Речевая агрессия у детей дошкольного возраста
статья по психологии
Одной из самых глобальных проблем современного общества, является отсутствие культуры речи, рамки толерантного общения между членами коммуникации постепенно стираются.Уже в дошкольном возрасте дети проявляют речевую агрессию, родителям и педагогам необходимо всерьез отнестись к этой проблеме, очистить детское коммуникативное пространство от агрессии во избежание девиантного поведения уже в школьном возрасте и взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_agressivnost.docx | 14.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из самых глобальных проблем современного общества, является отсутствие культуры речи, рамки толерантного общения между членами коммуникации постепенно стираются.
Уже в дошкольном возрасте дети проявляют речевую агрессию, родителям и педагогам необходимо всерьез отнестись к этой проблеме, очистить детское коммуникативное пространство от агрессии во избежание девиантного поведения уже в школьном возрасте и взрослой жизни.
Проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме можно обобщенно определить как речевая (вербальная, словесная) агрессия.
Речевую агрессию детей – ситуативные, эпизодические, избирательные «вспышки» злости, грубости, дерзости в конкретных условиях общения («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье» и т.п.) – следует отличать от агрессивности – общей склонности ребенка к проявлению враждебности, негативных чувств, стремления к насильственным действиям по отношению к окружающим в целом.
Поэтому необходимо отличать действительно агрессивного малыша от ребенка, проявляющего агрессию в своей речи нечасто и ситуативно.
Выделяют следующие причины речевой агрессии у детей:
1) Снисходительное и/или одобрительное отношение родителей к той агрессивной лексике, которую употребляет ребенок в качестве коммуникативной защиты, чтобы "постоять за себя".
2) Низкие коммуникативные навыки: недостаточное внимания к речевой культуре в семье, где царит деструктивный психоэмоциональный микроклимат, а также отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в детском саду.
3) Патогенная коммуникативная среда в детском коллективе, когда ребенок, изначально не способный на агрессию, учится этому у сверстников.
Выделяются следующие наиболее типичные ситуации возникновения агрессии в речи детей:
-игры со сверстниками (отказ принять в игру, распределение ролей в игре, нежелание чем-то делиться и т.п.);
-разговоры со сверстниками (различные споры, приводящие к ссорам, сплетни, провоцирующие насмешки, и т.п.);
-запреты со стороны взрослых (съесть конфету, посмотреть телевизор, подольше погулять на улице и т.п.);
-отказы со стороны сверстников и взрослых (чаще всего – поделиться какой- то вещью, игрушкой или купить её);
- ограничение свободы (самостоятельно одеться, переходить улицу, нести покупки из магазина и пр.);
-принуждение к выполнению различных дисциплинарных требований (связанных с режимом, самообслуживанием, учебой, поддержанием порядка и пр.);
-собственные неудачи (например никак не получается завязать шнурки, дотянуться до игрушки, нарисовать картинку);
-невнимание со стороны старших (не слушают, перебивают, игнорируют, формально реагируют на просьбу);
-любая несправедливость (ложное обвинение, необоснованная претензия, неправильное распределение подарков);
-кажущиеся ненужными поучения, наставления, советы взрослых
-усталость
-иногда – беспричинно («из вредности», «назло»)
Существуют принципы успешного преодоления агрессии во взаимодействии взрослого с ребенком и в общении между самими детьми.
1. Принцип «Начни с себя»
Успешность преодоления агрессии в детской речи зависит, в первую очередь, от самоконтроля взрослых над собственным речевым поведением. Именно речь старших в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребенка, языковая личность которого изначально формируется в рамках общения с родителями, а позднее – активно развивается в коммуникативном взаимодействии с воспитателями и учителями.
2. Принцип «Малых шагов»
Стоит предостеречь родителей и педагогов от излишнего энтузиазма, рвения в отношении активного и прямого воспитательного воздействия на детей, проявляющих словесную агрессию.
Пытаться изменить нежелательное речевое поведение ребенка следует:
· постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом, грубом слове, высказывании до подробного разъяснения нюансов правил общения);
· последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и целенаправленного усвоения коммуникативных норм).
3. Принцип «Карусели»
Необходимо выдвигать одинаковые требования к речевой культуре детей во всех сферах его жизнедеятельности не только в моментах и выборочных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста
Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....
Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"
Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное ...
Агрессия у детей дошкольного возраста.
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, н...
Агрессия у детей дошкольного возраста
Статья посвящена основным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения...
Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....
Причины агрессии у детей дошкольного возраста
Агрессия у дошкольника, причины проявления....
Статья. Агрессия у детей дошкольного возраста.
Статья посвящена проявлению агрессии у детей дошкольного возраста. Организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении....