индивидуальная адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ
рабочая программа по психологии
Индивидуальная адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальная адаптированная программа
психолого-педагогического сопровождения
на воспитанники МБДОУ компенсирующей группы ____________
на 20___ – 20____ учебный год
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4ст |
2 | Содержание программы | 5ст |
3 | Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ с РАС;УО | 7ст |
4 | Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения | 10 ст |
5 | Планирование психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;РАС;УО на год | 13 ст |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, в котором формируются многие виды психической деятельности, является основой для дальнейшего развития, подготавливает ребенка к школьному обучению.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройством аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной и тяжелой умственной отсталостью), которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
У детей данной группы наблюдаются характерные особенности в 3х, интересующих нас сферах развития: социально-эмоциональной, коммуникативно-речевой и познавательной.
Особенности социально-эмоционального развития детей с РАС. В силу того, что эмоционально-социальные умения и навыки у многих детей с РАС являются, как правило, чрезвычайно затрудненными, в своем большинстве они не способны нормально общаться почти со всеми категориями людей. Со значительными трудностями ребенок с РАС перенимает опыт социальной жизни, усваивает правила, нормы и стандарты поведения.
Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с РАС. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Нарушение коммуникации (вербальной и невербальной) относят к диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. Речевые и коммуникативные трудности детей с аутизмом зависят от их когнитивного и социального уровня развития, а также уровня развития функциональной и символической игры, и влияют, в свою очередь, на успешность овладения многими другими навыками в процессе обучения. Нарушения коммуникации и вещания при аутизме очень разнятся - от невозможности обрести любые функциональные речевые навыки к богатому литературному вещанию и способности вести разговоры на различные темы, не учитывая, однако, интерес собеседника к теме разговора.
Особенности познавательного развития у детей с РАС. Как известно, информация в мозг попадает через сенсорные каналы: глаза, нос, кожу, уши, язык. Но через врожденную или приобретенную недостаточность мозга (одна из теорий возникновения аутизма) информация, полученная через органы чувств, поступает в мозг детей с аутизмом как разнообразные части пазлов. Поэтому они воспринимают окружающий мир фрагментарно и предоставляют другие значения вещам. Из-за фрагментарности восприятия ребенок с аутизмом не замечает связей между вещами. Он не видит целого и не может различать первичные и вторичные вещи. Таким образом, ребенок может быстро потерять единое целое и запаниковать. Поэтому присутствие одних и тех же деталей жизненно важно для ребенка с аутизмом.
Дети с расстройствами аутистического спектра не понимают поведение и эмоции других и не могут их предвидеть, им также трудно осознать и выразить личную мотивацию, чувства, мысли. Они практически не понимают своей роли в любой ситуации. Так, когда ребенок с РАС бьет другого ребенка, он не осознает, что делает ему больно.
Цель данного маршрута помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и
учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.
процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
- налаживание эмоционального контакта с ребенком;
- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
- смена видов деятельности в процессе одного занятия;
- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально- личностной сферы ребенка;
- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
- опора на сенсорные анализаторы;
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:
Социально-коммуникативное направление – реализует педагог-психолог.
Содержание программы
Диагностическая работа:
Задачи (направления деятельности) | Планируемые результаты | Виды и формы деятельности, мероприятия | Сроки проведения |
Первичная диагностика | Создание банка данных воспитанников, нуждающихся в специализированной помощи. | Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами | сентябрь |
Углубленная диагностика | Получение объективных сведений о воспитанниках на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов»детей | Диагностирование Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования) | сентябрь |
Определение уровня организованнос ти ребенка | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь - октябрь |
Коррекционно-развивающая работа
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки проведения |
Обеспечить педагогическое сопровождение | Планы, программы | Разработать индивидуальную программу. Осуществление педагогического мониторинга достижений дошкольника. | сентябрь |
Обеспечить психологическое сопровождение | Позитивная динамика развиваемых параметров | Составление расписания индивидуальных занятий. Проведение коррекционно- развивающих занятий. Отслеживание динамики развития ребенка | В течение года |
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья | Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических программ | в течение года |
Консультативная работа
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки проведения |
Консультирова ние педагогов | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | в течение года |
Консультирова ние родителей | Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. Разработка плана консультативной работы с родителями | Индивидуальные, групповые, тематические консультации | в течение года |
Информационно-просветительская работа
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки проведения |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов. | Информационные мероприятия | в течение года |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей | Организация методических мероприятий | Информационные мероприятия | в течение года |
Индивидуальный образовательный маршрут
развития ребенка-инвалида с ОВЗ, РАС; УО
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы
Общие сведения.
Режим пребывания:
- группа полного дня
Сопровождение тьютора:
- требуется
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:Формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия, компетенций социальной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, игровой деятельности, формирование пространственно – временных представлений, развитие произвольной регуляции деятельности, помощь в адаптации, формирование алгоритмов продуктивного взаимодействияОбразовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования АООП ДО для детей с УО |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия, компетенций социальной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, игровой деятельности, формирование пространственно – временных представлений, развитие произвольной регуляции деятельности, помощь в адаптации, формирование алгоритмов продуктивного взаимодействия |
Организационный раздел АОП
ООП дошкольного образования: Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
АООП для детей с ОВЗ: АООП ДО для детей с РАС; УО
Комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ: Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников. А.В. Уханова; Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, использование занятий АВА-терапии
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Содержательный раздел АОП
Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |
1 этап организации образовательной деятельности | |||
Ребенок адаптируется в условиях группы. | |||
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | |||
Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. | |||
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | |||
2 этап организации образовательной деятельности | |||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | |||
В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер. | |||
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | |||
3 этап организации образовательной деятельности | |||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. | |||
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. | |||
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. |
1-регресс
2-динамика отсутствует
3-незначительная динамика
4-положительная динамика
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Формирование и развитие адаптивных форм поведения | Способствовать созданию благоприятного эмоционально психологического климата в группе; Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации с ОВЗ; детей с РАС и их родителей в образовательном пространстве. | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. |
Коррекция и развитие компетенций коммуникативной сферы | Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме; Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности ребенка. | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка. |
Коррекция и развитие компетенций эмоциональной сферы | Снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии; Коррекция настроения и негативных черт характера; Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля; Развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим; | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка. |
Развитие произвольной регуляции деятельности |
определяющему способ действия | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка. |
Развитие пространственно-временных представлений | Формировать ориентировку в схеме собственного тела и тела другого субъекта. Уточнять и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «вверху», «внизу», стимулировать развитие пространственного восприятия, координацию движений, формировать ориентировку в пространственном расположении предметов. Развивать познавательные интересы, активизировать мыслительную деятельность в процессе реализации программы. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости. | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка. |
Помощь в адаптации | Способствовать созданию благоприятного эмоционально психологического климата в группе; Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей в образовательном пространстве. | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются) |
| Обучение детей ориентировке в схеме собственного тела, Обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве (знакомого и незнакомого помещения), Обучение восприятию пространственных отношений между предметами, Обучение ориентировке на листе бумаги, Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций, Оормирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря | Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка. |
Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | День недели | Время | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Психолого-педагогическое сопровождение | 36 занятий (учебных часов) в год | Психолог: | ||||
Планирование психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ на год
№ | Направление работы | Название | Цель | Дата |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика 1 | 1.Беседа, знакомство. 2.Диагностика познавательной деятельности. (Методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой.) | Получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. | 7.09.22 |
2 | Углубленная диагностика | Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цветовой тест эмоциональных состояний «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии». | Определение мест неисправностей, выявления их причин и характера | 14.09.22 |
3 |
|
| Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения действовать соответственно правилам игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. | 21.09.22 |
4 | Помощь в адаптации | Упражнение «Мыльные пузыри» «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» игровая деятельность с игрушками «Улыбка» | Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы. | 28.09.22 |
Консультирование родителей и воспитателей | Групповая беседа «Специализированная группа для детей с ОВЗ» | Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Октябрь | ||||
5 | Развитие коммуникативных и социальных навыков. | Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений. | -раскрытие творческого, эмоционально-нравственного, интеллектуального потенциала; -развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | 5.10.22 |
6 | Развитие компетенций коммуникативной сферы | Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика. | Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности ребенка. | 12.10.22 |
7 | Развитие компетенций коммуникативной сферы | Упражнения на развитие мимических движений; Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов; | Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | 19.10.22 |
8 | Развитие компетенций коммуникативной сферы | Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки. | Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме; | 26.10.22 |
Консультирование родителей и воспитателей | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка | Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса. | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Ноябрь | ||||
9 | Коррекция компетенций коммуникативной сферы | Упражнения на развитие мимических движений; Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов; Игры по обучению выразительным движениям; | Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия; | 2.11.22 |
10 | Развитие произвольной регуляции деятельности | Упражнения на развитие произвольной регуляции «Раскрась фигуры» «Копирование образца» | Развитие способностей произвольной психической регуляции деятельности детей дошкольного возраста | 9.11.22 |
11 | Развитие произвольной регуляции деятельности | Упражнения на развитие произвольной регуляции «Найди такой же предмет» «Рисую палочки» «Расставить знаки» |
определяющему способ действия | 16.11.22 |
12 | Развитие произвольной регуляции деятельности | Упражнения на развитие произвольной регуляции «Послушай тишину» «Костер» «Найди такой же предмет» |
| 23.11.22 |
13 | Развитие произвольной регуляции деятельности | Упражнения на развитие произвольной регуляции «Палочки и крестики» Методика «Домик». Методика «Узор» | Развитие умения самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу | 30.11.22 |
Консультирование родителей и воспитателей | Повышение активности родителей, преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и воспитателя | Просвещение родителей по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Декабрь | ||||
