Диагностический материал "Рисуночные тесты"
тест по психологии
Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunochnye_testy.doc | 235.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисуночные тесты
Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.
Наиболее популярными являются следующие рисуночные тесты:
- «Несуществующее животное».
- «Рисунок семьи».
- «Дом —дерево — человек».
Основные принципы применения рисунка в психологической диагностике предложены И. Шванцарой:
1. Для детей дошкольного возраста и для части детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфереигровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.
- Следует применять единый формат бумаги одинаковой зер
нистости и одинаковый рисовальный материал, например, всегда
карандаш 2М, цветные карандаши одинаковых оттенков и т. п. - Необходимо записывать все важные обстоятельства: дату,
время, освещение, степень адаптации, словесное сопровождение,
выражение степени привязанности, держание карандаша, пово
рот рисовальной плоскости и т. п. В индивидуальной диагностике
следует прежде всего исходить из рисунков, за процессом созда
ния которых имелась возможность наблюдать. - Психолог, работающий в области диагностики, должен быть
в состоянии классифицировать рисунок с точки зрения уровня
развития ребенка и с точки зрения необычных признаков. - Рисунок следует рассматривать как результат деятельности,
которая может (однако не должна) являться полем проекции ин
тенсивных переживаний. - Ошибки в психологической диагностике чаще вызываются
преувеличением проективной значимости рисунка, чем недостат
ками схемы интерпретации. - Рисунок никогда не следует использовать в качестве един
ственного отправного пункта проективной интерпретации. Его
надо сопоставить с результатами дальнейших испытаний, с раз
говором с родителями и т. п. - Рисунок может явиться индикатором творческих способ
ностей, а также и патологических процессов (функциональных
и органических).
Этапы развития изобразительного мастерства ребенка.
Доизобразительный период — это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5—2 лет, длится вплоть до 3—3,5 года. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули — это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии.
В 3—3,5 года ребенок переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.
Первый этап изобразительного периода составляют рисунки с примитивной выразительностью (3—5 лет). Ребенок пытается через линию выразить эмоции и движения (например, прыгание девочки изображено в виде зигзагообразной линии).
В целом детей среднего дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные
предметы, — «визуализаторы» (у них преимущественно развивается способность изображения) и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования, — «коммуникаторы» (у них изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает
игровой характер) .
Существует точка зрения, что дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются не только живым воображением, но и вербальной активностью. Рисунок становится в этом случае лишь опорой для развертывания рассказа, поэтому изобразительная сторона у этих детей несколько страдает, в отличие от тех, кто сосредоточен на изображении.
На следующем (втором) этапе изобразительного периода (6-7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты. Интересно, что маленькие дети способны узнавать изображения, сделанные сверстниками.
К одним из главных сюжетов детских рисунков принадлежит изображение человека. С нашей точки зрения, лучший анализ изображения именно человека в зависимости от возраста ребенка представлен в монографии И. Шванцары.
В возрасте 3,5 года ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, например обозначение глаз. Тогда же, около 3,5 года, прибавляется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги. Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5-4 лет. Первым признаком туловища бывает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо. Чуть позже на самом лице возникают круги вместо глаз и круг как изображение рта. Иногда рот сразу же изображается черточкой. Часто одновременно с этим появляются волосы в виде торчащих в разные стороны прямых линий, а позднее в виде точек обозначается нос. Еще позже (около пяти лет) нормативно в рисунке появляются уши, брови, шея. Эти детали возникают почти одновременно, когда само изображение человека вполне «состоятельно». То есть присутствует голова с глазами, ртом и носом, туловище, из которого выходят палки-руки и палки-ноги. Лишь после этого возникает еще большая детализация изображения, такая как одежда, пальцы.
Стадия правдоподобных изображений характеризуется постепенным уходом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.
Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются прорисованные волосы, иногда оформленные в прическу. Шея становится соизмеримой с головой, а позже и со всем телом. Большее внимание уделяется одежде. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточные этапы, на которых часть изображения оформляется еще схематически.
