индивидуальная адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ
рабочая программа по психологии

Мороз Светлана Сергеевна

Индивидуальная адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная адаптированная программа

психолого-педагогического сопровождения

на воспитанники МБДОУ  компенсирующей группы ____________

на 20___ – 20____ учебный год

Содержание

1

Пояснительная записка

4ст

2

Содержание программы

5ст

3

Индивидуальный образовательный маршрут  развития ребенка  с ОВЗ с РАС;УО

7ст

4

Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения

10 ст

5

Планирование психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ;РАС;УО на год

13 ст

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, в котором формируются многие виды психической деятельности, является основой для дальнейшего развития, подготавливает ребенка к школьному обучению.

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройством аутистического спектра и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной и тяжелой умственной отсталостью), которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

У детей данной группы наблюдаются характерные особенности в 3х, интересующих нас сферах развития: социально-эмоциональной, коммуникативно-речевой и познавательной.

Особенности социально-эмоционального развития детей с РАС. В силу того, что эмоционально-социальные умения и навыки у многих детей с РАС являются, как правило, чрезвычайно затрудненными, в своем большинстве они не способны нормально общаться почти со всеми категориями людей. Со значительными трудностями ребенок с РАС перенимает опыт социальной жизни, усваивает правила, нормы и стандарты поведения.

Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с РАС. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. Нарушение коммуникации (вербальной и невербальной) относят к диагностическим критериям расстройств аутистического спектра. Речевые и коммуникативные трудности детей с аутизмом зависят от их когнитивного и социального уровня развития, а также уровня развития функциональной и символической игры, и влияют, в свою очередь, на успешность овладения многими другими навыками в процессе обучения. Нарушения коммуникации и вещания при аутизме очень разнятся - от невозможности обрести любые функциональные речевые навыки к богатому литературному вещанию и способности вести разговоры на различные темы, не учитывая, однако, интерес собеседника к теме разговора.

Особенности познавательного развития у детей с РАС. Как известно, информация в мозг попадает через сенсорные каналы: глаза, нос, кожу, уши, язык. Но через врожденную или приобретенную недостаточность мозга (одна из теорий возникновения аутизма) информация, полученная через органы чувств, поступает в мозг детей с аутизмом как разнообразные части пазлов. Поэтому они воспринимают окружающий мир фрагментарно и предоставляют другие значения вещам. Из-за фрагментарности восприятия ребенок с аутизмом не замечает связей между вещами. Он не видит целого и не может различать первичные и вторичные вещи. Таким образом, ребенок может быстро потерять единое целое и запаниковать. Поэтому присутствие одних и тех же деталей жизненно важно для ребенка с аутизмом.

Дети с расстройствами аутистического спектра не понимают поведение и эмоции других и не могут их предвидеть, им также трудно осознать и выразить личную мотивацию, чувства, мысли. Они практически не понимают своей роли в любой ситуации. Так, когда ребенок с РАС бьет другого ребенка, он не осознает, что делает ему больно.

Цель данного маршрута помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
  • формировать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать сенсорное развитие;
  • развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и

учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

  • налаживание эмоционального контакта с ребенком;
  • регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
  • смена видов деятельности в процессе одного занятия;
  • повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
  • игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально- личностной сферы ребенка;
  • использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
  • опора на сенсорные анализаторы;

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.

Содержание программы отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития ребенка дошкольного возраста:

Социально-коммуникативное направление – реализует педагог-психолог.

Содержание программы

Диагностическая работа:

Задачи (направления

деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки проведения

Первичная диагностика

Создание банка данных воспитанников,

нуждающихся в

специализированной помощи.

Наблюдение, логопедическое и психологическое

обследование;

анкетирование родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Углубленная диагностика

Получение объективных сведений о

воспитанниках на основании

диагностической информации

специалистов разного профиля, создание

диагностических «портретов»детей

Диагностирование

Заполнение диагностических документов специалистами (речевой карты, протокола обследования)

сентябрь

Определение

уровня

организованнос ти ребенка

Получение

объективной информации об организованности ребенка, умении

учиться, особенности личности, уровню знаний.

Выявление нарушений в поведении

(гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение

во время занятий, беседа с родителями, посещение

семьи. Составление характеристики.

Сентябрь -

октябрь

Коррекционно-развивающая работа

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки проведения

Обеспечить педагогическое сопровождение

Планы, программы

Разработать индивидуальную программу.

Осуществление

педагогического мониторинга достижений дошкольника.

сентябрь

Обеспечить

психологическое  сопровождение

Позитивная динамика развиваемых параметров

Составление расписания индивидуальных занятий.

