Речевая агрессия у детей дошкольного возраста
статья по психологии

Ашрафбекова Анна Худоёрбековна

Одной из самых глобальных проблем современного общества, является отсутствие культуры речи, рамки толерантного общения между членами коммуникации постепенно стираются.Уже в дошкольном возрасте дети проявляют речевую агрессию, родителям и педагогам необходимо всерьез отнестись к этой проблеме, очистить детское коммуникативное пространство от агрессии во избежание девиантного поведения уже в школьном возрасте и взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_agressivnost.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из самых глобальных проблем современного общества, является отсутствие культуры речи, рамки толерантного общения между членами коммуникации постепенно стираются.

Уже в дошкольном возрасте дети проявляют речевую агрессию, родителям и педагогам необходимо всерьез отнестись к этой проблеме, очистить детское коммуникативное пространство от агрессии во избежание девиантного поведения уже в школьном возрасте и взрослой жизни.

Проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме можно обобщенно определить как речевая (вербальная, словесная) агрессия.

Речевую агрессию детей – ситуативные, эпизодические, избирательные «вспышки» злости, грубости, дерзости в конкретных условиях общения («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье» и т.п.) – следует отличать от агрессивности – общей склонности ребенка к проявлению враждебности, негативных чувств, стремления к насильственным действиям по отношению к окружающим в целом.

Поэтому необходимо отличать действительно агрессивного малыша от ребенка, проявляющего агрессию в своей речи нечасто и ситуативно.

Выделяют следующие причины речевой агрессии у детей:

1) Снисходительное и/или одобрительное отношение родителей к той агрессивной лексике, которую употребляет ребенок в качестве коммуникативной защиты, чтобы "постоять за себя".

2) Низкие коммуникативные навыки: недостаточное внимания к речевой культуре в семье, где царит деструктивный психоэмоциональный микроклимат, а также отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в детском саду.

3) Патогенная коммуникативная среда в детском коллективе, когда ребенок, изначально не способный на агрессию, учится этому у сверстников.

Выделяются следующие наиболее типичные ситуации возникновения агрессии в речи детей:

-игры со сверстниками (отказ принять в игру, распределение ролей в игре, нежелание чем-то делиться и т.п.);

-разговоры со сверстниками (различные споры, приводящие к ссорам, сплетни, провоцирующие насмешки, и т.п.);

-запреты со стороны взрослых (съесть конфету, посмотреть телевизор, подольше погулять на улице и т.п.);

-отказы со стороны сверстников и взрослых (чаще всего – поделиться какой- то вещью, игрушкой или купить её);

- ограничение свободы (самостоятельно одеться, переходить улицу, нести покупки из магазина и пр.);

-принуждение к выполнению различных дисциплинарных требований (связанных с режимом, самообслуживанием, учебой, поддержанием порядка и пр.);

-собственные неудачи (например никак не получается завязать шнурки, дотянуться до игрушки, нарисовать картинку);

-невнимание со стороны старших (не слушают, перебивают, игнорируют, формально реагируют на просьбу);

-любая несправедливость (ложное обвинение, необоснованная претензия, неправильное распределение подарков);

-кажущиеся ненужными поучения, наставления, советы взрослых

-усталость

-иногда – беспричинно («из вредности», «назло»)

Существуют принципы успешного преодоления агрессии во взаимодействии взрослого с ребенком и в общении между самими детьми.

1. Принцип «Начни с себя»

Успешность преодоления агрессии в детской речи зависит, в первую очередь, от самоконтроля взрослых над собственным речевым поведением. Именно речь старших в значительно большей степени, нежели речь сверстников, выступает моделью для наблюдения и эталоном для подражания ребенка, языковая личность которого изначально формируется в рамках общения с родителями, а позднее – активно развивается в коммуникативном взаимодействии с воспитателями и учителями.

2. Принцип «Малых шагов»

Стоит предостеречь родителей и педагогов от излишнего энтузиазма, рвения в отношении активного и прямого воспитательного воздействия на детей, проявляющих словесную агрессию.

Пытаться изменить нежелательное речевое поведение ребенка следует:

· постепенно (от акцентирования внимания на однозначно неприемлемом, грубом слове, высказывании до подробного разъяснения нюансов правил общения);

· последовательно (усложняя требования к речи по мере естественного взросления и целенаправленного усвоения коммуникативных норм).

3. Принцип «Карусели»

Необходимо выдвигать одинаковые требования к речевой культуре детей во всех сферах его жизнедеятельности не только в моментах и выборочных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста

Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"

Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная  социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте -  неверное ...

Агрессия у детей дошкольного возраста.

Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, н...

Агрессия у детей дошкольного возраста

Статья посвящена основным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения...

Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....

Причины агрессии у детей дошкольного возраста

Агрессия у  дошкольника, причины проявления....

Статья. Агрессия у детей дошкольного возраста.

Статья посвящена проявлению агрессии у детей дошкольного возраста. Организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении....