Программа «Собираемся в путешествие» (с дополнением диагностических методик и тестов для подготовительных групп)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

В данной программе изложена пояснительная записка с целями и задачами. Представлен тематический план на учебный год. К тематическому планы разработаны конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_podgotov._gruppy.docx88.52 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад №3»

Новоусманский муниципальный район

Воронежская область

Программа

«Собираемся в путешествие»

(с дополнением диагностических методик и тестов для подготовительных групп)

Педагог-психолог Лукина Л. И.

2014год

Программа

«Собираемся в путешествие» для работы с детьми подготовительных групп.

Программа составлена на основе психологического сопровождения в реализации ФГТ при подготовке к школе детей 6 лет. Используются диагностические методики, при  обследовании детей разных дошкольных возрастных групп. Игры, упражнения на коррекцию эмоционально-личностной сферы.

Диагностика-развивающая программа предусматривает систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения данной программы.

Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Обеспечение полноценного и гармоничного развития ребёнка, для успешного обучения в школе. Оказание психологической помощи дошкольнику для наиболее благоприятного вхождения в процесс школьного обучения.

Задачи: формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения. Развитие наглядно-образного и формирование словесно – логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.

Формирование учебных навыков: умение слушать и слышать, доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, старание и аккуратность, планировать и контролировать свои действия. Развитие мелкой моторики.

Использование в работе музыкальных произведений с дальнейшей характеристикой содержания.

Применение физических упражнений, подвижных игр во время физкультурных пауз.

Различна тематика обучающего материала, которая охватывает многообразие окружающего мира.

«Моя семья», «Путешествия», «Знакомство с профессиями», «Классификация», «Опросники», «Невербальное воображение». Коррекционные сказки по адаптации к школе.

Тематическое планирование рабочей программы

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Цель занятия

Элементы содержания занятия

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

1.сентябрь

Моя семья

1

Расширение активного и пассивного словаря. Умение составлять рассказ о своей семье, а также о месте жительства. Формировать чувство семейной сплочённости, заботливого отношения к членам своей семьи. Помочь ребёнку осознать себя полноправным членом семьи.

Методика «рисунок семьи» - определение взаимоотношений в семье, эмоционально-личностных трудностей ребёнка.

Беседа, диалог, рисунок, ответы на вопросы

Умение составлять рассказ, отвечать верно, рисовать людей  пропорционально.

2.сентябрь

Собираемся в путешествие

1

Развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, упражнять в создании в воображении новых образов. Помочь каждому ребёнку осознать его характерные особенности.

Работа с схемами, воспроизведение образа созданного в воображении.

Безошибочное выполнение заданий на схемах. Умение фантазировать.

3. октябрь

Отплытие

1

Развивать образную память, активное внимание, понимание пространственного соотношения предметов, наблюдательность, смысловое понимание. Развивать умение анализировать свои характерные особенности.

Работа с таблицами, карточками, рисунками. Создание своего портрета с помощью рисунка.

Концентрация внимания для последующего запоминания. Работать с демонстрационным материалом. Оценочный способ себя.

4. октябрь

Идём по курсу. Компас

1

Развивать устойчивость внимания, зрительную память, наглядно-образное мышление. Способствовать формированию восприятия времени, выполнению мыслительных операций и творческому воображению. Помочь детям в осознании своих характерных особенностей.

Схемы, рисунок и оценка себя.

Работа с раздаточным материалом. Адекватная оценка своих поступков.

5. октябрь

На море шторм

1

Развивать слуховое восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление (умение выделять существенные признаки предметов и соотносить их по этим признакам), воссоздающее воображение, тренировать координацию руки.

Заучивание стихотворения, работа с карточками, графические диктанты.

Воспроизведение текста, запоминание зрительно, ориентация на указания педагога и выполнение упражнения при слуховом восприятии.

6.октябрь

Сказочный город

1

Развивать умение сравнивать предметы между собой, зрительную память, целостное восприятие, воссоздающее воображение. Формирование наблюдательности, зрительной ориентации, слухового внимания. Способствовать самовыражению ребёнка.

Сказки Ш. Перро, работа по схемам, рисование.

Воспоминание сказок, умение выбора и сделать вывод. Работать индивидуально по схеме. Знание цифр.

7. ноябрь

Удивительная ладонь

1

Развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса. Умение действовать по правилу. Развивать восприятие образа.

Игра, упражнение – умение действовать по правилу, создание рисунка.

Стараться запомнить, умение рассказывать, удерживать в памяти инструкцию педагога. Создавать образ.

8.ноябрь

Остров

1

Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по существенному признаку через логическую игру, зрительное восприятие, воссоздающее воображение. Восприятие пространственных отношений. Учить понимать своего собеседника по жестам, движениям тела.

Разложить геометрические фигуры для животных. Запоминание предметов на рисунке.  Ориентация на рисунке по вопросам педагога. Раскрашивание радуги по стихотворению.

Работа с геометрическими фигурами. Запоминание, ориентация на рисунке. Умение соотносить слуховую инструкцию с рисованием.  Игра с жестами.

9.ноябрь

Азбука моря

1

Развивать зрительную память, логическое мышление; устойчивость, распределение и переключение, избирательность внимания; воображение.

Работа со схемами, игра сурдопереводчик.

Умение запоминать зрительно. Ориентироваться на образец при работе со схемами.

10.ноябрь

Поиск клада. Возвращение домой. Домик.

Развитие наглядно-образного мышления, умение использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве, развивать произвольное внимание, умение ориентироваться на образец. Восприятие пространственных отношений. Развивать воображение. Умение выполнять мыслительные операции – сравнение, обобщение, классификация.

Работа со схемами. Классификация растений, грибов, цветов, ягод. Запоминание предметов (9). Придумать корабль с названием, цветом, флагом. Срисовывание с образца.

Ориентация по «ключу». Обобщение, классификация. Умение запоминать предметы – зрительно. Фантазировать и воплощать в рисунке. Индивидуальная работа.

11.декабрь

Знакомство с профессиями. Два дома.

1

Выяснить знания детей о специфичности профессий, какие уже знают. Объяснить значимость профессий. Диагностика сферы общения.

Показ картин с профессией. Объяснение профессии своих родителей, желание кем стать в будущем. Рисунок двух домов и расселение в них своей семьи.

Определять по картине профессию.  Знание детьми профессий своих родителей. Выражать свои желания на будущее. Умение оценивать свою семью.

12.декабрь

Письмо. Пиктограмма

1

Развивать причинно-следственные связи, умение делать логический вывод. Исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания, уровня организации деятельности. Воспитывать стремление к познанию в истории. Умение печатать буквы.

Обсуждение письма. Выяснить, знают ли дети  значение дорожных знаков. Печатанье букв по образцу. Зарисовывание слов рисунками.

Повторение дорожных знаков. Скопировать буквы по образцу. Рисунками нарисовать рассказ и придумать сюжет.

13.январь

Опросник Аизенка.

1

Умение оценивать себя: свои чувства, желания, умения. Развивать словесно-логическое мышление, математические способности. Дать представление о мужественности и женственности. Развивать навык общения между мальчиками и девочками.

Отвечать на вопросы. Участие в беседе.

Строить ответы обдуманно. Быстро переключать внимание.

14.январь

Деление объекта на классы.

1

Формировать способность при объединении группы и умение выделять общность в данной группе. Развивать логику, смекалку. Развитие зрительной памяти с помощью образов. Закреплять полученные знания об эмоциях.

Ориентация в группах: имена, алфавит, мебель, числа, месяцы, дни недели, города, посуда, овощи., птицы, животные, рыбы. Цветы, кустарники, деревья.  Работа со схемами. Отгадывание загадок в стихотворной форме.

Слуховое восприятие, переключение внимания. Быстрая ориентация. Умение выбирать эмоции.

15.январь

Классификация

1

Развивать способность у детей в классификации и умении логического рассуждения, умозаключения. Тренировка слухового восприятия. Взаимозависимость человека и животного.

Обобщение групп: овощи, фрукты, ягоды. Уметь по первой букве вспоминать имя товарища. Составлять предложение. Быстро ориентироваться по обобщающим понятиям на объект. Определять животного на ощупь.

Слуховое восприятие. Быстрота переключения. Знание букв и сопоставление. Тактильная чувствительность.

16.февраль

Счастливый случай

1

Развитие способности логического мышления, внимания, сосредоточенности на поставленный вопрос, умения выразить грамматически верно свой ответ. Воспитывать дружеские отношения и желания к соревнованию.

Логические задания. Опросник об окружающем мире. Загадки.

Запоминать текст и делать логические выводы. Ориентация в окружающей обстановке с переключением. Отгадывание загадок в стихотворном тексте.

17.февраль

Звёздный час

1

Выявление уровня общей понятливости, умения детей делать аналогии и сходства в умственном плане. Развивать способность к логическому объяснению данного задания, уметь делать вывод, переводить его в грамматически правильно построенное предложение. Воспитывать стремление к познанию и умению вести себя при играх.

Тестовые вопросы. Логические задачи. Аналогии. Словарь. Придумывание слов на последний звук.

Умение рассуждать. Запоминать текст задачи и отвечать по смыслу. Проводить аналогии . Описывать предметы.  Ориентироваться в звуках.

18.февраль

Я начинаю учиться

2

Диагностика области вызывающей затруднения у детей. Развивать способности. Формирование логического мышления, построение умозаключения.

Разминка. Схемы. Задачи. Тест «что я знаю» и «чему я научился».

От общего к частному. От частного к общему. Выделение главного признака. Упорядочивание и сортировка. Речь и навыки словообразования. Аналитическое мышление.

19.март

Мир снов

1

Снятие мышечного напряжения, дети успокаиваются и расслабляются.

Прослушивание стихотворения. Рисование сна. Обсуждение.

Обдумывание рисунка под прослушивание стихотворения. Умение обсуждать свои чувства от сна.

20.март

Что в углу?

1

Развивать способность понимать своё эмоциональное состояние и умение адекватно выразить его. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Прослушивание стихов и обсуждение. Нарисовать страх и объяснить его.

Понимать эмоцию страха. Умение снять тревожное состояние.

21март, апрель

Лесная школа

4

Решение дидактических, коррекционных и терапевтических задач. Развитие воображения, мышления.

Создание лесной школы. Букет для учителя. Смешные страхи. Игры в школе. Школьные правила.

Сопереживание сказочным героям. Оценивание своих поступков и осознанность причин своих волнений через образы животных.

Список литературы

  1. Вагурина Л. «Я начинаю учиться» 1и2 часть. Издательство «Линар» Москва 1995
  2. Венгер Л. А. «Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении» Москва 1991
  3. Гильбух Ю. З. «Измерение интеллекта детей» Киев 1992
  4. Ильина М. В. «Развитие невербального воображения» Москва Прометей Книголюб 2003
  5. Колесникова Е. В. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Издательство Ювента Москва 2001
  6. Пазухина И. А. «Давай познакомимся» Санкт-Петербург «Детства-Пресс» 2008
  7. Панфилова М. « Лесная школа»
  8. Чалтыкьян  Д. «Собираемся в путешествие».

 

Моя семья

Цель: расширение активного и пассивного словаря. Умение составлять рассказ о своей семье, а также о месте жительства. Формировать чувство семейной сплочённости, заботливого отношения к членам своей семьи. Помочь ребёнку осознать себя полноправным членом семьи.

Методика «рисунок семьи» - определение взаимоотношений в семье, эмоционально-личностных трудностей ребёнка.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход занятия

Мы поговорим сегодня о семьях.

Вопросы

  1. Что такое семья?
  2. Как вы понимаете слова: дедушка, бабушка?
  3. Почему мы их так называем?
  4. Твой домашний адрес?
  5. Имя и отчество родителей?
  6. Как называется село в котором мы живём?
  7. Как называется наша республика?
  8. Назовите столицу нашей родины?
  9. С кем вы в семье больше общаетесь?

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

Большой-этот пальчик дедушка

Указательный-этот пальчик бабушка

Средний-этот пальчик папа

Безымянный-этот мальчик мама

Мизинчик-этот пальчик я

Кулачок-вот вся моя семья.

Нарисуйте свою семью.

Текст опросника «Семейное интервью» (автор А. И. Захаров)

  1. С кем ты живёшь?
  2. Если бы ты играл(а) в игру «Семья», кем бы ты стал(а) в ней?

Кого бы ты стала изображать? Маму, папу, себя?

  1. Кто из родителей, по-твоему главный в вашей семье или нет главного?
  2. Когда ты вырастешь, то будешь работать как мама (папа)?
  3. Если бы ты вырос и сам стал папой, мамой и у тебя был бы сын, дочка, ты бы так же относился к нему, (к ней) как к тебе относятся родители? Или по-другому, не так? А как?
  4. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел(а) бы видеть в первую очередь?
  5. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, ты бы всегда рассказал(а) об этом папе, маме? Почему?
  6. Ты боишься, что папа, мама тебя накажет или не боишься?  Кто наказывает чаще?

Собираемся в путешествие

Цель: развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, упражнять в создании в воображении новых образов. Помочь каждому ребёнку осознать его характерные особенности.

Оборудование: картина «Пароход», схемы-берег, треугольники, флажки, геометрические фигуры, карандаши.

Ход занятия

Загадка: «течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Это загадка о море. (Звучит музыка-шум волн). Послушайте, как ласково шумит море. Хотелось бы вам отправиться в плавание? Мы поплывём вот на таком корабле. Корабль стоит у берега. По берегу прошёл волшебник и всё, что увидел, превратил в камушки разной формы. Посмотрите на незаконченные треугольники и дорисуйте их.  Посмотрите сколько много флажков у нашего корабля. Постарайтесь запомнить их (через 30 мин. схема убирается). Теперь, где у вас контуры флажков, нарисуйте все те значки которые запомнили.

Физкультурная пауза.

На море бывает качка. Потренируемся перед плаванием.

Стало палубу качать!

Ноги к палубе прижать,

Крепче ноги прижимаем,

А теперь их расслабляем.