Проведение коррекционно- развивающих занятий.

Отслеживание динамики развития ребенка

В течение года

Создание условий для

сохранения и укрепления здоровья

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение

здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование

навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация

профилактических программ

в течение года

Консультативная работа

Задачи (направления)

деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы

деятельности, мероприятия.

Сроки проведения

Консультирова ние педагогов

Рекомендации,

приёмы, упражнения и др. материалы.

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

в течение года

Консультирова ние родителей

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

Разработка плана консультативной

работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

в течение года

Информационно-просветительская работа

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты.

Виды и формы деятельности, мероприятия.

Сроки проведения

Информирование родителей (законных представителей) по

медицинским, социальным, правовым и другим

вопросам

Организация работы

семинаров, тренингов.

Информационные мероприятия

в течение года

Психолого-педагогическое просвещение

педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания

данной категории детей

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

в течение года

Индивидуальный образовательный маршрут

 развития ребенка-инвалида  с ОВЗ, РАС; УО

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения:

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы

Общие сведения.

Режим пребывания:

  • группа полного дня

Сопровождение тьютора:

  • требуется

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:

Формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия, компетенций социальной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, игровой деятельности, формирование пространственно – временных представлений, развитие произвольной регуляции деятельности, помощь в адаптации, формирование алгоритмов продуктивного взаимодействия 

Образовательная программа:

  • адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста; ребенка-инвалида, с РАС

Конкретизация категории ОВЗ:

  • АООП ДО для детей с РАС

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: опрятный
  • Состояние эмоционально-волевой сферы: нестабильное, неуравновешенное
  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: УО
  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: низкий уровень
  • Состояние игровой деятельности: сформирована
  • Состояние продуктивной деятельности: низкий уровень

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также  адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования АООП ДО для детей с УО

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия, компетенций социальной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, игровой деятельности, формирование пространственно – временных представлений, развитие произвольной регуляции деятельности, помощь в адаптации, формирование алгоритмов продуктивного взаимодействия 

Организационный раздел АОП

ООП дошкольного образования: Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

АООП для детей с ОВЗ: АООП ДО для детей с РАС; УО

Комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ: Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников. А.В. Уханова; Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, использование занятий АВА-терапии

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Пять дней в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Вторая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • Отсутствуют

Противопоказания

  • Отсутствуют

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом
  • Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Содержательный раздел АОП

Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы.

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми.

Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер.

Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы.

Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности.

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

1-регресс

2-динамика отсутствует

3-незначительная динамика

4-положительная динамика

Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Формирование и развитие адаптивных форм поведения

Способствовать созданию благоприятного эмоционально психологического климата в группе;

Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации с ОВЗ; детей с РАС и их родителей в образовательном пространстве.

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки.

Коррекция и развитие компетенций коммуникативной сферы

Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме;

Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности ребенка.

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка.

Коррекция и развитие компетенций эмоциональной сферы

Снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;

Коррекция настроения и негативных черт характера;

Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;

Развитие системы самосознания и самооценки, рефлексивных способностей, формирование адекватного отношения к себе и другим;

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка.

Развитие произвольной регуляции деятельности

  • Развитие умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в   устной форме;
  • Развитие умения самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
  • Формирование способности к планированию и программированию действий;
  • Развитие умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно

определяющему способ действия

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка.

Развитие пространственно-временных представлений

Формировать ориентировку в схеме собственного тела и тела другого субъекта.  Уточнять и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «вверху», «внизу», стимулировать развитие пространственного восприятия, координацию движений, формировать ориентировку в пространственном расположении предметов.

Развивать познавательные интересы, активизировать мыслительную деятельность в процессе реализации программы. Учить ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка.

Помощь в адаптации

Способствовать созданию благоприятного эмоционально психологического климата в группе;

Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их родителей в образовательном пространстве.

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются)

  • Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Обучение детей ориентировке в схеме собственного тела,

Обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве (знакомого и незнакомого помещения),

Обучение восприятию пространственных отношений между предметами,

Обучение ориентировке на листе бумаги,

Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,

Оормирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря

Каждое занятие включает в себя дидактические игры, упражнения, доступные ребенку по содержанию, периодически происходит смена видов деятельности, минуты отдыха и психологической разгрузки. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество (задания меняются, дополняются); виды заданий, составляющих занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов ребенка.

Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

День недели

Время

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Психолого-педагогическое сопровождение

36 занятий (учебных часов) в год

Психолог:

                                         

Планирование психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ на год

Направление работы

Название

Цель

Дата

Сентябрь

1

Диагностика 1

1.Беседа, знакомство.