И. Шванцара представляет возрастную последовательность в развитии рисунка следующим образом.
После пятого года жизни туловище изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова непосредственно соединена с туловищем. Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией очертания туловища. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.
На шестом году жизни прибавляются такие детали, как уши, волосы. Волосы в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок рисует шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контурную линию головы. Также и первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе, чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные в талии.
Рисунок на седьмом году характерен прежде всего уточнением пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.
На восьмом году можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю. Затруднения у детей вызывает присоединение рук. В профильном рисунке показана, как правило, только одна рука. В рисунке анфас совершенствуется изображение ног. В общем, формы закругляются и пропорции объединяются.
Особые изменения в стиле рисунка человеческой фигуры отмечаются именно в возрасте между 6 и 8 годами. В 6 лет дети рисуют человеческую фигуру в большинстве случаев по частям, которые они затем соединяют, как бы монтируя фигуру. Руки отходят от туловища, ноги параллельны и относительно далеко одна от другой. В 8 лет дети часто формируют при помощи одной непрерывной линии шею, плечо и руку. Руки обыкновенно висят вдоль туловища, а ноги сходятся «в шагу».
Самые маленькие дети (4—5-летние) располагают изображения рядом друг с другом, не соединяя их каким-либо замыслом.
Затем появляется центральный сюжет (после 5 лет). Здесь уже изображения объединены сюжетом, и ребенок распределяет предметы, рисуя более отдаленный над находящимся ближе. Эта фаза развития перспективы в рисунке называется фазой суперпозиции.
Лишь позже (в норме не ранее 7 лет) ребенок начинает изображать более отдаленные предметы как предметы по размеру меньшие, нежели предметы близкие. Таким образом, в изображении возникает истинная перспектива.
Это особенно важно понимать при анализе изображений, включающих в себя большое количество значимых лиц. Как понятно из вышеизложенного, расположение какого-либо человека на рисунке «над» кем-то вовсе не означает его «давления» или превосходства, а всего лишь служит показателем его размещения на заднем плане.
Аналогично поэтапно может быть рассмотрено и нормативное возникновение «цветности» детского рисунка.
На определенном этапе развития рисования у ребенка появляется потребность пользоваться цветом. При этом можно видеть, как проявляются две тенденции в использовании цвета:
- произвольное использование цвета (выбранный цвет
соответствует реальному цвету предмета, и его части могут
быть окрашены в разные цвета); - реальное использование цвета как передача обязательного
признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи
оттенков).
Первоначальная ориентация в цвете у ребенка идет довольно быстро. Желтый, красный, за ними синий и зеленый, а также белый, черный, серый и коричневый узнаются еще до того, как устанавливается связь между предметом и его окраской, и до того, как в рисовании появляется целенаправленный выбор цвета (ориентировочно около 3-3,5 года).
Возраст ознакомления с цветом и его названием в большой степени связан с особенностями социокультурной среды, в которой развивается ребенок. Часто дети используются знанием цвета предмета, «навязанным» взрослыми, минуя собственное восприятие, что, как уже говорилось, приводит к возникновению цветовых штампов (зеленая трава, красное или желтое солнце, синее море).
Вначале, когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное (есть краска и ладно, можно обойтись любой), то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом — не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета — синими, красными, какими угодно.
В этот период ребенок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности красок. Цвет пока автономен. Так, для детей 2—3-летнего возраста характерно относительно нейтральное отношение к краске любого цвета.
На следующей ступени, в 3-4 года, возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Все «красивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое».— темными.
Ребенок эмоционально воспринимает, цвета и часто раскрашивает понравившийся предмет любимым цветом, который может быть тому и не свойствен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ребенка к содержанию рисунка.
В этот период все разукрашивается в насыщенные цвета и «пестро» раскрашивается: дома и крыши, цветы и животные, автомобили и заборы. При этом особое место для актуализации цвета принадлежит одежде изображаемых людей.
Незнание этих законов и нормативов формирования графической и содержательной сторон рисунка приводит к значительным ошибкам при проективной трактовке рисунков детей.
