Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
статья по психологии (младшая, средняя, старшая группа)
Ученые давно доказали связь между эмоциональным раззвитием и прочими психическими процессами, что особо проявляется у детей с ЗПР.В их случае, неразвитость эмоциональной сферы влечет за собой неспособность оценивать свои собственные поступки и поведение,недостаточную критичность,внушаемость,стремление подражать.Кроме того, страдает внимание,способность к обучению, речь.Эмоции таких детей поверхностны,ребята не способны словами выразить свои ощущения и при этом злятся на себя.Особенностями эмоциональной сферыу детей дошкольного возрастас ЗПР характкризуетсятипичными явлениями:
-сложностями в становлении продуктивных контактов;
-стлонностью к эмоциональным расстройствам;
-невозможностью надолго на чем-то сконцентрироваться,достич поставленной цели;
-инфантильность;
-легкой утомляемостью;
-отсутствием ярких эмоций;
-гиперактивностью;
-отсутствие в потребности во взаимодествии с окружающими.
Из-за этого снижается уровень их работоспособности при обучении,так как они не удерживают внимание на одном задании,им скучнои некомфортно.При переключении учебного процесса на игровую активность,соответствующую уровню развитияэмоциональной сферы детей с ЗПР,результаты увеличиваются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_emotsilnalnogo_razvitiya_statya.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Гетьман Ирина Александровна
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №50 Пушкинского района
Санкт – Петербурга
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР
Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.
В настоящее время эмоциональная сфера рассматривается в психологической науке как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми.
Дошкольный период характеризуется активным развитием психических процессов, в том числе эмоционально-волевой сферы. Для обогащения личного опыта дошкольнику важно полноценно взаимодействовать с окружающими, познавать окружающий мир и тренировать способности. На сегодняшний день мы можем отметить, что наиболее слабым эмоциональным развитием отличаются дети с задержкой психического развития. Для них свойственны такие особенности, как: неумение различать и определять чувства и настроение других людей, они импульсивны, отмечается перемены настроения, состояния тревоги или агрессивности, а при выполнении деятельности воспитанники страдают повышенной утомляемостью.
Многие авторы рассматривают эмоциональные особенности детей данной категории соответственно классификации задержки психического развития (К. С. Лебединская, О.В. Заширинская ).
1. ЗПР конституционального происхождения - эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая эмоциональную сферу детей младшего возраста. Характерными чертами при такой форме ЗПР являются непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость.
2. ЗПР соматического происхождения - эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. У таких детей могут возникать трудности в адаптации, они долго не могут освоиться в новом коллективе, могут быть пассивны, бездеятельны и безынициативны.
3. Психогенная форма ЗПР - эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:
• по типу психической неустойчивости - встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений;
• по типу «кумира семьи» - в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;
• по невротическому типу - в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда закономерно формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения - эмоции характеризуются отсутствием живости, яркости и тонкости оттенков. В плане эмоционального развития характерны недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. В зависимости от преобладающего эмоционального фона у таких детей выделяются два основных клинических варианта типа личности:
• неустойчивый - с эйфорическим оттенком настроения, психомоторной расторможенностью,
• тормозимый - с неврозоподобными расстройствами в виде неуверенности в себе, боязливости, малой активности.
Исследования по развитию эмоциональной сферы детей с ЗПР проводятся не так и давно. Наиболее полные труды по этому вопросу были опубликованы в 1990 году В. В. Лебединским с соавторами.
Было проведено тематическое исследование, подобраны наиболее подходящие методы развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и младших школьников, позволяющие выровнять в кратчайшие сроки их уровень со сверстниками, развить способности к познавательной деятельности.
Регулировать развитие можно с помощью 4 направлений.
Полевая реактивность.
Правильный выбор места проведения занятий. Помещение должно быть обставлено максимально удобно, интересно для особых малышей. В нем не должно быть ничего, вызывающего отрицательные эмоциональные реакции. Детям должно быть комфортно подолгу находиться в помещении.
Аффективные стереотипы
Занятия, направленные на развитие разнообразной чувствительности. Ребенок должен научиться концентрироваться на испытываемых чувствах от различных действий, прикосновениях к чему-либо, вкуса, ощущения кожи и так далее. Кроме концентрации на ощущениях, малыша учат понимать, какие эмоции он испытывает от того или иного воздействия. И затем – формулировать их, высказывать вслух, выражать другим доступным способом (рисунки).
Аффективная экспансия
Обучение игровому взаимодействию с миром. Ролевые групповые игры разнообразной направленности, моделирующие жизненные ситуации, поведение людей в разных социальных ролях. Это позволяет понять, как можно выражать разнообразные эмоции в группе сверстников и со старшими, как сглаживать конфликты или избегать их.
Эмоциональный контроль.
Развивает умение работать в паре или группе, дает понимание партнерства. Дарит умение делить выполняемую задачу на двоих или нескольких, распределять роли в группе. Способствует развитию самоконтроля в группе людей.
Системный подход
Занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР проводятся в постоянной группе в одном и том же месте с определенной частотой. Курс обычно длится 20 недель и включает 20 занятий (по 1 раз в неделю). Продолжительность – не более 25 минут, чтобы не вызвать чрезмерную осталось. Оптимальное число детей в группах от 6 до 10 человек. Занятия в более малочисленных или многочисленных коллективах не дадут желаемого результата из-за особенностей ребенка.
Анализируя различные понятия, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера выступает сложной системой взаимодействующих и обуславливающих друг друга эмоций, эмоциональных состояний и чувств, а способов развития этой многогранной сферы достаточно много. На сегодняшний день специалисты предлагают различные техники и методы, направленные на стимулирование, мотивирование, формирование и обогащение внутреннего опыта воспитанников, их эмоциональной сферы и интеллекта, а также способностей сознавать и контролировать свои эмоции, что положительно влияет на становление личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В данной статье рассказываеться о особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Представлен пл...
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Особенности эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.
Подход к изучению игровой деятельности умственно отсталых дошкольников как деятельности целостной ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонент...
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
В статье рассматриваются особенности формирования эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи и их влияние на процесс обучения....
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Характеристика особенностей эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и...