«Арт-терапия как одна из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
презентация по психологии
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить Вашему вниманию доклад на тему: «Арт-терапия как одна из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».
2 слайд.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.
Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ доказана многими педагогами, в частности, Людмилой Дмитриевной Лебедевой, Еленой Алексеевной Медведевой. Они говорят, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
3 слайд
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми с ОВЗ как:
- освобождает от негативных эмоциональных состояний: таких как беспокойство, тревога и страх;
- снимает нервно – психическое напряжение, благодаря чему улучшается внимание, повышается работоспособность;
- формирует адекватное межличностное поведение и самооценку: ребенок принимает правила, сформированные в социуме и межличностных отношениях. Его действия становятся понятны и предсказуемы для окружающих.
4 слайд
В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:
Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции. (чтение сказок)
Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)
Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.
Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
5 слайд
Сегодня мы познакомим Вас с двумя техниками арт – терапии.
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; переноса сказочных смыслов в реальность; активизации ресурсов, потенциала личности; экологического образования и воспитания ребенка; улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Для прослушивания и обсуждения ы используем сказки:
народные; авторские сказки; придуманные сказки (на свободную или на заданную тему).
Посредством сказочных образов, их действий, дети могут: найти выход из различных сложных ситуаций; увидеть пути решения возникших конфликтов; усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.
6 слайд
Изотерапия. В ее основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки.
Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением.
Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
7 слайд
Результаты арт-терапии и определение эффективности занятий
Есть несколько знаковых моментов, по которым можно судить об эффективности арт-терапевтической работы.
Одним из таких показателей является повышение самооценки ребёнка, изменения его самоотношения в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе.
Другой показатель – демонстрирование ребенком автономности и независимости в отношениях с педагогом после того, как были последовательно пройдены стадии налаживания контакта с ним, зависимости от его оценки, ожидания одобрения, уверенности в постоянстве поддержки пеагога. Уверенность в поддержке освобождает ребёнка от необходимости постоянно контролировать состояние взрослого и даёт возможность сосредоточиться на своей работе, на своём внутреннем мире, переживаниях. Внешне это проявляется в некотором отчуждении от педагога, но для профессионала является позитивным показателем.
Третий показатель эффективности психотерапевтической работы - расширение временной перспективы. Это изменение можно выявить, собирая информацию о поведении ребёнка дома: ребёнок чаще начинает говорить о своём прошлом, интересоваться им, порой делать какие-то обобщения. Ребёнок начинает больше замечать людей и обстановку его окружающую, начинает интересоваться прошлым своих близких, иногда планировать свою будущую жизнь, говорить о том, кем он станет, когда вырастет и т.д.
И наконец, ещё одним знаковым моментом является изменение качества рисунков ребёнка. В них появляются символы (не культурные изображения вроде серпа и молота, а интегрированные, обобщённые в одном образе значимые для ребёнка смыслы). То, что периодично повторялось, хаотично проливалось в рисунках, теперь приобретает некую структурную целостность, некий обобщённый образ, в котором ребёнок сознательно объединяет значимые для него чувства, моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya.pptx | 277.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно – развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе. Л. Д. Лебедева Е. А. Медведева
Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми с ОВЗ как: освобождает от негативных состояний; снимает нервно – психическое напряжение; формирует адекватное межличностное поведение и самооценку .
В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как: Изотерапия Либропсихотерапия и библиотерапия Песочная терапия Музыкотерапия Имаготерапия Фототерапия Игровая терапия
Техники арт-терапии : Сказкотерапия : процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; перенос сказочных смыслов в реальность; активизации ресурсов, потенциала личности; экологического образования и воспитания ребенка; улучшения внутренней природы и мира вокруг .
Изотерапия : В ее основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки . Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью , мышлением .
Результаты арт – терапии. Повышение самооценки; Автономность и независимость; Расширение временной перспективы; Изменение качества рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...