«Использование арт-альбома «Пойми меня» для гармонизации эмоциональной сферы детей»
материал по психологии
Презентация альбома в рамках городского методического объединения «Создание и применение арт-альбомов в практике ДОУ» для педагогов-психологов ДОУ, на базе МАДОУ № 88, г.Нижнекамск
Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период. Арт- альбомы могут стать незаменимыми помощниками в работе с детьми и взрослыми. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным. Арт-альбом «Пойми меня» помогает эффективно преодолевать детскую тревожность, а зачастую как следствие - агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstupitelnoe_slovo.docx | 22.28 КБ |
vystuplenie_art-albom_poymi_menyadocx.docx | 17.88 КБ |
vystuplenie_zamaeva.pptx | 2.99 МБ |
vystuplenie_2.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаем вам инструмент для практической деятельности психолога в рамках арт-терапевтического направления – арт-альбомы.
Арт- альбомы могут стать незаменимыми помощниками в работе с детьми и взрослыми. Богатый арсенал арт-терапевтических техник сделает процесс консультирования более интересным и эффективным.
Ведь в ходе работы с арт-альбомами психолог:
- Предоставляет возможность ребенку и взрослому самостоятельно выйти на проблемные зоны.
- Создает безопасное пространство, в котором ребенок и взрослый могут встречаться со своими чувствами и переживаниями.
- Создает доверительные отношения между всеми участниками коммуникации.
- Поддерживает атмосферу искренности, доброжелательности, взаимопонимания.
- Стимулируeт детей и взрослых к творческой деятельности.
- Безоценочно, не критикуя, принимает все продукты творческой деятельности .
- Побуждает к рефлексии, пониманию психологического содержания изобразительных работ .
- Укрепляет позитивный образ «Я», содействует проявлению уникальности детей и взрослых.
Работа с альбомом может строиться по Вашему усмотрению: его можно заполнять непосредственно на консультациях, а также использовать в качестве домашнего задания с дальнейшим обсуждением при встрече.
На всех этапах работы с арт-альбомами, в ходе каждой встречи участники создают продукты художественного творчества – рисунки, коллажи, повествования и т.п.
Таким образом, заполнение арт-альбома представляет собой ведение дневника в образной форме, что является мощным средством взаимного познания и самопознания, дает возможность для решения актуальных вопросов детско-родительских и партнерских отношениях: профилактику и разрешение конфликтов, преодоление трудностей в общении, на улучшение взаимопонимания, создание атмосферы доверия в отношениях.
Как раз о создании атмосферы доверия в отношениях с ребенком с помощью авторской арт-книги «Путешествие по Волшебной стране творчества» нам расскажет Алия Ниязовна.
Управление дошкольного образования исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Выступление с сообщением из опыта работы
на городском семинаре-практикуме
педагогов – психологов ДОУ НМР РТ
«Создание и применение арт - альбомов в практике ДОУ» на тему:
«Использование арт –альбома
«Пойми меня»
для гармонизации эмоциональной сферы детей»
Педагог-психолог МАДОУ № 88
Замаева Е.Ш.
г.Нижнекамск, 2020 г.
Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в поведении, имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии.
Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период.
Арт-альбом «Пойми меня» помогает эффективно преодолевать детскую тревожность, а зачастую как следствие - агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог - психолог проводит диагностику эмоционально - волевой сферы. Именно поэтому большой блок арт - альбома отведен диагностическим методикам. Мне важно увидеть уровень его эмоционального развития, как ребенок строит взаимоотношения с другими, на каком этапе находится его самосознание.
Для того чтобы сделать процесс диагностирования более безболезненным и увлекательным я постаралась использовать в арт-альбоме интерактивные элементы типа кармашки с карточками, разные окошечки, карточки на липучках, картинки и так далее. Элементы постоянно трогаются, двигаются, вытаскиваются, то есть задействуется еще и моторика рук и сохраняется постоянный интерес к действиям.
Итак, рассмотрим более подробно диагностический блок.
Тест «Выбери свое место на дереве»
Предлагаем ребенку рассмотреть картинку. Затем раскрасить коричневым цветом ствол и ветки. За это время ребенок успевает рассмотреть всех человечков получше. Затем красным цветом раскрасить человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение. А зеленым цветом -того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
Этот тест позволяет понять уровень самооценки, выявить причины проблем в общении и понять насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.
Тест «Тортик для гномика»
Это тортик для гномика. Его надо сделать красивым с помощью заготовок разного цвета.(дети выкладывают)
Ты выложил свое состояние цветом, а теперь подумайте на что похоже твоё состояние, в виде какого образа ты мог бы его представить, и нарисовать?
Этот тест позволяет оценить психическое состояние ребенка.
Тест «Страхи в домиках»
В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам.
После выполнения предлагается закрыть черный дом на замок, а ключ выбросить
Тест направлен на выявление и уточнение преобладающих видов страхов.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо".
В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания:
«Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?
Методика исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях, выявляет уровень тревожности.
Тест «Кактус»
Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
- Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
- Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
- О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
- Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
- Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).
Тест позволяет выявить состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности
Тест «Волшебная страна чувств»
Ребенку рассказывается сказка о жизни жителей страны чувств, и обращаются с просьбой помочь им в решении жизненных трудностей.
Методика направлена на выявление отношения детей к близким для них людям. А так же исследовать психоэмоциональное состояние ребенка.