2.Диагностика познавательной деятельности.

(Методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой.)

Получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. 

7.09.22

2

Углубленная диагностика

Тест тревожности  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цветовой тест эмоциональных состояний

«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»

 Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии».

Определение мест неисправностей, выявления их причин и характера

14.09.22

3

  • Помощь в адаптации
  1. Упражнение «Божья коровка»
  2. «Обнималки» - телесная терапия
  3. «Бабочка» - релаксационное упражнение

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

21.09.22

4

Помощь в адаптации

Упражнение «Мыльные пузыри»

«Ласковое имя», «Ладонь на  ладонь»

игровая деятельность с игрушками

«Улыбка»

Снятие эмоционального напряжения и агрессии.

Снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы.

28.09.22

Консультирование родителей и воспитателей

Групповая беседа «Специализированная группа для детей с ОВЗ»

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и особых образовательных потребностях ребенка

По необходимости/

1 раз в неделю

Октябрь

5

Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.  

-раскрытие творческого, эмоционально-нравственного, интеллектуального потенциала;

-развитие   навыков   межличностного   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми.

5.10.22

6

Развитие компетенций коммуникативной сферы

Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика. 

Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности ребенка.

12.10.22

7

Развитие компетенций коммуникативной сферы

Упражнения на развитие мимических движений;

Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов;

Развитие   навыков   межличностного   взаимодействия   со сверстниками и взрослыми.

19.10.22

8

Развитие компетенций коммуникативной сферы

Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.

Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме;

26.10.22

Консультирование родителей и воспитателей

Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей  и ребенка

Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

По необходимости/

1 раз в неделю

Ноябрь

9

Коррекция компетенций коммуникативной сферы

Упражнения на развитие мимических движений;

Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов;

Игры по обучению выразительным движениям;

 Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия;

2.11.22

10

Развитие произвольной регуляции деятельности

Упражнения на развитие произвольной регуляции

«Раскрась фигуры»

«Копирование образца»

Развитие способностей произвольной психической регуляции деятельности детей дошкольного возраста

9.11.22

11

Развитие произвольной регуляции деятельности

Упражнения на развитие произвольной регуляции

«Найди такой же предмет»

«Рисую палочки»

«Расставить знаки»

  • Формирование способности к планированию и программированию действий;
  • развитие умения  сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно

определяющему способ действия

16.11.22

12

Развитие произвольной регуляции деятельности

Упражнения на развитие произвольной регуляции

«Послушай тишину»

«Костер»

«Найди такой же предмет»

  • Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований;
  • развитие умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в   устной форме

23.11.22

13

Развитие произвольной регуляции деятельности

Упражнения на развитие произвольной регуляции

«Палочки и крестики»

Методика «Домик».

Методика «Узор»

Развитие умения самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу

30.11.22

Консультирование родителей и воспитателей

Повышение активности родителей, преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и воспитателя

Просвещение родителей по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

По необходимости/

1 раз в неделю

Декабрь

14

Диагностика 2

Диагностика познавательной деятельности.

(Методики Е. А. Стребелевой и Е. А. Екжановой.)

Тест тревожности  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цветовой тест эмоциональных состояний

Отслеживание динамики работы с воспитанником ОВЗ, ЗПР

7.12.22

15

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие умения выражать различные эмоции;

Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера;

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций.

14.12.22

16

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений;

Снятие страхов, тревоги.

Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать).

21.12.22

17

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

Загадки на решение различных конфликтных ситуаций;

 Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия;

28.12.22

Консультирование родителей и воспитателей

Дни творчества детей и их родителей; открытые занятия

Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования,развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

По необходимости/

1 раз в неделю

Январь

18

Развитие пространственно-временных представлений

Вводная беседа.

Упражнение «Определи местоположение…».

Упражнение «Соотнеси событие со временем».

Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,

-формирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря

11.01.23

19

Формирование  элементов учебного поведения

Классификация

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

 Исключение лишнего

 Прохождение лабиринтов

Выявить содержание универсальных учебных действия,  определить условия и виды заданий для формирования универсальных учебных действ

18.01.23

20

Формирование  элементов учебного поведения

«Коррекционная ритмика»

Ознакомление с окружающим миром

«Развитие элементарных математических представлений»

Способствовать общему развитию психического развития, коррекции их психофизического развития,

Создать благоприятные условия для развития

25.01.23

Консультирование родителей и воспитателей

Повышение активности родителей, преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и воспитателя

Просвещение родителей по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

По необходимости/

1 раз в неделю

Февраль

21

Развитие компетенций эмоциональной сферы

Упражнения на развитие мимических движений;

Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов;

Игры по обучению выразительным движениям;

Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме

1.02.23

22

Развитие компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие умения выражать различные эмоции;

Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера;

Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать).