Основные ошибки в интерпретации детских рисуночных тестов
К сожалению, при интерпретации рисуночного теста педагог-психолог не всегда учитывает возраст ребенка, нормативный онтогенез графической деятельности и нормативные законы детского рисунка.
1. Интерпретация расположения изображения на листе.
Расположение изображения традиционно интерпретируется
в терминах самооценки, уровня притязаний, защищенности, депрессивных тенденций. Однако все больше встречается детей со спецификой пространственного восприятия и пространственных представлений, обусловленной своеобразием межфункциональных взаимодействий мозговых систем. К этим особенностям можно отнести несформированность всех уровней пространственных представлений, а также тенденцию к левостороннему (чаще) игнорированию зрительного поля.
При традиционной трактовке рисунка ребенка с подобными проблемами, скорее всего, речь пойдет о тех или иных искажениях самооценки, уровня притязаний и Я-концепции или о пессимистичном (оптимистичном) восприятии жизни в целом, что может быть совершенно нехарактерным для конкретного случая.
Совершенно очевидно, что точно так же встречаются случаи, когда объем зрительного поля сужен в верхней или нижней его части. Характерные особенности подобного игнорирования легко увидеть по школьным тетрадям. Следовательно, и рисунок будет уплощен, сжат в какой-либо плоскости или будет располагаться ближе к одному из краев листа.
Классическая трактовка связывает эти особенности изображения с личностными характеристиками, чего вовсе может и не быть.
2. Интерпретация взаиморасположения фигур относительно
друг друга на листе.
Согласно традиционной проективной трактовке, «наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким полинейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна». При такой интерпретации совершенно не учитывается, что в фазе суперпозиции (примерно до 7-летнего возраста) ребенок располагает предметы, рисуя более отдаленные над находящимися ближе, несколько позже ребенок изображает более отдаленные предметы более маленькими, чем предметы близкие, и над близкими. Так ребенок в процессе развития подходит к перспективе.
Проективная трактовка в этом случае переворачивает все с ног на голову, и то, что эмоционально менее значимо для ребенка (более отдаленное на рисунке и, следовательно, менее значимое), интерпретируется как директивное и более значимое. Это же относится и к изображениям значимых членов семьи.
Схожие ошибки в проективной трактовке рисунка могут воз
никнуть, если начать анализировать относительные размеры тех
или иных фигур (особенно в рисунке «Семья») — ведь в норме
пропорции в размерах людей и предметов возникают около 5,5—
блет. .
3. Интерпретация отсутствия каких-либо деталей.
Отсутствие, скажем, ушей, в рисунке 4,5—5,5-летнего ребенка будет вовсе не стремлением избегать критики, заглушить ее, а всего лишь отражением нормативного этапа уровня развития рисунка, так как такие детали, как уши и волосы, появляются на очертании головы, в среднем, лишь к 6-летнему возрасту.
- Интерпретация цветового решения рисунка.
Значительное количество ошибок в проективной интерпретации может наблюдаться в том случае, когда ребенок выполняет тестовое задание цветными карандашами, фломастерами и т. п. В этом случае анализу подвергается не только характер рисунка, но и цветовое решение того или иного персонажа. Разумеется, это допустимо только с определенного возраста, так как существует период, когда отношение детей к цвету если не безразличное, то ограниченное интересом к самому цвету, краске. Что изображается — не имеет значения, цвет как бы автономен.
Тест «Несуществующее животное»
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Показатели и интерпретация:
1. Положение рисунка на листе.
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
2. Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо—устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется,.— осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево—тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)
Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — ушам, рту, глазам. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза — символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин — женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративное™. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
3. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) массивное, мощное основание — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам,
формирование суждения, опора на существенные положения и
значимую информацию;
б) отсутствие или почти отсутствие ног — поверхностность
суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения.
Характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе —
это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
4. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть
функциональными или украшающими: крылья, дополнительные
ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата
разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе,
«самораспространение» с неделикатным и неразборчивым при
теснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание
себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа —
крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие
в султане из павлиньих перьев).
5. Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям,
решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по
тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.
Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
6. Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и
затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контур
ной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной}, слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
7. Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей —только л и необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).
*. Оценю* характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.)-Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» ит. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Иронически-юмористические названия характерны при иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия (имеют обычно повторяющиеся элементы)
свидетельствуют об общем инфантилизме личности. Склонность
к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными, сложными названиями.
Рисунок семьи
«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, используемых в практической работе школьного психолога.
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» — Р. Берне, С. Кауфман) и т. д. Некоторые варианты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в • четырех комнатах — в модификации А. Захарова), может проводиться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется возможность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семейные отношения.
Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В. К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.
Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпретируется обобщенная структура рисунка. На втором дается интерпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.
При интерпретации теста используется очень много отдельных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обращает внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.
При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), простой карандаш и цветные карандаши.
Интерпретация:
1. Отсутствие на рисунке автора или сиблинга.
Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с кем существуют конфликтные отношения. На вопрос, почему их нет на рисунке, ребенок может дать защитный ответ: «не хватило места», «боюсь, что плохо получится» и пр.
Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место». Такие конфликтные пессимистические настроения не могут считаться признаком конкуренции.
Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». В этом случае можно говорить о соперничестве.
2. Присутствие на рисунке только автора или сиблинга.
Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью
ребенок рисует только сиблинга. Так автор подчеркивает важность его в своей жизни. Причем если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить ч» конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это — самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним.
В некоторых случаях дети рисуют только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера. Это может свидетельствовать о наличии эгоиентричности и, возможно, истероидных черт характера. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает обокружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».
Единственная на рисунке фигура автора может быть и, наоборот, маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.
3. Размер фигур автора или сиблинга.
Если автор рисует всех членов своей семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть адекватно распределены по росту, но могут присутствовать и искажения. Так, если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой. Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией подчеркивает его значимое положение в семье.
Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей.
Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга может подчеркивать привилегированное положение последнего по сравнению с автором. Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал). Таким образом, неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.
4. Расположение фигур на листе.
На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной лини». Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то
ниже остааьных. Считается, что таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.
В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (левым). В норме чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором (слева направо) — меть, на третьем — себя.
При неврозах у мальчиков картина остается без изменения, а девочки чаще ставят на первое место мать, подчеркивая ее доминирующую позицию.
Если сиблинг расположен вторым, то это свидетельствует о
том, что автор ревнует к нему родителей;
Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии::), а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.
При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.
Если сиблинга стоят близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата или сестру; а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами, то можно предположить, что между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.
Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. Тот же вывод можно сделать, если при линейном расположении всех членов семьи автор рисует себя правее брата или сестры, подальше от родителей,
5. Отличительные особенности в рисовании фигур автора или сиблинга.
Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок может выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тщательно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисовывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколькими штрихами, в неряшливой одежде. Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фантастические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается.
С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу, Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола.
6. Специальные признаки конкуренции на рисунке. О конкуренции может говорить изображение сиблинга между солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки.
В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами.
Прямым символом конкуренции является изоляция сиблинга от остальных членов семьи, заключение его в-замкнутое пространство (кровать, коляска), изображение опасных для его жизни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему.
Пять часто встречающихся признаков конкуренции между братьями и сестрами:
- различный размер фигур детей;
- расположение фигур детей не на одной линии;
- изоляция одной или обеих фигур детей;
- выделение фигур автора или сиблинга с помощью штри
ховки, темных тонов, прерывистой линии; - разделение фигур детей различными предметами, людьми
или пространством.
Рисуночный тест «Дом — дерево — человек»
Эта методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.
Р. Берне при использовании теста просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека — жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями,
Интерпретация признаков в тесте «Дом — Дерево —. Человек»
«Дом»
Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали — чувство отвергнутое™ (отверженности).
Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.
Разные постройки — агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам мажет желать свободного сердечного общения).
