Сказкотерапия
методическая разработка по психологии

Материалы по теме "Сказкотерапия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №10 «ГУСЕЛЬКИ»

Консультация для педагогов на тему:

«Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Педагог-психолог: Фархутдинова Жанна Эдуардовна


Консультация для педагогов на тему: «Сказкотерапия – эффективное средство для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин...

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и еѐ серьѐзность должны осознавать и родители и педагоги.

Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

Формирование этого процесса можно успешно провести, используя метод сказкотерапии, созданного петербургскими авторами Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребѐнка с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - духовное, целостное развитие личности ребѐнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает «забота о душе»).

Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач:

  • снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
  • развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  • выявление и поддержка творческих способностей;
  • формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
  • развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сказки делятся на несколько групп:

  • сказки о животных;
  • сказки о взаимодействии людей и животных;
  • сказки-притчи;
  • бытовые сказки;
  • сказки-страшилки, истории о нечисти,
  • заветные сказки;
  • волшебные сказки и другие

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных, В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить еѐ, побуждает интерес к слову. Сказки являются эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе. Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные способности, решаю следующие задачи:

  1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;
  2. Обогащение словаря;
  3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
  4. Развитие представления об окружающем мире;
  5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

  1. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Я использую сказку как в воспитательно – образовательном процессе, так и  в повседневной жизни, индивидуальной работе с детьми.

Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное знакомство со сказкой, организацию творческой деятельности на еѐ основе.

  1. Восприятие сказки идет успешнее, если с детьми проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа с объяснением незнакомых или малознакомых детям этого возраста слов и выражений, показ предметов или действий,        которые        они        обозначают.
  2. Далее идѐт непосредственное знакомство со сказкой, где важную роль играет речь рассказчика. Для ребѐнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринять произведение, после его рассказывания провожу беседу. Включаю в неѐ разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения детей к содержанию сказки и еѐ героям, о мотивах поступков персонажей, средствах языковой выразительности. Для большего эффекта восприятия, сопровождаю текст сказки предметными и сюжетнымит картинками.

2.      Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В тоже время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устаѐт, поэтому при повторном рассказывании сказки использую: настольный и кукольный театр, фланелеграф, моделирование, запись. Для лучшего усвоения содержания сказки, последовательности событий в ней использую мнемотаблицы и мнемодорожки – опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказку, учатся пересказывать еѐ. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приѐмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке – она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т.д.). Пусть дети поздороваются друг с другом и пожелают всем счастья.

Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Значение сказок в жизни человека»

значение сказок для детей, значение русских народных сказок, значение сказки в жизни ребенка, консультация значение сказок, консультация для родителей значение сказокУ каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №10 «Гусельки»

План по самообразованию

«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог: Фархутдинова Ж.Э.

2018г.

г. Нефтеюганск

Тема: «Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,

на котором можно вести беседы с душой человека.

Актуальность:

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

2. овладение новыми формами, методами и приемами работы

3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.

Задачи сказкотерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

3. Проработать подавленные мысли и чувства.

4. Установить контакт с ребенком.

5. Развить самоконтроль.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

7. Развить творческие способности и повысить самооценку

«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования.

Изучение материалов на интернет ресурсах:irinazaytseva.ru,naturopiya.com,psichologvsadu.ru

kladvsebe.ru

Сентябрь - декабрь

Диагностический

-Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития;

-Коррекция отклонений в познавательном и личностном развитии детей дошкольного возраста;

- Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

 - «Лесенка» - исследование самооценки.

 - Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.

- Беседа о страхах.

Январь - февраль

Практический

Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитан­ников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Март - Июль

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития темы самообразования.

Август

Создание предметно – развивающей среды

Наименование

Сроки

Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка».

Сентябрь

Дидактическая игра «Узнай сказку»

В течение года

Папка презентаций по сказкам.

В течение года

Трафареты сказочных героев для рисования

Декабрь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка»

Февраль

Работа с детьми

Наименование

Сроки

«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.

Сентябрь

«Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир.

Октябрь

«Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

Ноябрь

«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать

Декабрь

«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

Январь

«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние.

Февраль

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка.

 Март

Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу.

Апрель

Упражнение «Победитель злости»

Май

Работа с родителями:

Тема

Сроки

Квест – игра «Семейное Путешествие»

Август

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».

Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

Сентябрь

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Октябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада.

Ноябрь

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Декабрь

Фото - конкурс «Я похож на литературного героя».

Январь

Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам"

Февраль

Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка"

Март

Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»

Апрель

Мастер – класс «Путешествие в сказку»

Май

Отчет по самообразованию

Май

Работа с педагогами:

Наименование

Сроки

1.Сбор книжных иллюстраций

2. Привлечь педагогов других групп к подготовке атрибутов к оод

1 квартал

1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по теме: "Каждому возрасту своя сказка», «Проведение оод по сказкотерапии»

2.Мастер – класс «Лечение сказкой»

2 квартал

1. Подготовка консультации для педагогов "Настольный театр», «Сказкатерапия в оод по речевому развитию»

3 квартал

Мастер – класс «Сказка ложь, да в ней намек»

Мастер – класс «Сказкатерапия»

На усмотрение педагога

Предполагаемый результат:

- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

- Знать сказки народов;

- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

- Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.

Список литературы:

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2.
  4. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  6. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  8. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  9. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
  10. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  12. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  13. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  14. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

  1. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  3. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...