Теперь мы запомним входные билеты. В треугольниках поставим «минус», в круге «плюс», а в квадрате «точку» (2 минуты).

Игра – ассоциация «На кого я похож». Теперь садитесь поудобнее, я включаю музыку, а вы закройте глаза и постарайтесь представить себя – деревом, цветком, животным, предметом, всем чем угодно. Нарисуйте себя.

Отплытие

Цель: развивать образную память, активное внимание, понимание пространственного соотношения предметов, наблюдательность, смысловое понимание. Развивать умение анализировать свои характерные особенности.

Оборудование: карточки-вещи, карточки-продукты, рисунки с недостающими деталями и ошибками, карточки с рыбами, карандаши.

Ход занятия

Загадка: «Два братца в воду глядятся, век не сойдутся» (берега). У моря тоже есть берега. Наше плавание начинается. Проходите на палубу, а вещи оставим в каюте (10 карточек). Вот вещи, запомните их. (Карточки убираются). Скажите, что было в каюте?

А ещё выполним задание. Запомните вещи в табличке и в своих дорисуйте то, что не достает.

Давайте пройдём по кораблю. Это каюты –здесь размещаются пассажиры. А вот здесь управляют кораблём – это рубка. Пол называется – палубой. Кто знает как называют кухню на корабле? (Камбуз). А как называется повар? (Кок). Посмотрите какие продукты есть на камбузе? (выставляются карточки). Что можно приготовить из них?

Посмотрите на овощи и вещи в путанице и назовите их.

Моряки очень любят небылицы. Посмотрите на картинки, что здесь не дорисовано или нарисовано неверно?

Физкультурная пауза

Интересно в плавании? Выйдем на палубу и немного расслабимся.

Стало палубу качать!

Ноги к палубе прижать,

Крепче ноги прижимаем,

А теперь их расслабляем.

А вот и рыбы плещутся в воде. Среди рисунков, найдите такой, на котором одна рыбка плывёт глубже всех.

Вам нужно дорисовать бабочку и жука.

Игра «на границе». Путешествие продолжается. Некоторые из вас, может быть, ездили с родителями за границу и помните, что взрослые оформляли заграничные паспорта, а потом проходили проверку документов на таможне. Вот мы и займёмся изготовлением наших первых документов. Только фотографию –свой портрет –вам придётся нарисовать. На заграничных паспортах теперь фотографии цветные, значить, и рисовать мы будем цветными карандашами. Кто может – напишите своё имя и фамилию, а вот отчества за границей нет. Там и взрослых и детей зовут только по имени. Чтобы портрет был похож, вспомните, какой формы у вас нос, лицо, цвет глаз, длина волос и цвет.

Идём по курсу. Компас

Цель: развивать устойчивость внимания, зрительную память, наглядно-образное мышление. Способствовать формированию восприятия времени, выполнению мыслительных операций и творческому воображению. Помочь детям в осознании своих характерных особенностей.

Оборудование: схемы,  цветные карандаши.

Ход занятия

Кто управляет кораблём? Конечно капитан. Он командир корабля. Он отвечает не только за корабль, но и за всех людей. Помощник капитана – штурман. Он следит, чтобы путь был безопасным. Штурман прокладывает курс. Вот курс нашего корабля. Посмотрите и запомните (схема убирается). Нарисуйте, что вы запомнили.

Дорог в море нет. Как же находят путь моряки? В давние-давние времена находили путь по звёздам. Потом придумали разные умные приборы. Посмотрите на таблицу, по какому прибору можно передвигаться? Есть загадка: «он вам очень пригодится, он укажет путь домой» (компас). А сейчас возьмите листочки с часами. (работа со схемой).

Физкультурная пауза

Чтобы нам не сбиться с курса нужно быть очень внимательными. Поиграем в игру «Повтори движение»

На море нужно быть не только внимательным, но и нужно всё запоминать. Запомни пары картинок. Посмотри на свою страничку и нарисуй пару каждой картиночке.

Во время шторма рассыпались предметы. Раскрась картинки из геометрических фигур. (схема –мыслительные операции).

А ещё вода размыла рисунки. Дорисуй круги и прямоугольники, чтобы получились разные предметы.

Сегодня очень много сложных заданий вы выполняли во время путешествия. А сейчас задание на честность. Положите ладошку на лист и обведите её. На каждый пальчик оцените в себе хорошее или что-то не хорошее и заштрихуйте красным или черным карандашом. Кто хочет рассказать о себе?

На море шторм

Цель: развивать слуховое восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление (умение выделять существенные признаки предметов и соотносить их по этим признакам), воссоздающее воображение, тренировать координацию руки.

Оборудование: карточки: животных, птиц, овощей, фруктов. Схемы, карандаши.

Ход занятия

Мы проплываем мимо острова и выполним задания – «четвёртый лишний». А сейчас я расскажу вам стихотворение «У моря» Г. Вигру.

-Море, море, море,

Что подаришь море?

-Рыб да самоцветы,-

Отвечало море.

Только подрастай скорей

И побольше кораблей

Приведи на море.

-Небо, небо, небо,

Что подаришь небо?

-Дождь, снежинки, солнце,

Отвечало небо.

Только подрастай скорей,

Больше звёздных кораблей

Выведи на небо.

-Папа, папа, папа,

Что подаришь папа?

-Вот тебе земля в цвету,

В небе спутник на лету,

Солнце над полями,

Море с кораблями!

Дети учат стихотворение. О чём это стихотворение? (Подвести детей к ответу, что это о дальнейшем выборе профессии).

Игра «Я взрослый». Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослым. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди вас окружают.

Загадка: «Белая вата плывёт куда -то, чем вата ниже, тем дождик ближе (туча). Вдруг туча стала темнеть, сверкают молнии, приближается шторм.

Физкультурная пауза

Подул сильный ветер трудно идти по палубе. Напрягите ноги, крепко прижмите к полу. Прошла волна, можно расслабиться. (повторить 2-3 раза).Вот и пролетела буря, море стало спокойным, ярко светит солнце. Вот так было до шторма (10 карточек). Запомните их. Закройте глаза. (поменять местами карточки). Откройте глаза, что изменилось.

Посмотрите на корабль и выполните задание, раскрасить те фигуры которых нет в корабле.

Следующее задание, изменения после шторма. В флажках дорисовать недостающие фигуры.

Сильные были волны во время шторма. Нарисуем разные волны. Поставьте карандаш в первую точку, слушайте внимательно, карандаш нельзя отрывать от бумаги.

Сказочный город

Цель: развивать умение сравнивать предметы между собой, зрительную память, целостное восприятие, воссоздающее воображение. Формирование наблюдательности, зрительной ориентации, слухового внимания. Способствовать самовыражению ребёнка.

Оборудование: иллюстрации к сказкам Ш. Перро, картина с отличиями, схемы, карандаши.

Ход занятия

Наш корабль подошёл к сказочному городу. Сойдём на берег, погуляем по городу. Загадка: «Добрые соседи век рядом живут, а друг друга не видят» (окна). В городе этом живут герои из сказок. Я покажу их вам. (Волшебные сказки Ш. Перро). Дети отгадывают из сказки герой.

