Агрессия у детей дошкольного возраста.
консультация на тему
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда она проявляется с самого раннего детства. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся к готовности к агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressiya.docx | 245.21 КБ |
agressiya.docx | 245.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда она проявляется с самого раннего детства. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся к готовности к агрессии.
В дошкольном возрасте появлению агрессивных качеств могут способствовать:
1. Соматические заболевания, особенно заболевания головного мозга.
2. Стиль воспитания в семье.
3. Косвенно стимулируемая агрессия (сцены насилия по телевидению).
4. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии ребенка.
4. Попустительство взрослых по отношению к агрессивным вспышкам ребенка.
5. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки.
6. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия).
7. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Агрессия бывает вербальной, физической и косвенной. Физическая агрессия выражается в драках, причинении боли и разрушительном отношении к вещам. Обычно такое поведение мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими для ребенка событиями. Вербальная агрессия выражается в оскорблениях, ругани, грубости. Обычно она мотивирована потребностью чувствовать себя сильным, желанием отыграться за нанесенные обиды. Косвенная включает агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) и агрессию, которая не на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.). механизм косвенной агрессии связан с феноменом перенесения. Например, ребенок, которому мама не дает конфету, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто вылить свою злость на мать и переносит ее на другой, более безопасный объект.
Для того чтобы устранить нежелательные вспышки агрессии у ребенка в качестве профилактики родителям следует уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь. Поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.
Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.
Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
Очень важно дать выход агрессии в косвенной форме на неопасные неодушевленные предметы. Так как, не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется под руку» или на того, кто слабее и не может дать отпор. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин или втирать его в бумагу, бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами, метать дротик в мишень и совершать другие безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с удовольствием. После этого полезны занятие типа игры с песком, водой, релаксация.
Игры с песком помогают ребенку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Вода хорошо снимает агрессию. Для детей постарше это плавание, игры в воде. Детям 2-5 лет можно бросать в ванну или тазик с водой резиновые игрушки, шарики.
Еще одно средство для снятия агрессивности в адекватной форме – детский рисунок. В рисунках дети естественным и спонтанным образом выражают свои чувства. При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. У него не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. Независимо от того, что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике со стороны взрослого. Это может быть сформированный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае – это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка, и взрослым следует отнестись к нему достаточно бережно. После окончания рисования можно спросить у ребенка, что он нарисовал, поговорить о его чувствах.
Необходимо учить детей прямо заявлять о своих чувствах обидчику. При этом словесно выражается основная жалоба в вежливой форме и оба участника конфликта пытаются найти конструктивное решение.
Агрессивным детям свойственно неумение контролировать свои действия, неумение расслабляться. Поэтому их необходимо обучать приемам саморегуляции и самообладания. Это лучше всего делать в игровой форме. Приведу несколько таких игр:
1. Игра «Надуй воздушный шарик злостью». Ребенок выдыхает воздух в воображаемый воздушный шарик, представляет, какой он большой. Затем пускает его в небо вместе со злостью.
2. Игра «Волшебный клубочек». Ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что это не простой клубок, а волшебный. Как только начинаешь его сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебный нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
3. Игра «Возьми себя в руки». Ребенку сообщается: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-нибудь стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
4. Игра «Апельсин». Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожми кулачок, откати апельсин (ребенок представляет, что он выжал сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).
Можно поиграть с ребенком в игры, способствующие снятию агрессии. Например:
1. Игра «Брыкание». Ребенок ложится на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы было интереснее и ребенок не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.
2. Игра «Ураган». Сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха, и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Еще интереснее, если участвуют все члены семьи.
И, конечно, необходимо помнить, что дети выплескивают скопившуюся негативную энергию в беге, спорте. «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей» (чешский психолог Зденек Матейчик).
Предварительный просмотр:
Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другому человеку, группе людей или животному. Агрессию можно наблюдать у людей всех возрастов, но иногда она проявляется с самого раннего детства. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся к готовности к агрессии.
В дошкольном возрасте появлению агрессивных качеств могут способствовать:
1. Соматические заболевания, особенно заболевания головного мозга.
2. Стиль воспитания в семье.