Стены •
Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями — субъект стремится.сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
Стена, отсутствие ее основы — слабый контакте реальностью (если рисунок помещен внизу).-
Стена е акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды. •
Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.
Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одна или несколько), задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности асоциальных ситуациях.
Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции, Дым
Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Окна
Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок— отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. -Крыша
Крыша— сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.
Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
- человеком, проживающим в комнате,
- интерперсональными отношениями в комнате,
- предназначением этой комнаты (реальным или приписы
ваемым ей). •
Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе, - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Субъект выбирает ближайшую комнату— мнительность.
Ванна — выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций. ,Труба
Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — уси
ленные защитные установки (и обычно повышенная мнитель
ность). . . *
Дополнения
Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает же-
лание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет — обычное его использование: зеленый — для крыши; коричневый — для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна,
. 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 и не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является ие столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
' Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
Общий вцд
Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным
ее жильцом,
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона —
эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная (трехмерная, еубъектрисует по меньшей мере четыре отдельные стеньг, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающисебе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
- субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недо
стижимость цели; - субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях
(внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне. -•
Размещение рисунка точно в цетре листа—незащищенность
и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
- субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это соз
дает у него депрессивное настроение; - субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль
ностью. „
Размещение рисунка в левой стороне листа—акцентирование прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа—фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые — ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиция.
Схема обработки рисунка в тесте «дом»
Выделяемый признак
- Схематическое изображение
- Детализированное изображение
- Метафорическое изображение
- Городской дом
- Сельский дом
- Заимствование из литературного или сказочного сюжета
- Наличие окон и их количество
- Наличие дверей
- Труба с дымом
- Ставни на окнах
- Размер окон
- Общий размер дома
- Наличие палисадника
- Наличие людей рядом с домом и в доме
- Наличие крыльца
- Наличие штор на окнах
- Наличие растений (количество)
- Количество животных
- Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и-т.д.)
- Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2, 3
- Толщина линий по шкале интенсивности 1,2, 3
- Дверь открытая (дверь закрытая)
«Человек» Голова
Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова — застенчивость, робость.
Голова изображается в самом конце — межперсональный кон
фликт. .-..'.
Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея
Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль
ном контроле. (
Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
Толстая короткая шея—уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размеры
Признак физической силы или потребности во власти.
Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие — ощущение малоценное™, ничтожности.
Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие — сильные телесные импульсы.
Туловище
Символизирует мужественность.
Туловище угловатое или квадратное — мужественность.
Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, мало-ценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут— потребность доминировать Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза закрыты май спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-н ие избегать визуальных стимуле*. Враждебность.
Глаза выпучены — грубость, черствость.
Глаза маленькие-погруженность в себя.
Подведенные глаза — грубость, чер-етшсп,.
Длинные ресницы — кокетливость, склониостъ обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины—женственность.
Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый — пассивная значимость.
Нос широкий, выдающмЙЕЯ, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри — примитивная агрессия.
Зубы четко нарисованы — агрессивность.
Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное — незащищенность-
Лицо, .похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.
Волосы
Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки — орудия более совершенного к чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размахрук) — интенсивное стремление к дей
ствию. . ч
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны, — субзьектмногдалошат себя надействияхили поступках, которые вышли у нега из-под контроля.
Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста
новка. • ,
Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость
в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость,
. ригидность.
Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу — напряжение.
Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
Сужающиеся руки и ноги — женственность.
Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание яюбви, привязанности.
Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.
Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессии.
Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен
ность в себе. -•
Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.
Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, нёподдержива-ющая.
Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам
кнутость. • . --
Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше пяти —г агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.
Пальцы длинные — скрытая агрессия.
Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.
Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела — открытый протест.
Пальцы крупные, как гвозди (шипы), — враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного'чувства.
Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.
Ступни не изображены — замкнутость, робость.
Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.
Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные — потребность безопасности, потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие — скованность,-зависимость.
Поза
Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция к зам
кнутости. ' - .
Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению л к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.
Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.
Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек — может означать увиливание и негати
визм. ~~
Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самолрезрение.. Фон. Окружение
Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — notpe6HOCTb в любви, привязанности, заботливой теплоте Линия основы (земли) — незащищенность, йредставияет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, напрммер, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.
Оружие — агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски,'акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
Контур. Нажим. Штриховка, Расположение. Мало гнутыхли-ний, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии — женственность.
Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость,
черствость. .
Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости — напряжение.
Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
Эскизный контур — тревога, робость.
Разрыв контура — сфера конфликтов.
Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
Зубчатые, неровные-линии — дерзость, враждебность.
Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
Яркая линия — грубость. Сильный нажим — энергичность, настойчивость, большая напряженность.
Легкие линии — недостаток энергии.
Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если
нет — удлиняются. -
Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — имяуаьсивное поведение. Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность-
Короткие, эскизные штрихи—тревога, неуверенность, Штри-хш^Еавватые, скованные — напряженность, замкнутость.
Горизонтальныештрихи—подчеркивание юображения, женственность, слабость.
Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактнвность.
Штриховка справа налево — интравереия, изоляция.
Штриховка слева направо — наличие мотивации.
Штриховка от себя—агрессия, экстраверсия.
Стирание — тревожность, опаслнвость. Частые .стирания — нерешительность, недовольство собой.
Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.
Старание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
Стирание без шшьгаки перерисовал, (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).
Большой рисунок — зкепавдявностъ, склонность к тщеславию, высокомерию.
Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.
Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии — незащищенность. Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность,
веебе.
Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя
в воображении.
Детали
Здесь важно их. знание, способность оперировать ими и приспособиться к. Конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить, степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их
воспринимает, относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.
Детали существенные — отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реально-. стью.
х
Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.
По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность — быстрое истощение.
Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с ' женским полом. '
Упорно рисует, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.
Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
«Дерево»
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека). Корни — коллектив, бессознательное. Ствол — импульры, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация
рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака «округленная крона»: «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом* и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например: «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с
нормальными людьми в процессе психологического консульти
рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их
адрес. ;-••..
Земля -
Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа, — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Земля приподнимается к правому краю рисунка — задор, энтузиазм.
Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола — тяга к спрятанному, закрытому.
Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может
вызвать тревогу. - '
Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий — способность к различению и рас
судительность в одещсе^реального; различная форма этих корней
может быть связана с желанием жить, подавлять иди выражать
некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окруже
нии. .
Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т, е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
Листва-сетка, более или менее густая,— большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.
Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва — скрытая агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви — хорошее различение действительности.
Листья-петельки — предпочитает использовать обаяние. , Пальма — стремление к перемене мест.
Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.
Листва как узор — женственность, приветливость, обаяние.
Плакучая, ива — недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность»
Ствол
Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозршель-ность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линия — отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.
Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость.
Ствол линиями с нажимом — решительность, активность,
продуктивность.
Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
«Вермишель* — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.
Ствол открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.
Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.
Три четверти листа — хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Высота листа (страница делится на восемь частей):
1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет;
1/4- способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
5/8 — интенсивная духовная жизнь;
6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;
7/8— листва почти на всю страницу — бегдтво в мечты.
Манера изображения
Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой.-воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) —детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева — могут символизировать себя "и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж — означает сентиментальность.
Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностический тест по математике
Тест для старших дошкольников на выявление знаний детей по математике...
Диагностический материал "Рисуночные тесты"
Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....
Программа «Собираемся в путешествие» (с дополнением диагностических методик и тестов для подготовительных групп)
В данной программе изложена пояснительная записка с целями и задачами. Представлен тематический план на учебный год. К тематическому планы разработаны конспекты занятий....
Диагностический тест "Творческий потенциал ребенка"
Тест помогает оценить творческие способности ребенка 5-8 лет...
диагностические задания, тесты
диагностические задания, тесты...
Диагностические тесты
Тесты по диагностике...
диагностический тест
(за основу диагностики взят тест для дошкольников ко Дню космонавтики «Космос» автор Иванова Маргарита Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категориис небольшими изменениями)...