А сейчас в этом городе мы найдём отличия.

Поиграем в словесные игры (слуховое внимание).

В сказочном городе много разных домиков. Посмотрите на полянки и найдите путь к домикам зайчика и белочки. А теперь нужно найти домик каждому животному и соединить с номером.

Физкультурная пауза

Буратино потянулся,

Руки в стороны развёл.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Потянулся и пошёл.

Давайте отправимся в волшебную сказку.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт на право-песнь заводит.

Налево-сказку говорит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух…. там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

(А. Пушкин, отрывок из поэмы «Руслан и Людмила)

Посмотрите на картины и перечеркните то, чего не может быть на самом деле. (образно-логическое мышление).

Подумайте и назовите свою любимую сказку и героя который вам очень нравится.

Вот сегодня мы будем тоже волшебниками. Нарисуйте «несуществующее животное», назовите его.

Удивительная ладонь

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса. Умение действовать по правилу. Развивать восприятие образа.

Оборудование: бумага, карандаши, карточки.

Ход занятия

Сегодня поиграем в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». (умение действовать по правилу).

Игра «Испорченный телефон». Одному из вас я покажу картинку. Он должен постараться её запомнить, а потом рассказать на ухо следующему то, что видел, и так далее. Когда свой вариант расскажет последний играющий, я вам всем покажу эту картинку.

Физкультурная пауза

Мы пытались рисовать

Невозможно не устать.

А теперь мы отдохнём,

Рисовать скорей начнём.

Что же такое необычное мы будем рисовать? Положите свою ладонь на лист бумаги и обведите её. Мы так уже делали, только теперь будет другое задание. Мы попробуем сделать из ладони рисунок – животного, растения, любого предмета. Что то такое необыкновенное. Затем мы выберем самое необыкновенное и определим победителя.

Остров

Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы по существенному признаку через логическую игру, зрительное восприятие, воссоздающее воображение. Восприятие пространственных отношений. Учить понимать своего собеседника по жестам, движениям тела.

Оборудование: геометрические фигуры, карточки с изображением животных, карандаши, схемы.

Ход занятия

Наш корабль подошёл к острову, мы спустимся по трапу и погуляем сегодня. Посмотрим, кто живёт на острове, чем они здесь занимаются и будем выполнять задания.

На острове живут животные. Заяц – любит красное, верблюд – носит треугольные шапочки, лев –любит играть в мяч. Возьмите геометрические фигуры и положите для каждого животного по два подарка.

Мы увидели на острове радугу. Раскрасьте радугу, картинку с использованием цветов радуги. Я вам буду читать стихотворение про радугу.

ИЗУЧАЕМ 7 ЦВЕТОВ РАДУГИ

Сколько цветов у радуги.

Радуга устроена, как пирог слоенный:

Красный слой, оранжевый. Желтый и зеленый,

Голубой и синий Рядом с фиолетовым…

Семь цветов у радуги – Надо знать про это вам!

Цвет первый: красный.

В огороде, как костер,

Вспыхнул красный помидор.

Вслед за ним пример беря,

Стала красной и заря.

Цвет свой радуге отдали

И гвоздика, и пион.

Красный цвет – в ее начале:

Самый-самый первый он.

Цвет второй: Оранжевый.

В руке у меня – апельсин,

Оранжевой Африки сын.

Всегда он считает за честь,

Что цвет его в радуге есть.

Цвет третий: Желтый.

Желтое солнце и желтый песок.

Жадно я пью апельсиновый сок.

В знойном дыхании летней поры

Желтые даже глаза у жары!

Цвет четвертый: Зеленый.

Смотри: на лугу зеленеет трава.

В лесу зеленеет опушка.

В зеленом болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква» -

Зеленая очень лягушка…

Цвет пятый: Голубой.

Голубое небо, голубое море,

Ветерок играет голубой волною,

А на горизонте в голубом просторе

Целый день маячит

Парус голубой..

Цвет шестой: Синий.

Смотрит в небо синий василек,

Радости не пряча, не тая:

- В этом мире я не одинок!

В радуге есть синева моя!

Цвет седьмой: Фиолетовый.

Фиолетовыми тучами тяжелыми

Дождь пролился на луга и на поля.

Он прошел. И вдруг фиалками веселыми

Засветилась, как улыбками земля.

Это радуга прислала нам привет –

Свой седьмой, свой фиолетовый букет.

(Е.Новичихин)

А сейчас мы будем учиться ориентироваться на острове, отвечаем на вопросы. (восприятие пространственных отношений).

Физкультурная пауза

«стройный лес» -поднять руки вверх.

«качаются ветви деревьев» - наклоны в стороны.

«маленькие кустики» - присесть.

«крепко деревья стоят» - руки к плечам.

«верхушки деревьев тянутся к солнцу» - хлопок над головой.

Запомните предметы, которые мы могли встретить на острове, я убираю их, а вы должны перечислить.

Игра «Иностранец». На острове мы встретили его жителя, он не знает нашего языка. Выбираем жителя острова. Нам нужно пригласить его в гости, показать ему наши игрушки, предложить пообедать, это нужно сделать без слов. (Дети общаются при помощи мимики и жестов).

Есть на острове лес, вот мы нарисуем дерево и так, чтобы по рисунку можно было понять что это за дерево.

Азбука моря

Цель: развивать зрительную память, логическое мышление; устойчивость, распределение и переключение, избирательность внимания; воображение.

Оборудование: схемы, карандаши.

Ход занятия

Загадка: «когда нужен – в воду бросают, когда не нужен – вверх поднимают» (якорь). Для чего нужен якорь? Правильно, чтобы корабль стоял на месте. А как корабли в море между собой разговаривают?  Можно включить прожектор и вспышками света передавать буквы: короткая вспышка – точка, длинная – тире. Эти точки и тире складываются в буквы, по которым могут читать радисты. Это азбука – Морзе. Мы поиграем в радистов. Я буду писать точки и тире, а вы запоминайте.

Выполним задание которое зашифровано. (схема-избирательность).

Посмотрите ещё на табличку с фигурами. В верхней рамке 6 фигур.

Физкультурная пауза

Вместе с ведущим дети выполняют упражнения, под счёт с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

Мы справились с зашифрованными заданиями. А сейчас сами зашифруем и передадим на землю. (схема – распределение и переключение внимания).

Поиграем в игру «Сурдоперевод». Видели вы когда –по телевизору новости, где события передают два диктора: один говорит, другой то же самое «рассказывает» руками. Этого второго диктора называют сурдопереводчиком. Он рассказывает новости руками для тех людей, которые не слышат речь, но понимают движения рук. Дети выполняют задание.

Поиск клада. Возвращение домой. Домик

Цель: развитие наглядно-образного мышления, умение использовать условно-схематические изображения для ориентировки в пространстве, развивать произвольное внимание, умение ориентироваться на образец. Восприятие пространственных отношений. Развивать воображение. Умение выполнять мыслительные операции – сравнение, обобщение, классификация.

Оборудование: схемы с «ключом», карточки-деревья, грибы, цветы, ягоды. Таблицы с предметами, образец для копирования. Карандаши, чистые листы бумаги.

Ход занятия

Сегодня на острове мы будем искать клад. Вот схема острова, а это ключ по которому мы будем идти до клада. Дети работают со схемами. Что же за клад мы нашли на острове? Да это же богатства леса (деревья, грибы, цветы, ягоды).

А теперь возьмите таблицу в которой 4 карточки и обведите лишний предмет.

Следующее задание: нужно запомнить 9 предметов на таблице и назвать их.

Физкультурная пауза

Давайте выполним танцевальные движения под музыку «Чунга-чанга». Пора возвращаться домой. Каждый придумает себе свой корабль – название ему, цвет, флаг.

Загадка: «По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт» (волна).

Вот на этой волне мы возвращаемся домой. А вот и наш дом. Нарисуйте такой.

Послушайте, я прочитаю вам стихотворение.

Дом с колокольчиком

Стоит небольшой старинный

Дом под зелёным бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь, то поверь,

Что в доме проснётся старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

- Входи, не стесняйся, дружок. –

На стол самовар поставит,

В печи испечёт пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаёк распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если, но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнёшь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.

(Л. Кузьмин)

Обсуждение с детьми стихотворения.

Знакомство с профессиями. Два дома

Цель: выяснить знания детей о специфичности профессий, какие уже знают. Объяснить значимость профессий. Диагностика сферы общения.

Оборудование: картины –«Профессии», карандаши, бумага.

Ход занятия

Я хочу прочитать вам стихотворение С. В. Михалкова «А что у вас?».  Как вы думаете, о чём мы будем говорить с вами? Зачем я вам читала это стихотворение? Да, мы поговорим о профессиях. (Показ иллюстраций). Дети называют и рассказывают о профессии. А теперь расскажите о работе своих родителей. Кем они работают. Как вы считаете, есть самая главная профессия?

Физкультурная пауза

Снег идёт, снег идёт.

Дворник улицу метёт.

Дворник улицу метёт.

Стороной народ идёт.

Игра «Моё будущее». Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли. Может быть, вам хочется стать, например, шофёром, лётчиком, учёным или ещё кем-нибудь. Подумайте и расскажите нам.

А вот сегодня мы будем архитекторами, которые могут проектировать постройки. Нарисуйте два дома. Один красным, а второй чёрным карандашом. Поселите свою семью в эти два дома.

Письмо. Пиктограмма

Цель: развивать причинно-следственные связи, умение делать логический вывод. Исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания, уровня организации деятельности. Воспитывать стремление к познанию в истории. Умение печатать буквы.

Оборудование: конверт, картины с дорожными знаками, карандаши, бумага.

Ход занятия.

Я прочитаю стихотворение С. Я. Маршака «Почта». О чём говорится в этом произведении? Что такое письмо? Зачем пишут письма? (Показ конверта с письмом). А вот как же люди писали когда ещё не было алфавита, бумаги, карандашей.

Я расскажу вам, как возникла письменность.

Древнейшая письменность называется «пиктографией»- рисуночным письмом, им пользовались в древних странах – Египте, Ассирии, Японии, Китае. Учёные обнаружили её в пещерах. С помощью этих рисунков можно понять жизнь людей в то время. Как вы считаете, пользуются ли люди пиктографией в наше время? Представьте себе – пользуются. Самые распространённые пиктограммы – это дорожные знаки. (просмотр дорожных знаков с обсуждением).

Дорожные знаки нам помогут разобраться даже в другой стране. Они одинаковы для всех стран.

Физкультурная пауза

Шёл охотник по лесу. Топ, топ, топ.

Выстрелил он в уточку. Хлоп, хлоп, хлоп.

Утка улетела.

И в кусты присела.

А сейчас мы напечатаем буквы, вы назовёте те которые знаете.

А вот писать мы будем целый рассказ, но не буквами, а рисунками. Я продиктую слова, а вы их нарисуете. Затем прочитаем это письмо.

Девочка, дерево, корзина, гриб, ягода, цветок, дождь, дом, стол, телевизор.

Игра «Фантазии». Теперь мы с вами немного пофантазируем. Я предлагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:

-к нам пришёл слон….

-мы оказались на другой планете….

-внезапно исчезли все взрослые….

-волшебник ночью поменял все вывески на магазинах….

Опросник Аизенка

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могут одобрить и утешить?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чём-либо просят?
  4. Бывает ли, что ты раздражён чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно ли, что тебе обычно легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  7. Часто ли мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо?
  10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Можешь ли ты сказать, что ты весёлый, оживлённый человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в детском саду?
  13. Верно ли, что часто бываешь раздражён чем-либо?
  14. Нравиться ли тебе всё делать в быстром темпе?
  15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли?
  16. Тебе можно доверить любую тайну?
  17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?
  18. Делаешь ли ты обычно первый шаг, для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
  19. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  20. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  21. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории друзьям?
  22. Ты часто чувствуешь себя усталым?
  23. Ты обычно весел и всем доволен?

Физкультурная пауза

Ча-ча-ча, печка очень горяча (три хлопка)

Чи-чи-чи, печёт печка калачи (руки в стороны)

Чу-чу-чу, будет всем по калачу (три хлопка по коленям)

Чо-чо-чо, осторожно горячо (руки вверх)

  1. Ты обидчив?
  2. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  3. Всегда ли ты выполняешь просьбы домашних по хозяйству?
  4. Бывает, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  5. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  6. Любишь ли ты похвастаться?
  7. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  8. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  9. Тебе часто снятся страшные сны?
  10. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  11. Тебя легко огорчить?
  12. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-либо?
  13. Верно ли, что ты говоришь и делаешь быстро, не задерживаясь для обдумывания?
  14. Если оказался в глупом положении, ты долго потом переживаешь?
  15. Тебе очень нравятся шум и весёлые игры?
  16. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  17. Ты любишь часто ходить в гости?
  18. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  19. Считают ли тебя ребята весёлым и живым человеком?
  20. Уверен ли ты, что справишься с делом?
  21. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
  22. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  23. Волнуешься ли ты из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Опросник на словесно-логическое мышление.

Деление объекта на классы

Цель: формировать способность при объединении группы и умение выделять общность в данной группе. Развивать логику, смекалку, зрительную память.

Ход занятия

Ребята, вы знаете, что каждое слово что-то обозначает. Например: слово-диван –это тот предмет на котором сидят, лежат. Это слово означает только один предмет. А вот если скажем слово-мебель, то мы сразу же представляем очень много разных предметов –это и диван, и кровать, и шкаф, и стол, и стул и много ещё. Вот сегодня мы будем называть каждую группу слов одним словом.

  1. Вера, Надя, Катя, Серёжа (имена)
  2. А, б, в, г, д, е, ж. (буквы, алфавит)
  3. Стол, диван, кровать, шкаф. (мебель)
  4. 2, 4, 5, 6, 7 (цифры, числа)
  5. Понедельник, вторник, среда (дни недели)
  6. Январь, февраль, март, апрель (месяца года)
  7. Москва, Новгород, Мурманск, Липецк, Воронеж (города)
  8. Чашка, стакан, кастрюля (посуда)
  9. Морковь, свёкла, лук, капуста (овощи)

Распределите названия следующих животных на группы. Дайте название каждой группе слов.

