«Психокоррекционная работа педагога по профилактике и преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
статья по психологии (младшая группа)

Шульгина Лилия Алексеевна

Страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. При чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до "эмоционального паралича". Актуальность проблемы детской тревожности определяется и тем, что без профилактики тревожность у детей дошкольного возраста может перейти в личностное качество и в последующем проявится в школьном возрасте устойчивой личностной чертой. Во взрослой жизни это может стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний. Данный материалсодержит пример работы по профилактике и  коррекции тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №95» г.Воронежа

«Психокоррекционная работа педагога по профилактике и преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                        Шульгина Лилия Алексеевна

                                                               Воспитатель, ВКК

Воронеж 2022г.

      Cтрах и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций.  При чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича».  Актуальность проблемы детской тревожности определяется  и тем, что без профилактики тревожность у детей дошкольного возраста может перейти в свойство и личностное качество и в последующем проявиться в школьном возрасте устойчивой личностной чертой. Во взрослой жизни это может стать причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

      Тревожность различают как эмоциональное состояние (тревога) и как устойчивую черту (тревожность), индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

      Тревожный ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской". П. Бейкер и М. Алворд выделили критерии тревожности:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

      Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

      Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране разработаны такими ученными: Б.Г. Ананьевым, А.И. Божович, Л.С. Выгоцким, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др. Эти принципы гласят, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Психологическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении с взрослыми и происходят, прежде всего, в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей. В младшем дошкольном возрасте это игра. Следовательно, игра является и наиболее адекватным средством для коррекции различных нарушений.

      Для коррекции тревожного поведения в игровой форме мы  проводим работу с  детьми в следующих направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения.

      Повысить самооценку малышу помогают такие игры, как «Каравай», «Кто у нас хороший?». В ходе таких игр дети поочерёдно оказываются в центре внимания, выслушивают похвалу.

      Для детей младшего дошкольного возраста особо актуальна задача снятия мышечного напряжения. Если ребенок высоко тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений. В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: Ленивая кошечка”. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица: “Озорные щечки”. Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. 

“Рот на замочке”. Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Упражнения на расслабление мышц рук: “Лимон”. Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой

Упражнения на расслабление мышц ног: Лошадки”.

 Замелькали наши ножки, 
 Мы поскачем по дорожке. 
 Но внимательнее будьте,  
 Что вам делать, не забудьте!

«Слон”. Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма: Птички”. Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Тишина”: Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.

      Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка. Например, ситуация «Что болит?»:

Надо Мишу полечить,

Зайчика и Петю.

Очень добрые врачи

Приезжают к детям!

Воспитатель исполняет роль врача, спрашивает: Что болит? Дети показывают ручки или ножки, воспитатель гладит их и всё проходит.

      Неоценимы коррекционные возможности не только сюжетных игр, но и игр – драматизаций по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам. Разыгрывая ранее встречающиеся трудные ситуации в играх - драматизациях  дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.

      Тревожные дети опасливы, они боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кошки-мышки») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

      Важна роль и развивающих игр, предметно-манипулирующей деятельности, характерной для детей от года до трёх лет.    Коррекционные усилия взрослых  в детском саду  должны быть  направлены на создание соответствующей развивающей среды, грамотно наполненной, вызывающей положительные эмоции.                

      Также отличными методами коррекционной работы с  тревожными детьми дошкольного возраста следует признать рисование, лепку, все, что связано с работой рук. Зачастую взрослые люди разнервничавшись, ощущают на себе успокаивающее действие рукоделия.

       Работа по преодолению у детей тревожности немыслима без соответствующей работы с родителями.

      Создание в целом благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется позитивным общением при взаимодействии ребенка и взрослых также первостепенная задача в профилактике тревожности у детей.  Нельзя сравнивать детей друг с другом. Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Нельзя подгонять и торопить их. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

      При организации коррекционной работы необходимо создать условия для возникновения доверия воспитанника к воспитателю, только так у ребенка возникает желание заниматься коррекционной работой. Общаясь с тревожным ребенком, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня глаз взрослого.

      Использование организации коррекционной работы способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях. Системный и комплексный подход в коррекции позитивно повлиял не только на формы взаимодействия тревожных детей с окружающими, но и снизил проявление дезадаптации, проявляющееся в сниженной самооценке, неуверенности, боязни, повышенной тревожности.  Коррекция ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих избавлению от негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Список использованной литературы

1. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001 г.

2. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребенок в детском саду. – 2002 г.- № 4.

3. Кряжева Н. Л. Эмоции и чувства в жизни ребенка // Энциклопедия воспитания и развития   дошкольника. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с

    гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000 г.

5. Иванова Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия и   рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему : "Преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Рекомендации для воспитателей и родителей на преодоление агрессивности у дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Система коррекционно - развивающих занятий по профилактике и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

В документе предоставлена система занятий по теме "Коррекционно - развивающие занятия по профилактики и преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Даны темы занятий, их...

Перспективный план работы по формированию основ здорового и безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста в играх-занятиях.

Перспективный план по формированию основ здорового и безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста в играх-занятиях....

Преемственность в работе учителя - логопеда и педагога - психолога по профилактике речевых и когнитивных нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статья представляет  опыт совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога по предупреждению речевых и когнитивных нврушений у детей младшего дошкольного возраста....

Коррекция и профилактика агрессивных проявлений в поведении у детей младшего дошкольного возраста

Данная программа направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливост...

«Психокоррекционная работа педагога по профилактике и преодолению тревожного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

В материале содержатся рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению тревожности у детей младшего дошкольного возраста....

презентация: «Совместная работа педагогов и родителей по изготовлению развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста».

презентация: "Совместная работа педагогов и родителей по изготовлению развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста"....