Статья "Арт-терапия как одна из технологий детского развития"
статья по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

Васильева Инна Сергеевна
 
Вызывает ли у вас отторжение любимое занятие? Только вдохновляет! А также снимает стресс, раздражительность, упорядочивая поток мыслей, сглаживая острые переживания. Именно под таким флагом выступает арт терапия для детей и подростков, взрослых людей. Лечение искусством» – гениальная мысль, пришедшая в голову британскому врачу (по совместительству художнику) Адриану Хиллу. Лёгкое, почти незаметное прикосновение творчества «проворачивает» в ребёнке поистине гигантскую, полезнейшую работу:
  • гармонизирует внутреннее состояние;
  • приводит к покою, сосредоточенности мысли;
  • улучшает психологический фон;
  • поднимает настроение, повышает тонус;
  • борется со страхами, фобиями, депрессиями;
  • помогает при задержках развития;
  • сглаживает возрастные кризисы;
  • раскрывает новые возможности в познании самого себя;
  • ускоряет социальную адаптацию, реабилитирует детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_kak_odin_iz_vektorov_detskogo_razvitiya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как один из векторов детского развития.

   Вы задавали себе вопрос: почему человек всегда стремится к творчеству? Художественная деятельность проходит через всю нашу жизнь, помогая становлению личности, формированию важных внутренних процессов.

  Ребёнок с рождения открыт миру, очарован им. Загипнотизировано он наблюдает за летающими былинками, ползущими муравьями, солнечными зайчиками. Как важно сохранить в нём этот живой интерес, стремление познавать, удивляться, расти! Это только один из векторов развития, который затрагивает арт-терапия у детей. Методика обширна и сосредоточена на разных задачах

Вызывает ли у вас отторжение любимое занятие? Только вдохновляет! А также снимает стресс, раздражительность, упорядочивая поток мыслей, сглаживая острые переживания. Именно под таким флагом выступает арт терапия для детей и подростков, взрослых людей. Лечение искусством» – гениальная мысль, пришедшая в голову британскому врачу (по совместительству художнику) Адриану Хиллу. Его пациенты, страдающие серьёзным недугом, боролись с болезнью, в том числе рисуя красками. Изначально арт-терапия подразумевала лишь изобразительное искусство. Позже методика расширилась, появились: песочная терапия, литотерапия, танец, музыка, пение, лепка, ниткография, сказкотерапия, фотография и другие виды.

   Лёгкое, почти незаметное прикосновение творчества «проворачивает» в ребёнке поистине гигантскую, полезнейшую работу:

  • гармонизирует внутреннее состояние;
  • приводит к покою, сосредоточенности мысли;
  • улучшает психологический фон;
  • поднимает настроение, повышает тонус;
  • борется со страхами, фобиями, депрессиями;
  • помогает при задержках развития;
  • сглаживает возрастные кризисы;
  • раскрывает новые возможности в познании самого себя;
  • ускоряет социальную адаптацию, реабилитирует детей с ОВЗ.

Необычайность искусства в его «экологичности», совершенной формуле созидания и сотворения. Арт-терапия не вызывает внутреннего сопротивления, потому что нацелена лишь на комфортный творческий процесс. Основные цели арт-терапии:

  • Одна из целей – это развитие.

Многие родители хотят увидеть в своём ребёнке нечто большее, чем просто «неплохие способности». С рождения в каждом из нас заложен определённый потенциал, который необходимо «раскачивать», приумножать. Но талант попросту нужно заметить и обозначить. Здесь, как раз нужен педагог, арт-терапевт. Задача специалиста – помочь ребёнку преодолеть стеснение, комплексы, трудности первых шагов, поверить в себя, раскрыть творческий потенциал, выбирая креативные пути решения.

  • Диагностическая цель: «предупреждён – значит, вооружён».

На арт терапевтических занятиях оценивается общее психическое, эмоциональное состояние маленьких пациентов. Страхи, волнения, зацикленность на чём-либо – повод призадуматься, чтобы приступить к следующей цели-шагу.