Голубь, волк, окунь, синица, карп, медведь, воробей, щука, тигр.

Птицы:                                  животные:                   рыбы:

Голубь, синица, воробей;  волк, медведь, тигр;  окунь, карп, щука.

Распределите названия растений. Дайте название каждой группе слов.

Мак, липа, клён, ромашка, шиповник, малина, ландыш, дуб, смородина.

Цветы:                               кустарники:                  

Мак, ромашка, ландыш;  шиповник, малина, смородина;

Деревья:

Клён, дуб, липа.

Продолжи начатое перечисление. Назови каждую группу слов одним словом.

  1. Грабли, лопата…
  2. Стол, диван….
  3. Прятки, жмурки….
  4. Ботинки, туфли….
  5. Зима, лето…..

Молодцы, а сейчас отдохнём. Будем отгадывать интересные загадки.

Что за чудище такое поднялось со дна морского?

Вот хвост, вот рот, из спины фонтанчик бьёт. (кит)

Собираются в лукошки толстощёкие матрёшки.

В зелёных платочках, сарафаны в точках.

А матрёшки все красны, очень сладки и вкусны. (клубника)

Круглое, румяное, сочное и сладкое.

Очень ароматное, наливное, гладкое.

Что это такое? (яблоко)

Дождь прошёл, а я осталась на дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались на потеху детворе.

Но до завтрашнего дня солнце высушит меня. (лужа)

Отыскал я их в лесу, а теперь домой несу,

Видишь –полное лукошко.

Будем жарить их с картошкой. (грибы)

Дом стоит под старой ёлкой- в нём живёт моя семья.

Я несу туда иголки, приношу добычу я.

Мы в работе поминутно от зари и до зари.

Нас в лесу найти не трудно: лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей. Я рабочий….(муравей)

Куклу я кладу в кровать, но она не хочет спать.

Я тогда её качаю, одеялом укрываю.

Кукла же лежать не хочет, поёт песни и хохочет.

Удивляется кот Яшка: «что за кукла?» (неваляшка)

Что за странная избушка появилась над опушкой?

Низко над землёй висит и пропеллером вертит.

Есть окошки, есть и дверь, а рычит, как страшный зверь.

Поворчав ещё немножко, встала на куриных ножках. (вертолёт)

Это что за паровоз ходит взад и вперёд?

Он на каплю налетит – жаром пышет и шипит.

На простынках и рубашке расправляет он все складки.

Вот какой у нас есть друг, добросовестный…..(утюг)

Летом в жаркую погоду в уголке висит он дома.

Лишь только тучи набегают, он по улицам гуляет.

Смело под дождём иду и в руке его несу. (зонт)

Что за добрые друзья живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплётах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне, что происходит на земле,

Есть ли инопланетяне, что происходит в океане,

Что происходит в Антарктиде,- обо всём расскажут…(книги)

Физкультурная пауза

Учитель спросит,

Надо встать.

Когда он сесть попросит – сядь.

Ответить хочешь не шуми,

А только руку подними (2 раза)

Выполним задание на наших схемах. (зрительная память. Образы)

Будьте очень внимательны! Выполним два задания. Первое – нужно рисовать треугольники уголком вверх, через клеточку, две строчки.

Второе – рисовать треугольники уголком вниз – две строчки.

        

Классификация

Цель: развивать способность у детей в классификации и умении логического рассуждения, умозаключения. Тренировка слухового восприятия. Умение работать под диктовку.

Ход занятия

Сегодня посмотрим какие вы внимательные. Я назову слова, а вы должны их запомнить и назвать все фрукты, а затем ягоды.

Лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина, клубника, крыжовник.

           Лимон                                       малина

           Апельсин                                  земляника

           Груша                                       смородина

           Яблоко                                      клубника

           Слива                                        крыжовник

Послушайте другие слова.

Мандарины, бананы, картофель,  абрикос, лук, помидоры, морковь, ананас, капуста, хурма.

            Мандарины                       картофель

            Бананы                               лук

            Абрикос                             помидоры

            Ананас                               морковь

            Хурма                                капуста

А сейчас мы узнаем –хорошо ли вы знаете имена ребят из своей группы. Чьи имена начинаются с буквы а, б, в, д, м….

Выполним следующее задание. Я назову вам слова, а вы выберете для себя любое слово и составите с ним предложение.

Собака, ёлка, животное, дерево, цветок, птица, ландыш, голубь, мама.

Поиграем в игру «Чего больше в лесу?»

Берёз или деревьев?                           Земляники или ягод?

Ежей или животных?                         Деревьев или растений?

Цветов или ландышей?                      Птиц или дятлов?

Насекомых или мух?                          Ёлок или хвойных деревьев?

Физкультурная пауза

Встанем в круг и поиграем в игру: «птицы, рыбы, звери». Я бросаю мячик и говорю «птица», вы возвращаете мячик с названием.

Следующее задание –это путешествие по волнам. Открыли тетради и поставили карандаш в верхнею точку.

  1. Две клеточки вверх, две направо, две вниз, одна направо, одна вверх, одна направо, одна вниз, одна направо и дальше продолжаем самостоятельно, ориентируясь на то что вы уже написали.
  2. Поставьте карандаш в следующую точку. Приготовились. Внимание!

Две клеточки вверх, одна направо, две вниз, одна направо, три вверх, одна направо, три вниз, одна направо и дальше продолжаем самостоятельно.

  1. Поставили карандаш в следующую точку. Приготовились.

Три клеточки вправо, две вверх, одна налево, одна вверх, три вправо, одна вниз, одна влево, две вниз, три вправо, и дальше продолжаем самостоятельно.

Ещё я вам предлагаю игру «Животные».

Животные

Игра «Животные». Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая так и называется «Животные».

Посмотрите: у меня в руках «волшебный мешочек», в котором находятся фигурки животных. Вам нужно опустить руку внутрь мешочка, нащупать одну из фигурок и по частям тела определить, что за животное вам попалось. Достаем его и называем настроение, которое связано с этим животным.

Игра «Счастливый случай»

Цель: развитие способности логического мышления, внимания, сосредоточенности на поставленном вопросе, умение выразить грамматически верно свой вопрос. Воспитывать дружеские отношения и желание к соревнованию.

Ход игры

Выбор капитанов в командах. Названия команд.

Люда не старше Гали. Галя не старше Люды.

Кто из них моложе? (ровесники)

Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея.

