Семинар - практикум для воспитателей "Общение педагога с ребёнком"
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагога и развитие их способности эффективно взаимодействовать с воспитанниками.
Задачи:
- акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками;
- научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
- Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс;
- Способствовать улучшению коммуникации между педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_obshchenie_pedagoga_s_rebyonkom.docx | 214.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Общение педагога с ребёнком»
Выступление подготовила:
педагог-психолог
Шлеева Людмила Ивановна
Смоленск, 2021 год.
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагога и развитие их способности эффективно взаимодействовать с воспитанниками.
Задачи:
- акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками;
- научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
- Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс;
- Способствовать улучшению коммуникации между педагогами
Ход семинара:
Уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи посвящена общению педагога с ребёнком. Что вообще такое педагогическое общение для вас? (педагоги дают свои варианты ответов)
Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического развития микроклимат.
Существует три модели, характеризующие отношения взрослого и ребёнка.
Модели, характеризующие отношения взрослого и ребёнка
Модель «невмешательство в жизнь ребёнка»
- Соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя, и между ним и ребёнком происходит эмоциональный разрыв.
Учебно-дисциплинарная модель
- Соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.
Личностно-ориентированная модель
- Взрослый не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.
Давайте попробуем с вами определить каким образом каждая из этих моделей будет влиять на развитие личности ребёнка и к чему это может привести в коллективе. (Педагоги дают свои ответы).
А сейчас я предлагаю вам немного побыть детьми. Вспомните себя в детстве.
Упражнение «Передай чувство»
Цели: создать тёплую атмосферу в группе; проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребёнку в педагогической деятельности.
Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к одному из педагогов так, чтобы он почувствовал лёгкое ласковое прикосновение. Получивший это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к психологу. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение».
Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.
Игра «Ручеёк»
Цели: провокация переживаний, связанных с оцениванием; анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок; найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребёнка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы: карточки с фразами (карточки педагоги заполняли самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в 2 шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздаёт карточки со словами, которые обычно говорят ребёнку, когда им довольны, другой- карточки со словами, когда ребёнком недовольны.
Психолог даёт инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо». Психолог проводит каждого по коридору.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова
А сейчас, давайте попробуем, составить правила общения педагога с ребёнком.
Правила общения:
- Разговаривая с ребёнком, находиться на одном уровне с ребёнком «Глаза в глаза».
- Не унижать ребёнка и не стыдить.
- Проявлять педагогический такт.
- Отслеживать свои эмоции и уметь ими управлять.
А сейчас я предлагаю вам разобрать педагогические ситуации:
Ситуация 1. Ребёнок 5 лет, бегает по группе. Воспитатель делает ему замечание, не сходя с места. Ребёнок не реагирует. Воспитатель теряет терпение подходит к этому ребёнку дергает его за руку и произносит такие слова: «Сейчас вылетишь от сюда!». (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 2. За обедом. Воспитатель говорит ребёнку: «Почему ты не ешь эту курицу? Надо съесть! Не реви над этой курицей». (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 3. На занятии. Воспитатель: «Я тебе уже 200 раз повторяла. Сколько можно объяснять!» (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 4. Воспитатель: «Посмотрите какой Никита у нас неряха» (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар- практикум для родителей "Чем занять ребёнка на кухне?"
чем занять ребёнка на кухне...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Наказывая ребёнка, подумай зачем"
Дети не всегда ведут себя так, как того желают взрослые. В процеесе работы педагоги часто оказываются перед сложным выбором - наказывать ли детей за проступки или нет, и как это сделать без ущёрба для...
Семинар - практикум с участием родителей. "Здоровье ребёнка в ваших руках"
Цель: способствовать созданию единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья». Задачи: 1. Содействовать повышению педагогической культуры родителей в области сохранения и укрепления зд...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....
Семинар - практикум для родителей: Всестороннее развитие ребёнка в конструктивно – модельной деятельности.
Презентация знакомит родителей с различными видами конструктора. В ней говорится о том, что развивает конструирование. Так же показана работа детей в группе по данному виду деятельности....
Семинар-практикум для родителей «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи». Младшая группа.
Родителям предлагается ознакомится с причинами задержки речевого развития и признаками плохой речи у детей 3-4 года жизни, с задачами развития речи в дошкольном учреждениии, в практических игровых упр...