовкой, воспитательница объявляет: “Магазин открыт!” Покупатели приходят по очереди, здороваются и просят показать игрушки. Продавец “берет с полки” какую-нибудь игрушку, и приводит ее в движение, будто заводит ее (выводит ребенка, загадавшего игрушку, и делает рукой движения по его) спине, будто заводит ключом). По движениям ребенка, изображающего игрушку, покупатель должен отгадать, какую игрушку ему показали. Если он правильно догадался и игрушка ему понравилась, он забирает ее с собой (отводит на свободное место). Затем приходит следующий покупатель, ему показывается другая игрушка, и он должен отгадать, какая.
Когда все игрушки распроданы, роли меняются, и игра начинается сначала. Если игрушек слишком много (намного больше, чем покупателей), можно предложить детям изображать вдвоем или втроем одну и ту же игрушку.
При проведении этой игры нужно постараться поддержать в детях инициативу, заразить их интересом к придумыванию новых, разных привлекательных игрушек и способов их изображения. Если кто-то из детей затрудняется в придумывании новых игрушек, можно напомнить, какие игрушки изображались в предыдущих играх (подарки). Но интереснее играть, если игрушки разные и не повторяются. В том случае, когда движения ребенка недостаточно выразительно передают образ придуманной игрушки, можно посоветовать воспользоваться приемами звукоподражания. Очень важно также поощрять сообразительность покупателей. Случаи затруднения у покупателей очень редки. В таких ситуациях можно воспользоваться помощью других детей (покупателей).
Не обязательно дожидаться, пока будут распроданы все игрушки, менять роли можно чаще, вовлекая в игру уже “отыгравших” детей. В дальнейшем можно внести некоторые усложнения в игру. Одну и ту же игрушку можно изображать вдвоем, втроем. При этом изменяется и роль покупателя: он должен не только отгадать игрушку, но и выбрать лучшую, или, когда игрушка движется (машина, птичка, самолет и пр.) догнать ее.
10. Лохматый пес
Ситуация этой игры носит сюжетный характер: в ней создается образ персонажа, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности, даже дотронуться до нее, и не убегать до определенного сигнала (последнего слова текста). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.
Образный характер этой игры способствует развитию воображения, а совместная деятельность — сближению и объединению детей.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитательница чертит на земле кружок. Это дом для лохматого пса.
На расстоянии в 2—3 шага от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15—20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка к игре привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, воспитательница настраивает детей на игру и объясняет ее правила. В начале роль “лохматого пса” берет на себя воспитательница. По ее указанию все дети подходят к черте своего дома, берутся за руки. Один из детей (наиболее организованный) находится в центре шеренги. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитательница сначала сама ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с нею повторяют все дети:
Вот лежит лохматый пес
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет!?
Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте. На последние слова (2 строчки) текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Пес в это время не должен шевелиться: он, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать.
Вдруг, неожиданно для детей пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый “пес” дважды выполняет свою роль.
В начале игры очень важно постараться создать выразительный образ лохматого пса, добродушного, но сердитого: он не любит, чтобы его тормошили, но никакого вреда не причиняет, и даже не ловит детей, а только пугает их своим громким и неожиданным лаем. Эта роль обыгрывается при помощи выразительных движений: «пес» обходит вокруг своего дома, заходит в него, присаживается на корточки, прячет нос в ладони, будто закрывает глаза и не смотрит на детей. При объяснении этой роли детям следует подчеркнуть, что пес не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, чтобы пес залаял неожиданно для детей. Этот момент может подсказать сама воспитательница, дотрагиваясь рукой до ребенка или подавая ему сигнал, когда залаять. В правила игры не входит ловля детей. Чтобы дети успели отдохнуть от бега, нужно, чтобы пес подвигался в свободном пространстве, полаял, хорошо обыграл свою роль, прежде чем он снова займет свое место или прежде чем выберут нового пса. Обычно детей очень привлекает роль лохматого пса. Им не терпится выполнить ее. Идя им навстречу, можно выбирать не только пса, но и двух его “щенков”, которые будут действовать вместе с ним.