Кто легче –Алёша или Андрей? (Андрей)

Мам купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров больше чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? (3 красных, 1 голубой)

Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат? (марки)

Ель той же высоты, что и дом, а сосна той же высоты, что и ель. Что выше – сосна или ель.? (одинаковы)

Все растения обладают свойствами – питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья? (питаться, расти, погибать)

5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему? (нет)

Все берёзы - деревья. Все деревья –растения. Значит берёза –это что….(растение)

Назовите 5животных которые живут в лесу. (волк, медведь, лиса, заяц, белка)

Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

Как называется домик для птиц сделанный руками человека? (скворечник)

Назовите животных и птиц живущих рядом с человеком? (Корова, гуси, куры, козы, лошадь)

Назовите декоративных рыбок? (золотая рыбка, вуалехвост, гуппи, комета, петушок, неон)

Назовите 5 речных рыбок? (щука, ёрш, окунь, карась, сом)

Назовите 5 видов речного транспорта. (лодка, пароход, теплоход, катер, паром)

У какого морского животного из спины фонтанчик бьёт? (кит)

Каждая команда должна ответить в течение 5 минут на 20 вопросов.

1-я команда……

  1. Сколько у одного человека ушей? (два, пара)
  2. Что такое комнатное растение? (растение, которое растёт только в комнате)
  3. Что такое электричество? (ток или свет поступающий по проводам)
  4. Что такое стул? (мебель на которой сидят)
  5. От каких животных мы получаем молоко? (корова, коза, верблюд, лошадь)
  6. Какой цвет имеют рубины? (красный)
  7. Каких птиц зимующих у нас вы знаете? (синица, снегирь, ворона, сорока, воробей)
  8. Что нужно сделать чтобы закипятить воду? (нагреть, поставить на огонь)
  9. Что можно дать птицам на обед? (крошки хлеба, зёрна)
  10. Назовите овощи которые растут в огороде? (морковь, картошка, лук, свёкла, капуста)
  11. Что такое Марс? (планета)
  12. Что празднуют 9-го Мая? (День Победы)
  13. Назовите столицу России? (Москва)
  14. Для чего человеку ноги? (ходить)
  15. Зачем нужна посуда? (для еды)
  16. Зачем нужен самолёт? (для перевозки грузов и людей)
  17. Что такое зоопарк? (помещение для зверей)
  18. Что такое лыжи? (предмет для катания по снегу)
  19. Что такое футбол? (игра в мяч, удар ногой)
  20. У какого дерева иголки как у ежа? (ель)

2-я команда…..

  1. Как называется вот этот палец? (показывается указательный)
  2. Сколько ног у собаки? (четыре)
  3. В каких магазинах продают сахар? (гастроном, хлебный, продуктовый)
  4. Где живёт белка? (в дупле)
  5. Каких вы знаете птиц, которые прилетят к нам весной? (ласточки, стрижи, грачи, скворцы, жаворонки, журавли)
  6. Сколько копеек в пятаке? (пять)
  7. Кто первый полетел в космос? (Юрий Гагарин)
  8. Назовите 4 времени года. (зима, весна, лете, осень)
  9. Для чего человеку желудок? (для переваривания пищи)
  10. Что празднуют 8 Марта? (праздник мам или женский день)
  11. Какие люди отмечают свой день рождения раз в четыре года? (кто родился 29 февраля)
  12. Что такое термометр? (прибор для измерения температуры)
  13. Как называется наша планета? (Земля)
  14. Какой город находится рядом с Усманью? (Воронеж)
  15. Что такое хоккей? (игра на льду, клюшкой и шайбой)
  16. Какое самое жаркое время года? (лето)
  17. Что такое кинотеатр? (помещение для показа фильма)
  18. Что такое кровать? (предмет мебели, для сна)
  19. Назовите 5 вещей головного убора? (платок, шапка, кепка, фуражка, косынка)
  20. Какой основной возраст при котором берут в школу? (7 лет)

Конкурс капитанов.

Капитаны каждой команды задают друг другу по вопросу.

Конкурс загадок.

Через поле и лесок подаётся голосок.

Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там. (телефон)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга)

Дом по улице идёт. На работу всех зовёт.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (автобус)

Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотился, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и в тесто. В магазине занял место. (хлеб)

Нос- дырявый пятачок, хвостик-небольшой крючок,

Тело поросло щетинкой, называют её…..(свинкой)

Очень стройный и красивый, с чёлкой и пушистой гривой,

Плавать может и скакать, ест овёс и может ржать,

Прыгнет в воду и огонь. Верный человеку…..(конь)

Ярко –жёлтый, ароматный, кислый, но на вкус приятный.

Хорош  очень с чаем он, называется…..(лимон)

В золотистой шелухе, больше нравится он мне, стоит счистить шелуху – слёзы проливать начну. (лук)

С неба звёздочка упала, белая, хрустальная.

Я рукой её поймала, а она растаяла. (снежинка)

Привезли мы в дом волшебный, ящик необыкновенный.

Кнопку нужную нажми, садись в кресло и смотри.

Хрюшу, Филю и Каркушу. На ночь я могу послушать,

Полететь над облаками. Вместе с лучшими друзьями.

Как на ладони вся земля! Что за чудо у меня? (телевизор)

Подсчёт баллов. Награждение команд.

А теперь нарисуем поезд. (поезд эмоций)

Поезд эмоций

Рисунок. Наше путешествие подходит к концу, и сейчас нарисуем поезд на котором путешествовали. Рисуем так:

-впереди поезда паровоз;

-за паровозом друг за другом прицеплены вагоны;

-в каждом вагоне по два пассажира-человечка;

-у каждого человечка своё настроение.

Вспомните все настроения.

Игра «Звёздный час»

Цель: выявление уровня общей понятливости, умения детей делать аналогии и сходства в умственном плане. Развивать способность к логическому объяснению данного задания, уметь делать вывод, переводить его в грамматически правильно построенные предложения. Воспитывать стремление к познанию и умению вести себя при выполнении правил игры.

Материал: звёздочки.

Ход игры

1 тур.

  1. Что необходимо сделать, если ты порежешь палец?

Ответ – наложу повязку.

  1. Что необходимо сделать, если ты потерял(а) чужой мяч (куклу)?

Ответ –возместить потерю.

  1. Как ты поступишь, если тебя послали в магазин за хлебом, а продавец говорит, что хлеба уже закончился?

Ответ- пойти за хлебом в другой магазин.

  1. Как следует поступить, если мальчик, который намного меньше тебя, начнёт драться с тобой?

Ответ- не буду с ним драться, отойду в сторону.

  1. Что ты сделаешь, если увидишь поезд, приближающийся к повреждённым рельсам?

Ответ –дать предупредительный сигнал приближающемуся поезду.

  1. Почему лучше строить дома из кирпича чем из дерева?

Ответ-дом более прочный, долговечный, безопасный, крепкий, у него лучшая изоляция.

  1. Зачем преступников держат в тюрьме?

Ответ- для устрашения, это защита общества, урок для других, наказание и отмщение, для исправления, изоляция.

  1. Почему когда корабль тонет, первыми спасают женщин и детей?

Ответ- женщины более необходимы детям. У детей впереди более долгая жизнь, чем у взрослых. Женщины и дети не такие сильные как мужчины.

  1. Почему нужно всегда выполнять свои обещания?

Ответ- на этом основываются вера и взаимное доверие; обещание подразумевает договор; нарушение обещания приносит боль и разочарование другим людям.

2 тур.

  1. Задача.

Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.

А) каким по счёту примчался к улью заяц? (третьим)

Б) у кого была самая маленькая посуда? (у белки)

В) у кого была самая большая посуда? (у медведя)

2. Задача.