  • Коррекция.

  Это одна из главных целей арт-терапии. Перенаправить эмоции в нужное русло, помочь взглянуть на ситуацию с другой стороны, найти выход, выявить, разобрать причины, проработать мысли, чувства и т.д.

  Техники и приемы подбираются по принципу простоты и эффективности. Интересными и привлекательными являются и процесс создания изображения, и результат. Изобразительные техники и способы применяются в основном нетрадиционные.

Целями и задачами психологической арт-терапии является активизация резервных возможностей и творческое самовыражение на основе предшествующего опыта, возможность познакомиться с новыми способами художественной деятельности.

       Качество продуктов художественной деятельности не выступает важным критерием оценки (будь то чтение стихов, рисунок, исполнение танцев, песен, ролей). Они обладают собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка, т. к. демонстрируют только то, что связано в предыдущем опыте. Тем не менее, на занятиях по педагогической арт-терапии наблюдаются и качественные изменения личности ребенка: это не только вытеснение предшествующего негативного опыта (застенчивости, неуверенности в своих силах, подавленности, страха публичных выступлений и т. д.) 

    Функции взрослого в художественном процессе. На занятиях педагогической арт-терапии эти функции нацелены на передачу ребенку новых способов деятельности, выразительных средств и на организацию процесса их усвоения ребенком. Педагог, как специалист в своей области, является активным участником педагогического процесса и выполняет функции режиссера, сценариста, партнера, культурного образца, учителя, организатора. Он обязан владеть не только знанием своего предмета, но и техникой межличностного общения, артистичностью, способностью объяснить материал доступным способом, обеспечивающим быстрое его усвоение, должен владеть средствами формирования мотивации к своему предмету, быть примером и образцом для подражания в мыслях, чувствах и поступках, обладать высокой коммуникативной компетентностью, эмоциональной гибкостью и экспрессивностью. Данный подход соотносится с принципом гуманистической направленности современного воспитания, отражающим ценностное отношения к личности детей, уважение его прав и свобод, предъявление к нему разумных и посильных требований, а также предполагающем опору на положительные качества детей, веру в его силы, стремление помочь ему преодолеть трудности. Педагогическая арт-терапия имеет ярко выраженную социальную направленность на конкретного ребенка, группу людей. Эта направленность носит непосредственный характер – прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный – использование воспитательных (побуждающих, стимулирующих, предупреждающих и пр.) возможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели. Являясь специфической гуманистической практикой, педагогическая арт-терапия способна реализовать все компоненты коррекционно-развивающегося процесса в образовании (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства. У детей активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Коллективный характер арт-деятельности способствует приобретению опыта межличностного общения, взаимопониманию, дисциплинированности, организованности, требовательности к себе и товарищам, формированию коллективной и личной ответственности, уверенности в себе. , но и обогащение новыми способами художественной деятельности, приобретение новых возможностей, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, удовольствие от активной художественной деятельности, радость от общения). Следует отметить, что качество детского исполнения определяется не по параметрам сценического или изобразительного совершенства, а по иным критериям: по степени проявления интереса детей, желания и активности в художественной деятельности, по степени удовлетворенности ребенка процессом художественной деятельностью, по степени эмоционального благополучия, развития коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми.

  Структура групповой арт-терапевтической работы как правило включает в себя:

-подготовительный настрой (приветствие)

-разогрев (пальчиковая гимнастика,дыхательные, графические упражнения)

-основное содержание занятия (упражнения и приемы, направленные на решение задач данного занятия (изотерапия, куклотерапия, сказкотерапия ,песочная терапия,  проигрывание ситуаций, групповая дискуссия)

-рефлексия

-ритуал прощания.

  Педагогическая арт-терапия не только оказывает исцеляющие воздействие на душу ребенка, но и способствует приобретению новых знаний и практических умений в области искусства, повышению адаптационных способностей личности, развитию её социальных качеств, изменению стереотипов поведения, присвоению новых способов взаимодействия, оптимизации межличностного общения в процессе активной художественной деятельности, «упорядочиванию собственных переживаний к наличествующим значениям и умениям», самопознанию, самоопределению, самореализации.

