Консультация "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста"
консультация по психологии
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление тревожности
у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень тревожности, ведут к невротизации. Обусловлена тревожность склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребенку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии. Тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает дезадаптивным моментом, препятствующим развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных образований. Особенно опасным в этом отношении, является старший дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной.
Как профилактическая, так и коррекционная работа, связанная с тревожностью включает пять взаимосвязанных направлений:
- Психологическое просвещение родителей.
- Психологическое просвещение педагогов.
- Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления тревожности у детей.
- Работа с детьми, направленная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях.
- Помощь и поддержка психолога за пределами обучающей ситуации.
Важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Первым шагом в работе психолога с тревожным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы: наблюдение, беседа и анкетирование родителей и воспитателей, проективные методики. Это позволит психологу разобраться в причинах тревожности ребенка и наметить дальнейшую работу с ним. Ее желательно проводить в трех направлениях:
1. Попытаться ликвидировать основные причины возникновения
тревожности, т.е. повысить самооценку, вселить уверенность:
- хвалить ребенка даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей, но похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что его похвалили;
- нельзя сравнивать с другими детьми, лучше сравнить достижения ребенка с его же показателями неделю назад;
- избегать заданий, выполняемых на скорость - тревожных детей нельзя подгонять или торопить.
- обучать двигательным навыкам, культуре движений, владению своим телом и эмоциями.
2. Обучить навыкам общения и взаимодействия с другими, обеспечить условия для высоких результатов деятельности:
- привлекать ребенка к совместному (в группе) обсуждению проблемы, хорошо, если ребенок вслух проговорит о том, чего он боится. Такие беседы помогают тревожным детям осознать, что и у их сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые, казалось, есть только у них;
- сочинение сказок и историй вместе со взрослым, научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх, поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний, успокоит.
3. Обучить детей специальным навыкам саморегуляции, которые помогут справиться с тревожностью:
- полезно применять рациональную психотерапию, т.е. показать, что тревогу испытывают все люди, что она необходима и помогает справиться с поставленной задачей, поэтому пугаться этого состояния не следует;
- постараться настроить ребенка на определенное эмоциональное состояние перед деятельностью, актуализировать для этого «приятные воспоминания»: «Помнишь, прошлый раз, как у тебя хорошо получилось!»
- необходимо специально обучать детей контролированию своих жестов, голоса, научить улыбаться для снятия напряжения;
- обучать детей специальному дыханию в ситуации тревоги: вдох вдвое длиннее, чем выход, задержка дыхания;
- «мысленная тренировка» - научить ребенка мысленно вначале с помощью взрослого проигрывать ситуацию тревоги как после совершенного действия, так и до деятельности.
Большое значение в работе с тревожными детьми имеет позиция взрослого (педагога и родителя), его умение подбодрить ребенка, вселить уверенность: вовремя брошенная ободряющая фраза, улыбка, сочувствие, поглаживание по голове, похлопывание по плечу – все это способствует повышению жизненного тонуса, снятию напряжения. Многие родители тревожных детей часто сами испытывают напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Консультация "Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста "
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональностью. Задачей педагога - психолога является своевременно распознать ...
Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...
"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"
Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...
Тревожность у детей дошкольного возраста.
Причины возникновения и особенности проявления синдрома тревожности у детей дошкольного возраста....
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...
Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности .
Профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка....