Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по психологии (подготовительная группа)

Карпова Татьяна Александровна

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами, появляются доминирующие ценностные установки,  меняется  характер  взаимоотношений  со  сверстниками  и взрослыми,  способен  оценить  себя  по  отношению  к  окружающему  миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет собой сложное психологическое, педагогическое и социально-культурное явление, которое обладает индивидуальностью развития. В этом возрасте закладываются основы таких личностных качеств, как патриотизм, гражданственность, интернационализм. Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ патриотизма как нравственного образования личности. Патриотизм представляет собой модель, из трех компонентов: когнитивный, эмоциональный, деятельностный.

В  свою  очередь  эти  компоненты  воплощаются  в  сфере  социума и природы. Когнитивный компонент. Заключается в познании дошкольниками доступным  их  возрасту  объемом  представлений   и   понятий   о   родине. Во  многом  это возможно благодаря  совершенствованию и формированию   в этом возрасте приоритетных познавательных процессов психики.

Восприятие  дошкольников становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В нем уже выделяются произвольные действия, т.е. наблюдение, рассматривание и поиск. Развитие этого процесса дает возможность детям дошкольного возраста довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать предметы друг от друга, выяснять существующие между ними связи и отношения.  О тесной взаимосвязи у дошкольников процессов восприятия и мышления говорит образное начало, которое очень сильное в этом периоде и часто препятствует дошкольнику сделать правильные выводы или подвести итоги относительно того, что он наблюдает.

Внимание ребенка непроизвольно. Оно, в основном, зарождается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается пристальным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к этим объектам. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Она занимает ключевую функцию среди других познавательных процессов. В этот период ребенок без труда запоминает всяческий материал. Интересные для ребенка события, действия и образы быстро сохраняются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональное отражение (сказки, рассказы, диалоги из фильмов).

Можно сделать следующий вывод: когнитивный компонент патриотизма основывается, в первую очередь, на познавательные функции психики дошкольников, многие из которых еще не сформированы. Этим обусловлены  трудности  в  познании  представлений  о  родине.  Общение     с   взрослым   содействует   развитию   у   детей   познавательных   интересов, о чем подтверждают детские вопросы, темы разговоров, игр и рисунков. Взрослый  как  бы  поднимает  ребенка  на   новый,   еще   не   доступный   ему уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития».

Эмоциональный компонент патриотизма опирается на то, что все стороны жизни ребенка дошкольного возраста выражены яркими переживаниями.

Эмоции для ребенка оказываются материалом для обобщения представлений о Родине и создания на их основе патриотических чувств. Главным качеством для ребенка этого возраста является создание внутренней личностной позиции, он начинает стремиться к «ответственным» поручениям,   к   «серьезным»   занятиям,   некоторой   самостоятельности, т.е. появляется желание занять новую социальную позицию.

В этот период  очень  важно  отношение  к  воспитателю,  ровесникам  и, конечно, к самому себе. К концу дошкольного возраста складывается такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый выступает для ребенка бесспорным авторитетом и образцом для подражания. Облегчается его общение во время занятия, когда нельзя поговорить на иные темы, поделиться своими переживаниями, когда отсутствуют непосредственные эмоциональные контакты, а также, отвечать на поставленные вопросы, но и самому задавать их, заранее подняв руку.

К концу дошкольного возраста ребенок уже достаточно хорошо понимает  свою  половую  принадлежность,  а  так  же  находит  себе  место   в   пространстве   и   времени.   Он   умеет   строить   связь   со   взрослыми     и ровесниками: имеет навыки владения собой, способен подчинить себя ситуациям, быть  непоколебимым  в  своих  желаниях  и  уже  ориентируется в родственных отношениях. У такого дошкольника уже сформирована рефлексия. Важнейшим достижением в формировании личности ребенка является преимущество чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К  концу дошкольного     возраста     важную      роль  играет        мотивационная готовность к обучению в школе.

Для ребенка 5-7 лет взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром,  в условиях повседневного поведения и общения    с взрослыми. В практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца    не осознано  ребенком  и  непосредственно  связано  с  его  положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Нравственные инстанции порождают у детей 6-7 летнего возраста нравственные мотивы поведения, которые могут быть по своему  воздействию более сильными,  чем  многие  непосредственные,  в  том числе и элементарные потребности.

