Программа педагога-психолога по коррекции тревожности
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Вольчева Екатерина Игоревна

ПРОГРАММА

по коррекции нарушений у детей дошкольного возраста в эмоционально-волевой сфере

(тревожность)

I.        Пояснительная записка

 В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

 Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

Цель программы:   коррекция тревожности и преодоление страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1.  Снизить тревожность.
  2. Усилить “ Я” ребёнка.
  3. Актуализировать чувство страха.
  4. Повысить психический тонус ребёнка.
  5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Периодичность: 1 раз  в неделю в течение 6 месяцев. Длительность занятия – 30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_trevozhnosti.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по коррекции нарушений у детей дошкольного возраста в эмоционально-волевой сфере

(тревожность)

I.        Пояснительная записка

 В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

 Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

Цель программы:   коррекция тревожности и преодоление страхов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1.  Снизить тревожность.
  2. Усилить “ Я” ребёнка.
  3. Актуализировать чувство страха.
  4. Повысить психический тонус ребёнка.
  5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Периодичность: 1 раз  в неделю в течение 6 месяцев. Длительность занятия – 30 минут.

Планируемый результат:  

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Методы и техники:

  • Релаксация.
  • Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  • Концентрация.
  • Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
  • Функциональная музыка.
  • Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
  • Игротерапия.
  •  Телесная терапия.
  • Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
  • Арт-терапия.
  • Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Структура   занятия:

-Ритуал приветствия – 2 минуты.

- Разминка - 5 минут.

- Коррекционно-развивающий этап - 16 минут

- Подведение итогов- 5 минут.

- Ритуал прощания – 2 минуты.

11. Тематический план занятий

№№

месяц

Цель, задачи

Содержание

1

ноябрь

Знакомство   участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

  1. Росточек под солнцем
  2. Доброе утро…
  3. Что я люблю
  4. Качели
  5. Угадай по голосу 
  6. Лягушки на болоте
  7. Художники – натуралисты

2

Раскрытие  своего “Я”. Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

  1. Росточек под солнцем
  2. Узнай по голосу
  3. Моё имя
  4. Разведчики
  5. Рисование самого себя.
  6. Доверяющее падение”
  7. Горячие ладошки

3

Осознание  своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

  1. Росточек под солнцем
  2. Возьми и передай
  3. Неваляшка
  4. Превращения
  5. Рисование на тему « Моё настроение»
  6. Пружинки

4

Осознание  своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

  1. Росточек под солнцем
  2. Злые и добрые кошки
  3. На что похоже моё настроение?
  4. Ласковый мелок
  5. Угадай что спрятано в песке
  6. Рисование на тему “ Автопортрет”
  7. Горячие ладошки

5

декабрь

Стимулирование   аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка

  1. Росточек под солнцем
  2. Петушиные бои
  3. Расскажи свой страх
  4. Чего я боялся , когда был маленьким
  5. Чужие рисунки
  6. Дом ужасов
  7. Горячие ладошки

6

Преодоление  негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

  1. Росточек под солнцем
  2. Смелые ребята
  3. Азбука страхов
  4. Страшная сказка по кругу
  5. На лесной полянке
  6. Прогони Бабу – Ягу
  7. Я тебя не боюсь
  8. Горячие ладошки

7

Развитие  умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе

  1. Росточек под солнцем
  2. За что меня любит мама…папа…сестра
  3. Лягушки на болоте
  4. Неопределённые фигуры
  5. Тропинка
  6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес”
  7. Доверяющее падение
  8. Горячие ладошки

8

Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

  1. Росточек под солнцем
  2. Сказочная шкатулка
  3. Конкурс боюсек
  4. Принц и принцесса
  5. Придумай весёлый конец
  6. Волшебные зеркала
  7. Горячие ладошки

9

январь

Снижение   психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

  1. Росточек под солнцем
  2. Путаница
  3. Кораблик”
  4. Кони и всадники
  5. Волшебный сон
  6. Рисуем , что увидели во сне .
  7. Волшебники
  8. Горячие ладошки

10

Освобождение  от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

  1. Росточек под солнцем
  2. Неоконченные предложения
  3. Баба- Яга
  4. Комплименты
  5. В лучах солнышка
  6. Солнце в ладошке
  7. Горячие ладошки

11

Снятие  тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

  1. Росточек под солнцем
  2. Веселые путешественники
  3. Кораблик
  4. Избавление от тревог

12

февраль

Освобождение  от отрицательных эмоций, развитие социального доверия

  1. Росточек под солнцем
  2. Кенгуру
  3. Добрый – злой, веселый – грустный
  4. Ау!
  5. Горячие ладошки

13

Снятие  тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

  1. Росточек под солнцем
  2. Охотник и заяц
  3. Коробка переживаний
  4. Я сильный – я слабый
  5. Шарик
  6. Горячие ладошки

14

Снижение  уровня личностной тревожности

  1. Росточек под солнцем
  2. Апельсин (или Лимон)
  3. Дудочка
  4. Достань звезду

15

Снятие  мышечных зажимов.

  1. Деревья
  2. Щенок отряхивается
  3. Любопытная Варвара
  4. Чего я боялся , когда был маленьким
  5. Драка
  6. Дождь в лесу

16

март

Снижение  уровня личностной тревожности

  1. Деревья
  2. Дудочка
  3. Апельсин (или Лимон)
  4. Коробка переживаний
  5. Тихое озеро

17

Снятие  напряжения, мышечных зажимов,   развитие чувственного восприятия

  1. Деревья
  2. Подарок под елкой
  3. Мартышки
  4. Солнышко
  5. Ласковые лапки
  6. Порхание бабочки»

18

коррекция страхов, тревожности.

  1. Деревья
  2. Дружба начинаешься с улыбки
  3. Смелый разведчик
  4. В темной норе
  5. Рисование страха
  6. Цветок

19

Дифференциация   тревожности и страхов, их первичная стабилизация

  1. Деревья
  2. Кто притаился в темноте
  3. Пещера страхов
  4. Смелый зайка
  5. Водопад

20

апрель

Коррекция  тревожности, развитие эмоциональной сфер

  1. Деревья
  2. Зайка – трусишка
  3. Сказка о страхе
  4. Превращаемся в страшных
  5. Ночные звуки
  6. Дождь в лесу

21

Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

  1. Росточек под солнцем
  2. Лисенок боится
  3. Муха-Цокотуха
  4. Полет высоко в небо

22

Отреагирование страха

  1. Росточек под солнцем
  2. Собака лает и хватает за пятки
  3. Страх
  4. Приветик, зайчик!
  5. Лодка
  6. Цветок

23

Снятие  напряжения, мышечных зажимов,   развитие чувственного восприятия

  1. Росточек под солнцем
  2. Космонавты
  3. Момент отчаяния
  4. Потерялся!
  5. Сказка о страхе
  6. Достань звезду

24

Освобождение  от отрицательных эмоций

  1. Росточек под солнцем
  2. Неоконченные предложения
  3. Баба- Яга
  4. Комплименты
  5. В лучах солнышка
  6. Солнце в ладошке
  7. Горячие ладошки

 

111. Литература

1. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9

2. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14

3. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22

4. Интернет – ресурс: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/588-programma-qkorrekcziya-straxov-i-trevozhnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrastaq?start=3

                Составила педагог – психолог                                  С.Н.Попова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога-психолога по коррекции тревожности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759509","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.

Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"

Рабочая программа  педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...

Рабочая программа педагога - психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) «Коррекция эмоционально – волевой сферы у старших дошкольников»

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка д...