3. Косвенно стимулируемая агрессия (сцены насилия по телевидению).
4. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии ребенка.
4. Попустительство взрослых по отношению к агрессивным вспышкам ребенка.
5. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки.
6. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия).
7. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Агрессия бывает вербальной, физической и косвенной. Физическая агрессия выражается в драках, причинении боли и разрушительном отношении к вещам. Обычно такое поведение мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими для ребенка событиями. Вербальная агрессия выражается в оскорблениях, ругани, грубости. Обычно она мотивирована потребностью чувствовать себя сильным, желанием отыграться за нанесенные обиды. Косвенная включает агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) и агрессию, которая не на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаком по столу и т.п.). механизм косвенной агрессии связан с феноменом перенесения. Например, ребенок, которому мама не дает конфету, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто вылить свою злость на мать и переносит ее на другой, более безопасный объект.
Для того чтобы устранить нежелательные вспышки агрессии у ребенка в качестве профилактики родителям следует уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь. Поэтому, если ребенок видит во взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.
Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.
Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.
Очень важно дать выход агрессии в косвенной форме на неопасные неодушевленные предметы. Так как, не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется под руку» или на того, кто слабее и не может дать отпор. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин или втирать его в бумагу, бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами, метать дротик в мишень и совершать другие безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с удовольствием. После этого полезны занятие типа игры с песком, водой, релаксация.
Игры с песком помогают ребенку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Вода хорошо снимает агрессию. Для детей постарше это плавание, игры в воде. Детям 2-5 лет можно бросать в ванну или тазик с водой резиновые игрушки, шарики.
Еще одно средство для снятия агрессивности в адекватной форме – детский рисунок. В рисунках дети естественным и спонтанным образом выражают свои чувства. При рисовании ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. У него не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах и бумаге. Независимо от того, что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике со стороны взрослого. Это может быть сформированный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае – это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка, и взрослым следует отнестись к нему достаточно бережно. После окончания рисования можно спросить у ребенка, что он нарисовал, поговорить о его чувствах.
Необходимо учить детей прямо заявлять о своих чувствах обидчику. При этом словесно выражается основная жалоба в вежливой форме и оба участника конфликта пытаются найти конструктивное решение.
Агрессивным детям свойственно неумение контролировать свои действия, неумение расслабляться. Поэтому их необходимо обучать приемам саморегуляции и самообладания. Это лучше всего делать в игровой форме. Приведу несколько таких игр:
1. Игра «Надуй воздушный шарик злостью». Ребенок выдыхает воздух в воображаемый воздушный шарик, представляет, какой он большой. Затем пускает его в небо вместе со злостью.
2. Игра «Волшебный клубочек». Ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что это не простой клубок, а волшебный. Как только начинаешь его сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда такая игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебный нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
3. Игра «Возьми себя в руки». Ребенку сообщается: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-нибудь стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
4. Игра «Апельсин». Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатывается апельсин, пусть он возьмет его в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)
«Разожми кулачок, откати апельсин (ребенок представляет, что он выжал сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).
Можно поиграть с ребенком в игры, способствующие снятию агрессии. Например:
1. Игра «Брыкание». Ребенок ложится на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы было интереснее и ребенок не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.
2. Игра «Ураган». Сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха, и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Еще интереснее, если участвуют все члены семьи.
И, конечно, необходимо помнить, что дети выплескивают скопившуюся негативную энергию в беге, спорте. «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей» (чешский психолог Зденек Матейчик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста
Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....
Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"
Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное ...
Агрессия у детей дошкольного возраста
Статья посвящена основным проблемам подходов к определению сущности и специфики проявления детской агрессии и агрессивности как свойства личности, организации путей профилактики агрессивного поведения...
Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....
Причины агрессии у детей дошкольного возраста
Агрессия у дошкольника, причины проявления....
Статья. Агрессия у детей дошкольного возраста.
Статья посвящена проявлению агрессии у детей дошкольного возраста. Организации путей профилактики агрессивного поведения в современном дошкольном образовательном учреждении....
Консультация для родителей на тему:"Агрессия у детей дошкольного возраста"
Что такое "детская агрессия", ее виды, причины и способы коррекции....