Одним из самых важных условий становления человека как личности, по мнению многих известных педагогов и психологов, является формирование его эмоциональной сферы. Эмоциональный образ оказывается первой  частью  в  структуре  поведения.   Ребенок   радуется   и   печалится не только из-за действий, происходящих в данный момент, но и из-за того, что ему предстоит сделать. Как итог общения и деятельности возникают сочувствие  и  сопереживание,  интеллектуальные  и  эстетические  чувства,   а также чувства, долга, чести, патриотизма.

Деятельностный компонент патриотизма подразумевает исполнение эмоционально проникнувших и понятых знаний в деятельности, а также наличие набора нравственно-волевых качеств. В этом возрасте деятельность ребенка  уже   не   относится   напрямую   с   привлекательным   предметом,   а   основываются    на    представления   о    нем,   о    желаемом    результате, о реальности его достичь в скором будущем. Появление представлений позволяет дошкольнику отклониться от непосредственной ситуации, у него появляются переживания и волнения, с ней не связанные, и постоянные трудности осознаются не так остро.

Обязательным условием для успешного патриотического воспитания является высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношение старшего поколения к  младшему.  Они  должны  основываться  на уважении к личности подрастающего  ребенка,  знании  законов психического и физического развития, а так же с любовью к нему.

В формировании личности дошкольника существенное значение имеют мотивы, которые побуждают к определенному поведению, к деятельности. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильным является вознаграждение, получение награды, похвалы, одобрение, более слабым – наказание, еще слабее – собственное обещание ребенка. Одним из наиболее слабых является прямой запрет каких-то действий ребенка, не дополненный другими добавочными мотивами.

Во время этого периода у ребенка формируется индивидуальная мотивационная система. Различные мотивы, которые ему характерны, принимают относительную устойчивость. Среди мотивов, имеющих различную значимость и силу для ребенка, отличаются доминирующие мотивы     –      основные      в      мотивационной      иерархии.      У      детей   с формирующейся иерархической системой доминирование еще не очень постоянно, оно может выражаться различно, в зависимости от условий. Создание постоянной мотивационной системы, которое началось в это время, закончится только в младшем школьном и подростковом возрастах.

На мотивацию и эффективность исполняющих ребенком действий оказывают влияние те удачи и неудачи, с которыми он сталкивается напрямую.  Если  успех  воздействует   положительно   на   работу  ребенка, то  неудача   –   всегда   отрицательно,   так   как   она   не   заинтересовывает в продолжении деятельности и проявлении настойчивости. Для старших дошкольников успех является весомым стимулом. Но многих детей этого возраста подталкивает к действиям и неудача. После нее они стремятся справиться с появившимися трудностями и достичь необходимого им итога.

Мотивы могут быть как нравственными, общественными, а также эгоистическими.   Воспитателю  необходимо  знать  о   помыслах,  чувствах и намерениях ребенка, чтобы правильно оценить поступок и поведение ребенка. Зная причину, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного  воспитания.  Мотивы  поведения  в  основном  формируются в    процессе    опыта,     приобретенного     ребенком в           повседневной   жизни и деятельности, а также во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Деятельность ребенка дошкольного возраста начинает определяться общественными целями.           Складывается         умение     заботиться    о       родных и близких людях, делать что-то нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к делу, которое ему поручили, бережно относиться к природе и окружающему миру в целом. Так же, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов. На основе этого формируются   общественные мотивы         различных   видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, так как появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных  качеств   личности.   Следовательно,       воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться   комплексно   через   развитие  и  обогащение      когнитивной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника

Особенностями проявления  нравственных  и  патриотических  чувств  у дошкольников являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать  только  что  услышанный   рассказ  о  героическом  поступке,   но это возникшее чувство может угаснуть, так как затем на эти впечатления накладываются другие, поэтому психологи отмечают, что необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях.  Задачей воспитателя   в данном случае является целенаправленная работа по созданию соответствующих воспитательных моментов. Такие задачи решаются во всех формах детской деятельности без исключения: на занятиях, в играх, в труде,  в  быту.  Также  необходимо  отметить,  что  самыми    сильнодействующими факторами воспитания являются: мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей.

