Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по психологии (старшая группа)

  1. Развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Учите ребенка:

- Различать не только цвета, но и их оттенки.

- Различать форму предметов и геометрические фигуры.

- Делить геометрические фигуры на 1,2,3, 4 равные части.

- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

- Анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

- Различать и называть части суток, времена года и их последовательность.

- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

- Различать основные признаки разных времен года.

- Различать предметы на ощупь.

- Внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

- Ориентироваться в пространстве по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

- «Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т.д. Задание ребенку: превратить их в любой рисунок.

- «Узнай форму». Ребенок ищет в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

- «Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.

- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.

- «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_poz_sfery_dlya_roditeley.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста

  1. Развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Учите ребенка:

- Различать не только цвета, но и их оттенки.

- Различать форму предметов и геометрические фигуры.

- Делить геометрические фигуры на 1,2,3, 4 равные части.

- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

- Анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

- Различать и называть части суток, времена года и их последовательность.

- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

- Различать основные признаки разных времен года.

- Различать предметы на ощупь.

- Внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.

- Ориентироваться в пространстве по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.

- «Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т.д. Задание ребенку: превратить их в любой рисунок.

- «Узнай форму». Ребенок ищет в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

- «Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.

- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.

- «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

  1. Развитие внимания

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Рекомендации родителям по развитию процессов внимания

Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

  • выкладывания узора из мозаики;
  • выкладывания фигуры из палочек по образцу;
  • исключения лишнего («Четвертый лишний»);
  • нахождения различий в двух похожих картинках;
  • нахождения двух одинаковых предметов среди множества предметов;
  • срисовывания по клеточкам;
  • нахождения одной буквы в тексте книги (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

Игры, способствующие развитию внимания.

- «Да и нет, не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

- Игры-головоломки, загадки.

- Поиск отличий на одинаковых картинках, поиск одинаковых предметов и т.д.

- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

- «Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

- «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.

3) Развитие памяти

Память — способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Как помочь ребенку развить память?

Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

Информация для запоминания должна быть интересна ребенку, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

- Рассказав ребёнку сказку, попросите ребенка нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.

- Играйте в «10 слов». Взрослый проговорит 10 слов и попросит ребёнка воспроизвести. На 5 раз он может повторить 7-9 слов, и это хороший результат.

- Взрослый кладет на стол 10-12 предметов. Ребенок смотрит на них 15-20 с, затем отвернётся, спрячьте 2-3 предмета. Пусть он скажет, что пропало. Затем можете добавить нечто новое и спросить, что появилось.

- Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке рисунок-символ. Взяв в руки шпаргалку, ребёнок сможет успешнее воспроизвести рифмы.

  1. Развитие мышления

Мышление — способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение и общение.

Что делать родителям?

Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей: карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.)

Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности; стол, стул, шкаф, кровать – мебель; чашка, ложка, кастрюля, сковорода – посуда и т.д.).

Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).

Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.

Побуждать делать самостоятельные выводы.

Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.)

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

- «Разложи картинки». Ребенку предлагается серия картинок, которые необходимо разложить по хронологии событий и составить полноценный, развернутый рассказ.

- «Закончи слово». Взрослый называет слог, а ребенок называет как можно больше слов по начатому слогу.

- «Творческий подход». Ребенку называют или показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

5) Развитие воображения

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Какое направление выбрать по развитию воображения у ребенка?

Чтение сказок и рассказов. Дочитав сказку до определенного момента, отложите книгу, позволив ребенку вообразить развитие дальнейших событий. Пусть попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет.

Наблюдайте за людьми, природой, животными. Попробуйте поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идет на встречу, что он любит, какая у него семья.

Сюжетно-ролевые игры. Играя в такие игры, как «Магазин», «Доктор», «Автобус», «Парикмахерская», «Стройка» у ребенка стимулируется развитие воображения, придумывая все время новые сценарии.

Включайте ребенку красивую музыку и показывайте иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории.

Конструирование. Создание из мозаики, кубиков и различных видов конструктора построек сначала по образцу, а потом по собственному замыслу ребенка.

Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала по собственному замыслу ребенка.

Придумывание историй, сказок, сочинение стихотворений.

Приемы развития воображения:

- «Закончи предложение»:

  • - Маша прибежала домой радостная…
  • - В соседней квартире шумели, как…
  • - Летом греет солнце, как…
  • - Воспитательница была добрая, как…

- «Разные причины». Взрослый спрашивает у ребенка о возможных причинах разных явлений:

  • - вода на полу в ванной;
  • - смех воспитателя;
  • - след на стене.

-«Изобретатели». Взрослый просит придумать как можно больше способов применения известных предметов: Веник, зеркало, магнит, ручка и т.д.

- «Сказка наоборот». Назовите ребенку любую известную сказку. Пусть он расскажет ее так4, что бы все вокруг было наоборот: например, заяц гонится за волком, мальчик-с-      пальчик большой как слон и т.д.

- Озвучка мультфильмов. Предложите ребенку озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм, потом мультфильм, который ребенок видит впервые.

- «Большой фантазер». Взрослый рассказывает выдуманную историю и предлагает ребенку возможность  доказать, что в жизни такого случиться не может.

- «Сладкая парочка». Попросить ребенка придумать сказку, в которой встречались бы:

  • - Лиса и Красная Шапочка;
  • -Кощей Бессмертный и Снежная Королева;
  • - Карлсон и Змей Горыныч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

 Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение  кругозора детей по...

Игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста

подборка игравых заданий которые помогут педагогам и родителям развить познавательные способности ребенка...

Возможности экспериментированаия как средства развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....

Рекомендация для родителей по развитию памяти у ребенка старшего дошкольного возраста

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Бе...

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям с играми и упражнениями для развития внимания, восприятия, памяти и мышления ребенка от 5 лет...