11. Воробушки и автомобили
Эта игра учит малышей управлять своим поведением. Задача детей состоит в том, чтобы вовремя выполнять игровые действия, которые определяются ролью. Игровая ситуация предусматривает чередование двух групп действий — активные движения и их торможение, что требует от детей определенных усилий. Облегчает детям эти усилия активность воображения при выполнении взятой на себя роли. Таким образом, эта игра также способствует развитию воображения. В отличие от других игр, здесь нет пассивных ролей и моментов: дети продолжают выполнять свою роль даже тогда, когда они не совершают активных движений.
Описание игры и приемы ее проведения
Во время прогулки воспитательница обращает внимание детей на то, как летают воробушки, как они прыгают, как разлетаются в разные стороны, когда проезжают машины или приближаются люди. Напомнив детям их наблюдения, воспитательница предлагает им поиграть в воробушков и автомобили. Она очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки. Пространство должно быть достаточно большим. По краям площадки она рисует кружочки, треугольники и пр. Это домики для воробушков. Сюда они полетят, когда проедет автомобиль. Она объясняет, что в своем домике воробьи не боятся, что их раздавят. Они сидят и смотрят.
Как только проедет автомобиль, воробушки опять полетят искать зернышки и червячков. Тут же воспитательница договаривается, что она будет автомобилем, и показывает, как загудит и проедет автомобиль.
Проделав эти движения, она говорит: “Тихо стало на дворе, никого нет! Летите воробушки!” Дети выбегают на середину площадки, изображая как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок и автомобиль снова проезжает по площадке, а воробушки убегают в свои домики, где спасаются от машин. Чтобы дать детям передышку, воспитательница раза два “проезжает” из конца в конец по площадке, возвращается на свою “стоянку” и говорит: “Летите воробушки!”.
Так повторяется несколько раз. Затем выбирается несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь воспитательница подает только словесный сигнал: когда действуют машины, а когда воробушки. Например, гудок обозначает сигнал для автомобилей, и чириканье (чик-чирик) или слова (“летите воробушки!”) будут сигналом для воробьев. При повторении игры роли могут меняться.
Чтобы облегчить детям ожидание, можно ввести в игру ряд спокойных действий: например, воробьи чистят перышки, чирикают, а машины приводят себя в порядок. Для того, чтобы дети лучше приняли роль, важно создать воображаемую ситуацию (т. е. хорошо выполнить “роль машины”) и объяснить, почему воробушки должны улетать в свои домики, т. е. показать взаимосвязь между действующими лицами. Это способствует осознанию требований игры и предлагаемых действий. Важно следить за твердым соблюдением правил. Если кто-то из детей их нарушает (например, воробушек вылетает не вовремя), он выбывает на один тур из игры (поскольку ему “отдавило лапку”).
12. Поросята и волк
Игра направлена на воспитание у детей смелости, способности преодолевать свою боязнь. В ней дети должны смело двигаться по площадке и не попадаться в руки ловящему (волку), а в случае опасности спасаться от него в домике. Обычно маленькие дети очень пугливы и при первом появлении ловящего (тем более, если он выполняет роль волка) стремятся спрятаться от него; этот образ оказывает на них тормозящее действие.
Преодоление этого страха требует особых усилий и способности управлять собой. Именно это воспитывается в данной игре. Здесь правила направлены на то, чтобы учить детей согласованности в действиях, взаимопомощи, умению считаться друг с другом. Игра и развлекает детей и одновременно сплачивает, объединяет их.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитательница напоминает детям знакомую сказку “Три поросенка”, и предлагает поиграть в поросят. Она предупреждает, что дети будут поросятами умными и смелыми, которые не боятся волка а стараются его перехитрить, не попасть ему в лапы. Воспитательница вместе с детьми чертит на земле 6—8 домиков по трем сторонам площадки, с таким расчетом, чтобы в каждом домике могли поместиться 2—3 ребенка. На четвертой стороне площадки на земле рисуется логово волка, куда он может отвести пойманного поросенка. Затем выбирается ребенок, который будет выполнять роль волка. Волк и поросята занимают места в домиках.
Воспитательница предоставляет детям возможность самостоятельно выбрать себе домики и сгруппироваться по 2—3 человека. Она предупреждает, что домики не постоянные. Они нарисованы для всех поросят и каждый из них, спасаясь от волка, может занять любой домик, в котором есть свободное место. Затем она произносит следующие слова известной песенки.
“Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк,
Где ты бродишь, глупый волк,
Старый, глупый волк”
После этих слов поросята выбегают из домиков и свободно двигаются по площадке, а волк остается в своем логове и ждет сигнала, который подает воспитательница. “Волк бежит! А мы его не боимся!” Напоминая детям, что они смелые поросята, воспитательница предлагает им еще раз спеть ту же песенку (или произнести те же слова), когда они бегают по площадке, стараясь не попадаться в лапы волку. Подавая детям пример, она бегает с ними по площадке, подсказывая правила игры (спасаться от волка можно в свободном домике, когда волк уже совсем близко).
По ходу игры поощряются самые смелые поросята, которые поддразнивают волка и отвлекают от тех, кого он преследует. В ходе игры воспитательница наглядно показывает, как волк должен ловить: нужно дотронуться до поросенка рукой (осалить), а не хватать его и не тащить за собой. Тот, до кого волк дотронулся, должен остановиться, а волк отводит его в свое логово.
Как только буду пойманы три поросенка, выбирается новый волк. Эти “выборы” служат передышкой от бега. С новым волком игра повторяется. Перед повторением игры четко формулируются словами ее правила.
Если дети знакомы со сказкой “Три поросенка”, игра проводит особенно живо и весело. Поэтому важно, чтобы предварительно дети ознакомились с этой сказкой.
13. Утка с утятами
В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребёнка), маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый — ведущий). Сначала Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую большую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утёнка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун ещё некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама утка выпускает своих детей из укрытия и они вновь резвятся на полянке.
В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребёнку, чтобы он получил возможность заботиться о других.
14. Салочки-выручалочки
Задача коррекционной работы заключается в том, чтобы ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость своим сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной “кукле”, “старенькой бабушке” или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.
Приведём пример такой игры, которая стимулирует взаимопомощь и заботу о других.
В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку 30—40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит, он не хочет играть и выбывает из игры. После этого, можно приступить к объяснению игры: “Я буду салочкой, а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища, нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронулись, он может снова бегать”.
Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с детьми:
«Салочка нас не догонит,
Салочке нас не поймать,
Мы умеем быстро бегать
И друг друга выручать!»
С последними словами дети разбегаются в разных направлениях, а водящий начинает ловить их.
После первой игры роль салочки можно поручить кому-нибудь из детей. Важно, чтобы дети замечали, кто их “спас” и кому они сами смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».
в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....
Значимость детско-родительских отношений для социализации ребёнка
Влияние стилей воспитания в семье на социализацию ребенка....
Сотворчество и сотрудничество педагога с детьми и родителями - условия для развития, самовыражения и социализации ребёнка с ОВЗ
Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель становятся для малыша посредниками от вне...
Социализация ребёнка посредством любви
Никогда не рано нам, родителям, проявлять свою постоянную, бескорыстную привязанность к детям. Для того чтобы ребёнок наиболее эффективно справился с трудностями современной жизни, ему просто жи...
Влияние народного искусства на социализацию ребёнка дошкольника
Консультация для воспитателей о влиянии народного искусства на социализацию докшкольника...
Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...
Игра – важная и эффективная форма социализации ребёнка
Всем давно известно об огромном значении игры в жизни детей. В консультации делается акцент на роль игры в ходе социализации ребёнка....