Пришла к фотографу семья –сфотографируйте нас, пожалуйста. Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить. Папу и маму посадили на стулья. Бабушку- в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшку, посадили на руки к маме.

А) сколько всего человек в семье? (7)

Б) сколько взрослых? (4)

В) сколько детей? (3)

3. Задача.

В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто? Рыжая, пушистая, хитрая? (лиса). Длинноухий, короткохвостый, трусливый? (заяц). Круглый, колючий? (ёжик). Серый, злющий, зубастый? (волк). Неуклюжий, толстый, ворчливый, мохнатый? (медведь).

А) сколько зверюшек жило в избушке? (5)

4. Задача.

Пошли Таня и Костя за грибами. Когда шли мимо берёз, Костя нашёл подберёзовик. Когда шли мимо дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили мимо пенёчков, Костя нашёл 2 опёнка. А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла маслёнок, рыжик и мухомор.

А) сколько всего грибов нашли Таня и Костя? (7)

Б) сколько грибов дети пожарят? (6)

5. Задача.

Пришли к Антону на день рождения гости. Макар подарил ему живого попугайчика, Степан-заводной вездеход, Лиза подарила деревянный конструктор, Валя-переводные картинки.

А) сколько подарков получил Антон? (4)

Б) сколько всего детей было на день рождения? (5)

6. Задача.

Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку, с короткой леской, а волк – жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной леской- больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал её из реки тянуть, да в длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.

А) кто больше наловил рыбы и почему? (лиса, удобно ловить с короткой  леской)

Б) сколько всего рыбы наловили волк и лиса? (5)

7. Задача.

Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать. Сначала прилетели  2 синички-поклевали сало; полакомиться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей; а под кормушкой важно расхаживали 3 вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.

А) сколько птиц прилетело к кормушке? (9)

Б) сколько было маленьких птиц? (6)

В) сколько больших птиц? (3)

8. Задача.

У нас большая и дружная семья. Мама- врач, папа- инженер, старший брат-шофёр, старшая сестра-учительница, бабушка-пенсионерка, а я хожу в детский сад.

А) сколько человек в нашей семье? (6)

Б) сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)

9. Задача.

На Новый год пригласили дети сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришёл Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, который привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная шапочка.

А) сколько всего сказочных героев пришло на праздник к детям? (9)

Б) из скольких сказок пришли гости на ёлку? (7)

3 тур.

Аналогии.

  1. Лимоны кислые, а сахар…..(сладкий)
  2. Ты ходишь ногами, а бросаешь…..(руками)
  3. Мальчики вырастают в мужчин, а девочки в …..(женщин, теть, мам)
  4. Нож и кусок стекла, оба…..(острые, могут резать)
  5. Снег белый, а земля……(чёрная)
  6. Арбуз красный, а дыня…..(жёлтая)
  7. Дерево высокое, а кустарник….(низкий)
  8. Зимой холодно, а летом…..(жарко)
  9. Кошка большая, а мышь…..(маленькая)

Сходства.

Чем похожи предметы?

  1. Слива-персик (фрукты)
  2. Кошка-мышка (животные)
  3. Рояль-скрипка (музыкальные инструменты)
  4. Бумага-уголь (горят)
  5. Ножницы-сковородка (из металла)
  6. Соль-вода (нужны для пищи)
  7. Платок-шапка (головные уборы)
  8. Мяч-арбуз (круглые)
  9. Стул-кресло (мебель)

Финал

Игра «Придумай слово».  Слово нужно назвать на последний звук.

Каждый участник подсчитывает –звёздочки. Выигрывает тот у кого больше звёзд.

Мир снов

Цель: снятие мышечного напряжения, дети успокаиваются и расслабляются.

Оборудование: листы бумаги, карандаши или краски и кисти.

Ход занятия

Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснёте по-настоящему, будете всё чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснётесь». Спокойно отдыхайте. Пусть каждому присниться хороший, добрый «волшебный сон».

Реснички опускаются….

Глазки закрываются….

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают….

Отдыхают, засыпают….

Отдыхают, засыпают….

Шея не напряжена, а расслаблена….

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется….

Всё чудесно расслабляется….

Дышится легко…ровно…глубоко…

Напряжение улетело….

И расслаблено всё тело….

И расслаблено всё тело….

Будто мы лежим на травке….

На зелёной мягкой травке….

Греет солнышко сейчас….

Ноги тёплые у нас….

Дышится легко…ровно….глубоко….

Губы тёплые и вялые,

И нисколько не усталые.

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всё! Открыть глаза и встать.

Садитесь все за стол и начинаем рисовать.

Нарисовать то, что вам приснилось.

По окончании рисования дети рассказывают о своих снах, которые выразили в рисунках.

Что в углу?

Цель: развитие способности понимать своё эмоциональное состояние и умение адекватно выразить его. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Оборудование: листы бумаги, карандаши или краски.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы нарисуем то, что находится в тёмном углу.

Что виднеется в углу

С чёрной тенью на полу,

Непонятное, немое, не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит, стащит одеяло?

Свет зажгли – мне стыдно стало.

Я ошибся. Виноват.

Это- дедушкин халат!

Вот свои впечатления и нарисуйте.

Дети выполняют задание.

Физкультурная пауза

Ночь, темно – идём тихо, не шумим, чтобы не нарушать тишину.

Прячемся – присели, голову спрятали между колен.

Но, мы же смелые, сильные, умелые – мы ничего не боимся – поэтому будем шагать, высоко колени поднимать и с высоко поднятой головой.

Сели на свои места – спинку выпрямили.

Вот что вы нарисовали –это ваш страх. Расскажите о нём. Поговорить о цветовой гамме рисунка.

А теперь вы можете расправиться со своим страхом так как пожелаете. Скомкать рисунок, порвать или сложить его и спрятать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы кружка по лепке из соленого теста в подготовительной группе (ОСЕНЬ)

Воспитатель МБДОУ №9  Оленева А.С.План работы кружка по лепке из соленого теста в подготовительной группе (ОСЕНЬ)Цель:Развивать мелкую моторику рук, умение  регулировать силу нажима, укрепля...

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ. Автор-составитель Е.А. Горбунова

Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки.Удобен в работе и применим как для начинающего специалиста, так и дл...

Отчет о проделанной работе по кружку из соленого теста "Тестопландия" подготовительной группе

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость....

Кружок Волшебное тесто(тестопластика) подготовительная группа

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования....

Путешествие в мир кулинарии: «Знакомство с песочным тестом» в подготовительной группе

Данное познавательное занятие расширит представление детей о кулинарных профессиях, познакомит детей с процессом приготовления песочного теста (рецепт с фотографиями прилагается)....

Рабочая программа кружковой работы по лепке из солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе

Рабочая программа кружковой работы по лепке из  солёного теста «Волшебное тесто» в подготовительной группе...

Итоговые диагностические задания по ФЭМП в подготовительной группе

Цель: выявление степени усвоения ребёнком программного материала по формированию элементарных математических представлений на конец учебного года в подготовительной группе и подведение итогов образова...