Методы арт-терапии для детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия по психологии
Педагогические и лечебно-педагогические усилия, могут лишь тогда влиять глубоко на ребенка, когда они растут из глубины учителя.
Петер Бюхи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 137.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующийся для лечения и психокоррекции (художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое).
Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
АРТ-ТЕРАПИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ:
- активизировать психические процессы (память, речь, мышление, воображение, речь, восприятие).
- отработать коммуникативные навыки (сотрудничества и взаимной эмпатии)
- снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность
- корректировать агрессивные проявления, черт характера, препятствующих общению
- обучить способам саморегуляции эмоциональных состояний
- отработать пластику тела, развивать чувственное восприятие
В игре и работе с ребенком необходимо:
- поддерживать в нем достоинство
- говорить о ситуации, поступке, его последствиях, а не о личности и характере ребенка
- отмечать сдвиги в личностном росте ребенка посредством сравнения его с его же поступками
- избегать навязывания, вопреки желанию ребенка, способа деятельности и поведения и отказаться от негативных оценочных суждений, ярлыков (отрицательного программирования).
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ:
- Приемы игровой терапии (Клаус Фопель «Психологические игры и упражнения»).
- Приемы элементарной библиотерапии с использованием отечественных и зарубежных литераторов.Приемы музыкотерапии. Музыка уменьшает произвольный контроль за речью. Произведение способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса. Также вовлекает процесс пения в подражание известным певцам. Сопровождать голосом действия ребенка (любимая песня, созвучная его настроению). Для робких детей используется более спокойная музыка.
- Песочная терапия.
- Ниткография.
- Рисование красками, лепка из глины, пластилина (рисование пальцем, рисунок негативного переживания). Поделки из соленого теста и клея ПВА, разукрашивание гуашью.
- Сказкотерапия.«Карта сокровищ» (или доска визуализации). Лист делится на 4 сектора и выбираются любые картинки из детских журналов, открыток и клеятся на лист.
- Цветотерапия. Игра «Домики» (палатки) для снятия эмоционального напряжения (8 цветов).
- Театрализация. Например, выбирается любая маска (Баба Яга, кот, Пьеро), затем следует обыгрывание ролей, затем фотографирование.
- Танцевальная терапия (дикий/плавный танец под музыку).
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ
Изотерапия:
- Восковой рисунок
- Пластилиновая живопись
- Изображение своего настроения
- Рисование страхов
- Кляксография
- Рисование по точкам «Озорные рисунки» (упражнение в парах)
Давать ведущую роль в игре.
Психогимнастика.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:
Дать ребенку выговориться.
Работа с пластилином и глиной (вылепить гнев).
Музыкотерапия (чаще классическая музыка Моцарта и Баха).
Работа с бумагой и красками (лучше акварель):
- рисунок на асфальте
- наскальная живопись
- рисунок на стекле
- выдувание соломинкой
- изображение своего настроения
- пальцевая живопись
Рвать бумагу или газету.
Занятия спортом (плавание, бег, теннис). С осторожностью нужно относиться к боевым искусствам.
Побить боксерскую грушу (или любой неодушевленный предмет).
РАБОТА С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ
Вылепить из глины или пластилина свой страх.
«Рисование «в воздухе».
Работа с глиной:
- сжимание
- разглаживание
- формообразование (оберега, амулета)
- сплющивание
Дорисовка «защитного объекта».
Закрашивание «страшного».
Уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать).
Дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз).
Видоизменение рисунка,
превращение «страшного в «смешное» (черные кляксы).
Пазлы из рисунка страха.
Развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями.
Украшение мрачного, преобразование в красивое.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Поделки из природного материала.
Кляксография.
Рисование по точкам.
Рисование штрихами.
Графическая музыка.
Набрызгивание.
Работа с пластилином и глиной.
Музыкотерапия (спокойная классическая или инструментальная музыка, звуки природы).
- Работа с бумагой и красками (лучше акварель):
- выдувание соломинкой
- наскальная живопись
- изображение своего настроения
- пальцевая живопись
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ
- Ритмы пальцами, ладонями.
- Прослушивание классической музыки (В.А. Моцарт, Л. Бетховена, И.С. Баха).
- Музыка со звуками природы.
- Релаксационная музыка.
Литература:
- Фопель К. «Психологические игры и упражнения».
- Огненко Н.М. «Я, ты и тигр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...
Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»...
Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»
Песочная терапия один из видов новых образвоательных технологий....
Игровая терапия, как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОНР, в условиях реализации ФГОС ДО.
Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра....
Использование методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...
Статья "Использование метода арт-терапии с детьми дошкольного возраста".
Творческие способности понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность чело...