Презентация "Скоро в школу"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
«Подготовка детей к обучению в школе »
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся в первом классе является своего рода их "незрелость", недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_rod.sobranie_gotovnost_k_shkole.pptx | 530.51 КБ |
Выступление педагога-психолога на родительском собрании по теме "Скоро в школу" | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предостережения: избегайте чрезмерной требовательности предоставляйте право на ошибку не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка не пропустите «особые» трудности и обратитесь к узким специалистам Не забывайте хвалить, но не переусердствуйте
Школьные психологи считают ребенка неготовым к школьному обучению, если он: не самостоятелен или недостаточно самостоятелен; не умеет слушать инструкцию педагога ; не умеет сосредотачиваться на задании ; у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др. больше настроен на игру, чем на учение; слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен; не умеет дружить со сверстниками; не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;
Неуспеваемость, агрессия и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе
КАК определить, что ребенок психологически готов к школе? – ребёнок хочет учиться; - он умеет общаться с детьми и взрослыми, не боится обратиться к ним; - умеет аргументировать свою точку зрения; - понимает, для чего нужна школа; - умеет подчиняться правилам; - может самостоятельно делать задания; - умеет собирать свои вещи и т.д.
тЕст для родителей : готов ли ребёнок идти в школу? Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы )? Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей? Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений? Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений? Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется? ИЛИ ДА НЕТ
Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)? Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов? Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно? Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти? Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")? Сможет ли ваш ребёнок точно повторить скороговорку или предложение (например:"Зайчик, вспрыгни на пенёк!")? Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)? Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например , назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло? Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)? Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность? Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
За каждый ответ «ДА» засчитайте себе 1 балл Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов , можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы. Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов , значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий. Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.
Скрининг Е.А. Екжановой Общие результаты - У 60% детей нарушено слуховое восприятие, дети с трудом воспринимали и запоминали словесную инструкцию (произнесенную несколько раз), - У 70 % детей определяется недостаточное развитие мелкой моторики, 55% детей требуются занятия по развитию памяти, внимания, усидчивости и самоконтроля, 15% детей относятся к детям с низкой самооценкой, у 12 % детей определяются признаки агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое . Чем лучше будут развиты межполушарные связи , тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие , память, внимание , речь, воображение, мышление и восприятие
За что отвечает правое полушарие: - обработка невербальной информации, эмоциональность; - музыкальные и художественные способности; - ориентация в пространстве; - способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др ); - обработка большого количества информации одновременно, интуиция; - воображение; - отвечает за левую половину тела. За что отвечает левое полушарие: - логика, память; - абстрактное, аналитическое мышление; - обработка вербальной информации; - анализ информации, делает вывод; - отвечает за правую половину тела.
для индивидуальной консультации вы можете подойти до конца мая с 8.00 до 9.00 ( по понедельникам) С 13.00 до 14.00 (по вторникам) В каб . педагога-психолога 2 корпус МДОАУ ДС № 7 г. Тынды
Предварительный просмотр:
Выступление
на родительское собрание подготовительной группы
на тему: «Скоро в школу!»
Оборудование, материалы: презентация, информационный буклет «Скоро в школу», листы и ручки по количеству родителей для проведения теста, результаты тестирования.
Когда ребенок скоро пойдет в первый класс перед родителями встают множество вопросов (( СЛАЙД 1) :
- Как подготовить ребенка к школе?
- Когда лучше начать подготовку?
- Чему и как учить?
- На что нужно обратить внимание, чтобы переход из сада в школу был менее болезненным?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может:
- с одним ребёнком нужно больше разговаривать,
- с другим слушать и направлять
- с третьим познавать мир только в движении, динамике и опытах,
- а четвертого день от дня приучать к дисциплине и формировать усидчивость….
Но для всех есть общие предостережения ( СЛАЙД 2)
- избегайте чрезмерной требовательности
- предоставляйте право на ошибку
- не думайте за ребенка
- не перегружайте ребенка
- не пропустите «особые» трудности и обратитесь к узким специалистам
- Не забывайте хвалить, но не переусердствуйте!
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Но это неверное мнение.
( СЛАЙД 3) Ведь готовность к школе – это совместно и
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
- Педагогическая ГОТОВНОСТЬ
- ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
- РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
Посещая уроки в первых классах, ясно видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники.( Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).
( СЛАЙД 4) Школьные психологи считают ребенка не готовым к школе, если у ребенка определяются хотя бы три из этих признака.