8.02.23

23

Развитие компетенций эмоциональной сферы

Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

Самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний

 Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия;

15.02.23

24

Развитие компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений;

Снятие страхов, тревоги.

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций.

22.02.23

Консультирование родителей и воспитателей

Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей  и ребенка

Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования,развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

Март

25

Коррекция коммуникативных и социальных навыков.

Игры на развитие умения выражать различные эмоции;

Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера;

Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать).

1.03.23

26

Коррекция коммуникативных и социальных навыков.

Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений;

Снятие страхов, тревоги.

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций.

15.03.23

27

Коррекция коммуникативных и социальных навыков.

Упражнения на развитие мимических движений;

Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов;

Игры по обучению выразительным движениям;

Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме;

22.03.23

28

Коррекция коммуникативных и социальных навыков.

Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

Загадки на решение различных конфликтных ситуаций;

 Умение анализировать, оценивать, классифицировать, сравнивать, обобщать, прогнозировать собственное и чужое поведение и его последствия;

29.03.23

Консультирование родителей и воспитателей

Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей  и ребенка

Просвещение родителей по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

По необходимости/

1 раз в неделю

Апрель

29

Коррекция  произвольной регуляции деятельности

Упражнения на развитие произвольной регуляции

«Палочки и крестики»

Методика «Домик»

Методика «Узор»

обучение детей ориентировке в схеме собственного тела,

-обучение восприятию местоположения и удаленности предметов в пространстве (знакомого и незнакомого помещения)

5.04.23

30

Коррекция  произвольной регуляции деятельности

Методика «Графический диктант».

Методика «Рисование по точкам»

Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,

12.04.23

31

Коррекция  произвольной регуляции деятельности

Упражнение «Свеча»

«Умение управлять собой»

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Обучение освоению ребенком правильного использования и понимания пространственных предлогов, сложных речевых конструкций,

19.04.23

32

Коррекция  произвольной регуляции деятельности

Упражнения на развитие произвольной регуляции

«Раскрась фигуры»

«Копирование образца»

Оормирование знаний об окружающем ребенка; расширение и активизация словаря

26.04.23

Консультирование родителей и воспитателей

Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, помощь в организации и проведении совместного досуга родителей  и ребенка

Обеспечение единства деятельности ДО и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

По необходимости/

1 раз в неделю

Май

33

Диагностика 3

Тест тревожности  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цветовой тест эмоциональных состояний

«Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»

 Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии».

Отслеживание динамики проделанной работы

3.05.23

34

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Упражнения на развитие мимических движений;

Игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики и жестов;

Игры по обучению выразительным движениям;

Формирование личности, способной к самопознанию, имеющей самосознание и умение сознательно регулировать свое поведение, а также взаимодействовать в реальном социуме

10.05.23

35

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие умения выражать различные эмоции;

Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера

Формирование целостной картины мира, обеспечивающей решение проблем в широком круге неопределенных ситуаций, саморазвитие личности ребенка.

17.05.23

36

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений;

Снятие страхов, тревоги.

Тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга (тренировка точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других людей, учится сопереживать).

24.05.23

37

Коррекция компетенций эмоциональной сферы

Игры на развитие умения выражать различные эмоции;

Игры и этюды на выражение и сопоставление различных черт характера;

Релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов «Лимон»

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций.

31.05.23

Консультирование родителей и воспитателей

Дни творчества детей и их родителей; открытые занятия

Просвещение родителей по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

По необходимости/

1 раз в неделю

Июнь

Повторение и закрепление пройденного материала

Дидактические игры, упражнения, релаксации

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, гармонизация эмоционально-волевой сферы, развитие социального доверия

По расписанию д\с

Июль

Повторение и закрепление пройденного материала

Дидактические игры, упражнения, релаксации

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, гармонизация эмоционально-волевой сферы, развитие социального доверия

По расписанию д\с

Август

Повторение и закрепление пройденного материала

Дидактические игры, упражнения, релаксации

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, гармонизация эмоционально-волевой сферы, развитие социального доверия

По расписанию д\с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая ситуация. Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка».

ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино» ЮВОУО г. МоскваБобрышова Елена Ивановна педагог-психолог.Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка». Была разработана  в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника...

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)...