В современном мире требования к детям становятся выше, что нередко приводит к перегрузке и появлению проблем в обучении и воспитании. Не каждый ребёнок может объяснить словами, что его что-то беспокоит. Более того, не каждый даже осознаёт это. Педагог должен быть очень внимательным к эмоциональному и психологическому состоянию детей, поскольку от него зависит и результативность образовательного процесса, и успешное воспитание здоровой личности. Арт-терапия помогает ребенку невербально выразить свои тревоги, а педагогу — понять потребности и проблемы детей.        Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей

Функции взрослого в художественном процессе. На занятиях педагогической арт-терапии эти функции нацелены на передачу ребенку новых способов деятельности, выразительных средств и на организацию процесса их усвоения ребенком. Педагог, как специалист в своей области, является активным участником педагогического процесса и выполняет функции режиссера, сценариста, партнера, культурного образца, учителя, организатора. Он обязан владеть не только знанием своего предмета, но и техникой межличностного общения, артистичностью, способностью объяснить материал доступным способом, обеспечивающим быстрое его усвоение, должен владеть средствами формирования мотивации к своему предмету, быть примером и образцом для подражания в мыслях, чувствах и поступках, обладать высокой коммуникативной компетентностью, эмоциональной гибкостью и экспрессивностью. Данный подход соотносится с принципом гуманистической направленности современного воспитания, отражающим ценностное отношения к личности детей, уважение его прав и свобод, предъявление к нему разумных и посильных требований, а также предполагающем опору на положительные качества детей, веру в его силы, стремление помочь ему преодолеть трудности. Педагогическая арт-терапия имеет ярко выраженную социальную направленность на конкретного ребенка, группу людей. Эта направленность носит непосредственный характер – прямое воздействие на объект (взаимодействие с ним); опосредованный – использование воспитательных (побуждающих, стимулирующих, предупреждающих и пр.) возможностей среды; целенаправленное создание педагогической ситуации в интересах достижения поставленной цели. Являясь специфической гуманистической практикой, педагогическая арт-терапия способна реализовать все компоненты коррекционно-развивающегося процесса в образовании (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства. У детей активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Коллективный характер арт-деятельности способствует приобретению опыта межличностного общения, взаимопониманию, дисциплинированности, организованности, требовательности к себе и товарищам, формированию коллективной и личной ответственности, уверенности в себе. , но и обогащение новыми способами художественной деятельности, приобретение новых возможностей, активизация внутренних ресурсов (уверенность в себе, удовольствие от активной художественной деятельности, радость от общения). Следует отметить, что качество детского исполнения определяется не по параметрам сценического или изобразительного совершенства, а по иным критериям: по степени проявления интереса детей, желания и активности в художественной деятельности, по степени удовлетворенности ребенка процессом художественной деятельностью, по степени эмоционального благополучия, развития коммуникативных контактов со сверстниками и взрослыми. Структура групповой арт-терапевтической работы включает в себя:

-подготовительный настрой (приветствие)

-разогрев (пальчиковая гимнастика,дыхательные, графические упражнения)

-основное содержание занятия (упражнения и приемы, направленные на решение задач данного занятия (изотерапия, куклотерапия, сказкотерапия ,песочная терапия,  проигрывание ситуаций, групповая дискуссия)

-рефлексия

-ритуал прощания.

   Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников

МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...

Семинар - практикум «Интеллектуальные семейные краеведческие батлы, как одна из технологий познавательного развития дошкольников».

Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С ...

Статья на тему: "Использование ТРИЗ, как одной из технологиий в развитии связной речи детей дошкольного возраста с ОНР".

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по тре...

Технология "Детский совет" как одна из форм поддержки детской инициативы

Технология "Детский совет", применение на практике, советы по внедрению в практическую деятельность....

Методическая разработка «Театрализованная игра как одна из технологий всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Театрализованная игра как одна из технологий всестороннего развития детей дошкольного возраста»...