Игра как деятельность
статья по психологии

Банникова Наталия Алексеевна

Игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. При этом чувства, которые ребенок в этих вообража­емых условиях испытывает, — его подлинные чувства, он ре­ально их испытывает.

Игровая деятельность ребенка развивается в тесной связи с овладением речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_deyatelnost.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра — это, прежде всего осмысленная деятельность, другими словами — совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. То есть игра как деятельность является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Так, например, С. Л. Рубинштейн считает, что игра — это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры — в способности, отображая, преобразовывать мир. Впервые появляясь в игре, эта самая человеческая способность в игре и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Будучи связана с трудом, игра и отлична от него. И общность игры с трудом, и их различия выступают, прежде всего, в их мотивации.

Игровое действие — это и есть действие, совершаемое в силу непосредственного к тому интереса, а не ради его специфически утилитарного эффекта, как это бывает в деятельности взрослых. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом заключается основная особенность игровой деятельности.

Другая характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, но они не связаны с теми целями и средствами и условиями действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом, практическом плане. Игра — это способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. При этом чувства, которые ребенок в этих воображаемых условиях испытывает, — его подлинные чувства, он реально их испытывает.

Игровая деятельность ребенка развивается в тесной связи с овладением речью. Так, маленький ребенок (1—2 года) не может изображать действие в отсутствие предмета (куклы), однако такие действия возможны по мере развития его речи. Возникает ролевая игра, сюжеты которой по мере накопления социального опыта расширяются от бытовой тематики («дочки-матери») до производственной и общественно-политической («магазин», «звездные войны»). При этом содержание игры от воспроизведения предметных действий все больше переключается на изображение отношений людей.

Следующий этап развития — игра по правилам — характеризуется тем, что теперь действия регулируются не представлениями ребенка о роли взрослого, а внешними требованиями и правилами; цель игры постепенно смещается на социально подкрепляемый результат — выигрыш, что сближает игру с трудовой деятельностью.

Таким образом, игра тренирует ребенка в осознании значений предметов и явлений, развивает умение в овладении различными действиями и операциями, расширяет самосознание от восприятия себя как субъекта действия до восприятия себя как субъекта человеческих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

своеобразие игры, как деятельности

о значении игры на воспитатние ребенка дошкольного возраста...

Ролевая игра - ведущая деятельность дошкольника

С/ролевая игра как помощник в развитии ребенка...

Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР средствами творческой игры, проектной деятельности.

Опыт применения творческой игры и пректной деятельности в работе с детьми с ОНР....

Игра-совместная деятельность педагога и детей

Сообщение для воспитателей из опыта работы...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...