14 | Диагностика 2 | Диагностика познавательной деятельности. (Методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой.) Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цветовой тест эмоциональных состояний | Отслеживание динамики работы с воспитанником ОВЗ, ЗПР | 7.12.22 |
15 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие умения выражать различные эмоции; Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера; | Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций. | 14.12.22 |
16 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений; Снятие страхов, тревоги. | Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать). | 21.12.22 |
17 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; Загадки на решение различных конфликтных ситуаций; | Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия; | 28.12.22 |
Консультирование родителей и воспитателей | Дни творчества детей и их родителей; открытые занятия | Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования,развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса. | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Январь | ||||
18 | Развитие пространственно-временных представлений | Вводная беседа. Упражнение «Определи местоположение…». Упражнение «Соотнеси событие со временем». | Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций, -формирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря | 11.01.23 |
19 | Формирование элементов учебного поведения | Классификация Анализ Синтез Сравнение Обобщение Исключение лишнего Прохождение лабиринтов | Выявить содержание универсальных учебных действия, определить условия и виды заданий для формирования универсальных учебных действ | 18.01.23 |
20 | Формирование элементов учебного поведения | «Коррекционная ритмика» Ознакомление с окружающим миром «Развитие элементарных математических представлений» | Способствовать общему развитию психического развития, коррекции их психофизического развития, Создать благоприятные условия для развития | 25.01.23 |
Консультирование родителей и воспитателей | Повышение активности родителей, преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и воспитателя | Просвещение родителей по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Февраль | ||||
21 | Развитие компетенций эмоциональной сферы | Упражнения на развитие мимических движений; Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов; Игры по обучению выразительным движениям; | Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме | 1.02.23 |
22 | Развитие компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие умения выражать различные эмоции; Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера; | Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать). | 8.02.23 |
23 | Развитие компетенций эмоциональной сферы | Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; Самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний | Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия; | 15.02.23 |
24 | Развитие компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений; Снятие страхов, тревоги. | Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций. | 22.02.23 |
Консультирование родителей и воспитателей | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка | Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования,развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса. | ||
Март | ||||
25 | Коррекция коммуникативных и социальных навыков. | Игры на развитие умения выражать различные эмоции; Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера; | Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать). | 1.03.23 |
26 | Коррекция коммуникативных и социальных навыков. | Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений; Снятие страхов, тревоги. | Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций. | 15.03.23 |
27 | Коррекция коммуникативных и социальных навыков. | Упражнения на развитие мимических движений; Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов; Игры по обучению выразительным движениям; | Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме; | 22.03.23 |
28 | Коррекция коммуникативных и социальных навыков. | Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами; Загадки на решение различных конфликтных ситуаций; | Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия; | 29.03.23 |
Консультирование родителей и воспитателей | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка | Просвещение родителей по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Апрель | ||||
29 | Коррекция произвольной регуляции деятельности | Упражнения на развитие произвольной регуляции «Палочки и крестики» Методика «Домик» Методика «Узор» | обучение детей ориентировке в схеме собственного тела, -обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве (знакомого и незнакомого помещения) | 5.04.23 |
30 | Коррекция произвольной регуляции деятельности | Методика «Графический диктант». Методика «Рисование по точкам» | Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций, | 12.04.23 |
31 | Коррекция произвольной регуляции деятельности | Упражнение «Свеча» «Умение управлять собой» Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» | Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций, | 19.04.23 |
32 | Коррекция произвольной регуляции деятельности | Упражнения на развитие произвольной регуляции «Раскрась фигуры» «Копирование образца» | Оормирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря | 26.04.23 |
Консультирование родителей и воспитателей | Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка | Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса. | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Май | ||||
33 | Диагностика 3 | Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цветовой тест эмоциональных состояний «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии». | Отслеживание динамики проделанной работы | 3.05.23 |
34 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Упражнения на развитие мимических движений; Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов; Игры по обучению выразительным движениям; | Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме | 10.05.23 |
35 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие умения выражать различные эмоции; Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера | Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности ребенка. | 17.05.23 |
36 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений; Снятие страхов, тревоги. | Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать). | 24.05.23 |
37 | Коррекция компетенций эмоциональной сферы | Игры на развитие умения выражать различные эмоции; Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера; Релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов «Лимон» | Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций. | 31.05.23 |
Консультирование родителей и воспитателей | Дни творчества детей и их родителей; открытые занятия | Просвещение родителей по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | По необходимости/ 1 раз в неделю | |
Июнь | ||||
Повторение и закрепление пройденного материала | Дидактические игры, упражнения, релаксации | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, гармонизация эмоционально-волевой сферы, развитие социального доверия | По расписанию д\с | |
Июль | ||||
Повторение и закрепление пройденного материала | Дидактические игры, упражнения, релаксации | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, гармонизация эмоционально-волевой сферы, развитие социального доверия | По расписанию д\с | |
Август | ||||
Повторение и закрепление пройденного материала | Дидактические игры, упражнения, релаксации | Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, гармонизация эмоционально-волевой сферы, развитие социального доверия | По расписанию д\с |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая ситуация. Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка».
ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино» ЮВОУО г. МоскваБобрышова Елена Ивановна педагог-психолог.Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка». Была разработана в...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника...
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)
Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)...