Каждому педагогу, который решает задачи патриотического воспитания,    необходимо     построить     свою     работу     в     соответствии с индивидуальными особенностями детей и условиями. Так же педагогу необходимо учитывать следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (при отборе заданий необходимо выбирать наиболее актуальные для детей заданного возраста);
  • непрерывность и преемственность всего педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное и оправданное сочетание разных видов деятельности, подходящий возрасту баланс нагрузок (интеллектуальных, эмоциональных и двигательных); деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, который основывается на детской активности.

Патриотическое воспитание ребенка  является  сложным педагогическим процессом, базой которого является развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие  формы    и методы работы с дошкольниками.

Устойчивость и прочность нравственных  качеств  зависит  от  того,  как оно сформировано, и какой механизм для него является основой педагогического воздействия. Для формирования этих качеств необходимо, чтобы  оно  протекало  сознательно.  В  связи  с  этим  необходимы     знания, на основе которых у дошкольника будут формироваться понимание о смысле этих качеств, их потребности и плюсах овладения ими.

У ребенка должно возникнуть желание усвоить нравственные качества, т.е. необходимо, чтобы появились мотивы для его приобретения. Возникновение мотива повлечет за собой отношение к качеству, которое создает социальные чувства. Чувства вносят в процесс создания личностно значимую окраску и влияют на устойчивость формирующегося качества. Необходимость   в    их    практическом    исполнении,    т.е.    в    поступках   и поведении, создают знания и чувства. Они тоже становятся функцией обратной связи, которая позволяет опробовать и подтвердить прочность качества, которое формируется.

Таким образом, механизм патриотического воспитания можно представить схемой:

Описанный механизм имеет объективный характер. Он используется при  становлении любого из качеств личности дошкольника. Каждый  из компонентов этого механизма конечно же необходим. Его не следует исключить или заменить другим, т.к. нельзя создать нравственное качество личности не вызывая положительного отношения к нему и желания овладеть им, а лишь воспитывая представление о нем.

Воздействие данного механизма обладает гибким характером, т.е. порядок элементов может изменяться в зависимости от возраста воспитанника и от особенности качества. Начинать надо с создания эмоциональной основы и практики поведения. Это станет хорошей базой для дальнейшего понимания.

Разнообразные методы патриотического воспитания дадут более действенный результат при следующих условиях:

  • необходимо, чтобы выбранный метод был человечным и не унижал ребенка, а так же не должен быть нарушающим его прав;
  • необходимо, чтобы метод являлся осуществляемым и логически завершенным. В патриотическом воспитании все методы должны быть весомыми и значимыми;
  • для того, чтобы использовать метод, должны быть заранее готовые условия и средства;
  • метод не должен использоваться одинаково к каждому из детей и в любых ситуациях. В противном случае, метод убеждения может перестать быть результативным;
  • методы воспитания следует применять тактично и опосредованно. Ребенок не должен ощущать, что его воспитывают;
  • при выборе методов нужно брать в расчет уровень сложности каждого из формируемых качеств;
  • проектируя и выбирая методы, необходимо предполагать возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
  • использование методов патриотического воспитания предполагает наличие терпимости и выдержки. Важно с понимание относиться  к  тому,  что  результат, возможно, будет достигнут не сразу и с терпеливостью повторять уже апробированные методы и использовать новые;
  • основными в патриотическом воспитании должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. В том случае, если основываться на осознание, понимание весомости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Правильные действия взрослых не дают гарантии, что дошкольники будут вести себя так же;
  • методы используются не по отдельности, а в комплексе, во взаимосвязи. Основой для выбора методов являются ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше  время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Но родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. В настоящее время возрос интерес людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа и в прошлом
  • области и страны;
  • семья – ячейка общества, она является хранительницей национальных традиций;
  • счастье семьи является счастьем и благополучием народа, общества и всего государства.

Современная педагогика располагает обширным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную работу по патриотическому воспитанию дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной среды, и т.д. Но наибольшего результата можно добиться только в случае комплексного использования методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей.

«В дошкольном возрасте только формируется воля, нравственные идеалы, которые являются важными для патриотического воспитания». Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьей. Необходимо сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.

23.10.2022

Карпова Т.А, воспитатель

МАДОУ СЦРР детский сад «Золотой ключик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

«Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

В статье автор делятся психолого-педагогическими особенностями патриотического воспитания дошкольников. Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет собой сложное психологическое, ...

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Она занимает ключевую функцию среди других познавательных процессов. В этот период ребенок без труда запоминает всячески...

Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...