( СЛАЙД 5) А неуспеваемость и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе
Так как же определить, что ребёнок готов к обучению к школе? Для этого были разработаны достаточно много диагностик и методик. Одна из подобных диагностик была проведена у ваших детей в конце апреля, с результатами которой вы ознакомитесь попозже, а другую диагностику из раздела «Родительская самодиагностика» мы проведем с вами сейчас:
На любом листке необходимо написать да или нет на 17 вопросов, которые я озвучу (наглядно вы их можете увидеть в презентации). Отвечайте честно, ведь результаты кроме вас никто не увидит. Итак, приступим:
- Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?
- Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
- Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
- Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
- Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
- Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?
- Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?
- Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
- Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
- Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?
- Сможет ли ваш ребёнок точно повторить скороговорку или предложение (например:"Зайчик, вспрыгни на пенёк!")?
- Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
- Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
- Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?
- Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
- Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
- Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
За каждый ответ «ДА» засчитайте себе 1 балл
- Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
- Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
- Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.
Не пугайтесь, если результаты тестирования не соответствуют желаемому результату, все диагностики созданы, для того, чтобы родители и педагоги могли своевременно среагировать, позаниматься в нужном направлении и исключить дальнейшие трудности.
В апреле в подготовительных группах был проведен скрининг Екжановой Е.А. по определению готовности детей к школе. Дома вы побродно сможете рассмотреть работы детей и ознакомиться с бальным отражением результатов скрининга. В общем хотелось бы сказать, что:
- У 60% детей недостаточно развито слуховое восприятие, дети с трудом воспринимали и запоминали словесную инструкцию (произнесенную несколько раз),
Для преодоления данной особенности необходимо
- тренировать память (например учить стихи и песни, играть в «Слова на заданную тему»),
- озвучивать инструкции (например трудовые обязанности на день) постепенно дополняя их до многоступенчатых сложные инструкции,
- просить пересказывать прочитанные сказки, тем самым развиваю речь, увеличивая объем памяти.
- с ребёнком можно поиграть в игру «Забывчивый взрослый» :необходимо обсуждать планы на день, а потом в течении дня спрашивать у ребёнка, а чем же мы должны заняться дальше?,
- У 70 % детей определяется недостаточное развитие мелкой моторики,
Это не означает, что нужно теперь с утра до вечера заниматься в прописи, нет……мелкую моторику развивает намного лучше и быстрее лепка, рисование-разукрашивание, мозайка и пазлы, попробуйте в отпуске на пляже с ребенком сложить ковер из камней и ракушек, это занятие намного увлекательнее и не отбъет желание учиться.
- 55% детей требуются занятия по развитию памяти, внимания, усидчивости и самоконтроля,
Без данных занятий ребёнку будет очень сложно осваивать программу в классе, где таких будет 30 детей. Для Вас я распечатала несколько примерных игр и упражнений по данному направлению, которые помогут Вам дома, в машине, в отпуске с пользой и весело провести время.
- 15% детей относятся к детям с низкой самооценкой.
Незавершенные, т.е. не доведенные до границы листочка, ряды укажут нам на боязливого, робкого ребенка со сниженной самооценкой.
Неуверенного, тревожного ребенка можно увидеть и по качеству штрихов. Линии в графическом ряду будут дисгармонично неровными, короткими, со слабым нажимом
Здесь есть большой риск, что данные дети будут отказываться от деятельности (в том числе и учебной) из-за страха потерпеть неудачу. Вам обязательно нужно помочь своему ребёнку преодолеть эти трудности, но сделать это корректно и ненавязчиво. Найти таланты у своего ребёнка- вместе развивать их и хвалить за успехи.
- Радует, что в этом году всего у 12 % детей определяются признаки агрессивных детей с неустойчивыми эмоциональными реакциями. Здесь чаще всего помогает установка четких рамок поведения, снижение строгости со стороны родителей, исключение агрессивных проявлений в окружении ребёнка (никакого ремня, никаких криков и скандалов) любовь, ласка и внимание со стороны родителей, которых так не хватает в наш век занятости и перегруза.
В интернете Вы можете найти множество разных игр, упражнений и терапий по преодолению возникших трудностей и подготовке к школе. Одной из самых любимых мной и детьми направлений развития является развитие Межполушарного взаимодействия. На слайде вы можете увидеть что же такое межполушарное взаимодействие. А для примера я захватила с собой несколько папок с играми и заданиями. Сейчас с Вами мы попробуем выполнить несколько из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...