Тест «Семейных отношений»
Сначала происходит выяснение состава семьи. Но в нашей игре будет еще одна фигура: «Имя этого человека „Никто“. Он тоже будет играть. Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.
Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Исходя из результатов диагностики, ребенку предлагаются тематические задания, в ходе выполнения которых ребенок знакомится с эмоциями и чувствами, делится своими переживаниями, учиться называть, осознавать и различать оттенки чувств, соотносить цветовую гамму с образом, показывать художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств, понимать переживания других.
Интересные задания помогают ребенку повысить свою самооценку, сформировать представление о себе самом (образ Я), помогут снять эмоциональное напряжение.
Надеюсь мой опыт создания арт - альбома пригодиться и Вам.
Однако не стоит забывать, что работа с родителями – также важная составляющая работы с детскими проблемами. Ведь супружеская подсистема, то, как в ней выстроены взаимоотношения, может достаточно сильно влиять на психологическое, и на телесное состояние ребенка. О том, как использовать арт-альбом в работе с семьей расскажет Мария Александровна.
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в поведении, имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Специфика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии.
Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструктивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период.
Арт-альбом «Пойми меня» помогает эффективно преодолевать детскую тревожность, а зачастую как следствие - агрессивность, приводить ее в конструктивное русло.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог - психолог проводит диагностику эмоционально - волевой сферы. Именно поэтому большой блок арт - альбома отведен диагностическим методикам. Мне важно увидеть уровень его эмоционального развития, как ребенок строит взаимоотношения с другими, на каком этапе находится его самосознание.
Для того чтобы сделать процесс диагностирования более безболезненным и увлекательным я постаралась использовать в арт-альбоме интерактивные элементы типа кармашки с карточками, разные окошечки, карточки на липучках, картинки и так далее. Элементы постоянно трогаются, двигаются, вытаскиваются, то есть задействуется еще и моторика рук и сохраняется постоянный интерес к действиям.
Итак, рассмотрим более подробно диагностический блок.
Тест «Выбери свое место на дереве»
Предлагаем ребенку рассмотреть картинку. Затем раскрасить коричневым цветом ствол и ветки. За это время ребенок успевает рассмотреть всех человечков получше. Затем красным цветом раскрасить человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение. А зеленым цветом -того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
Этот тест позволяет понять уровень самооценки, выявить причины проблем в общении и понять насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.
Тест «Тортик для гномика»
Это тортик для гномика. Его надо сделать красивым с помощью заготовок разного цвета.(дети выкладывают)
Ты выложил свое состояние цветом, а теперь подумайте на что похоже твоё состояние, в виде какого образа ты мог бы его представить, и нарисовать?
Этот тест позволяет оценить психическое состояние ребенка.
Тест «Страхи в домиках»
В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам.
После выполнения предлагается закрыть черный дом на замок, а ключ выбросить
Тест направлен на выявление и уточнение преобладающих видов страхов.
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо".
В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания:
«Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное?
Методика исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях, выявляет уровень тревожности.
Тест «Кактус»
Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
- Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
- Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
- О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
- Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
- Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).
Тест позволяет выявить состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности
Тест «Волшебная страна чувств»
Ребенку рассказывается сказка о жизни жителей страны чувств, и обращаются с просьбой помочь им в решении жизненных трудностей.
Методика направлена на выявление отношения детей к близким для них людям. А так же исследовать психоэмоциональное состояние ребенка.
Тест «Семейных отношений»
Сначала происходит выяснение состава семьи. Но в нашей игре будет еще одна фигура: «Имя этого человека „Никто“. Он тоже будет играть. Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“
Предлагаемая методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе.
Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Исходя из результатов диагностики, ребенку предлагаются тематические задания, в ходе выполнения которых ребенок знакомится с эмоциями и чувствами, делится своими переживаниями, учиться называть, осознавать и различать оттенки чувств, соотносить цветовую гамму с образом, показывать художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств, понимать переживания других.
Интересные задания помогают ребенку повысить свою самооценку, сформировать представление о себе самом (образ Я), помогут снять эмоциональное напряжение.
Надеюсь мой опыт создания арт - альбома пригодиться и Вам.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест «Выбери своё место на дереве»
Тест « Тортик для гномика»
Тест « Тортик для гномика» На что похоже моё состояние?
Тест «Страхи в домиках»
Тест «Страхи в домиках»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарисуй кактус, такой, каким ты его представляешь. Тест «Кактус»
Тест «Волшебная страна чувств»
Тест «Семейных отношений»
Раскрась воздушный шарик цветом похожим на твое настроение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей
Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей ...
Использование цветотерапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР
В презентации описываются основные особенности детей с ЗПР, дается классификация ЗПР, диагностичнские признаки, этапы обследования детей с ЗПР, а также использование цветотерапии в психолого-педагогич...
Перспективное планирование работы в I младшей группе по разделам программы с использованием задач по развитию эмоциональной сферы детей
МесяцТема, программное содержаниеМетодическиеприёмыИспользуемаялитератураСентябрь«Кто что делает?»Цель: учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные п...
Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр
Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
"Гармонизация эмоциональной сферы ребёнка в игре"
Данный материал полезен для родителей и педагогов ДОУ. Так как эмоциональное благополучие это важная составляющая полноценного развития личности....
Использование игр, направленных на развитие общения и эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна
Статья раскрывает особенности развития речи детей с синдромом Дауна, факторы, влияющие на развитие, а так же примеры игр, которые можно использовать в работе с детьми данной категории....