« Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
консультация по психологии
Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie._ot_16.09.2022.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Сказка»
« Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
(Выступление на городском объединении психологов)
Подготовила:
педагог-психолог
Елизарова О.В
г Южноуральск
16.09.2022г
Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка – универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на ребёнка всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.
Современные психологи используют проигрывание сказочных сюжетов или рассказывание сказок, как один из методов психотерапии. Этот метод психотерапевтического воздействия на человека называют сказкотерапия.
С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.
Сила терапевтических сказок (сказкотерапии).
Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни.
Виды терапевтических сказок
1. Дидактические сказки
Развивающие и обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.
2. Художественные сказки
Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.
3. Диагностические сказки
Вы наверно знаете, какие сказки и о чем больше нравятся вашему ребенку. Это означает, что ребенок на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет на себя модель его поведения. Так девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.
4. Профилактические сказки
Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.
5. Лечебно-психологические сказки
Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы
, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
6. Медитативные сказки
Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.
Взрослые порой замечают, что они как бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между взрослым и ребенком.
Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:
- воспитании, развитии и обучении ребенка;
- самопознании ребенка;
- взаимопонимании с окружающим миром;
- психоречевом развитии;
- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;
- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.
Итак, сказкотерапия — это особый язык общения с человеком. То, что бывает сложно передать обычными словами, молено передать через историю.Булат Окуджава призывал нас говорить друг другу комплименты. Пришло время дополнить его пожелание такими словами: «Давайте рассказывать друг другу добрые и мудрые сказки!» Тогда сердца людей станут чувствительнее и добрее, а окружающий мир — ярче»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.
Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи ...
КОНКУРС Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий, является инновационным методом в работе с детьми. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пу...
Круглый стол с воспитателями: «Особенности использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители прим...