Картотека игр для родителей "Общаемся позитивно"
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Губер Татьяна Васильевна

Родители могут использовать игры на развитие умения взаимодействовать со сверстниками в соответствии с возрастом ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_obshchenie_rek_rodit.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Сформированность эффективных коммуникативных навыков, является одним из критериев готовности ребенка к школе. От того как он умеет общаться зависит его дальнейшая учеба, т.е. взаимоотношения со сверстниками и с учителем.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности. Вашему вниманию предлагается несколько игр на развитие эффективных навыков общения, которые вы могут выполняться как в группе, так и дома.

1. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ        

Цель        Развитие внимания и наблюдательности, необходимые для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

2, ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ

Цель        Прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу; затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами); затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После этого у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

3. ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА        

Цель        Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

4. РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ        

Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.

  • Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.
  • Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.

  • Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?
  • Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

Страничка психолога

Игры для детей II младшей группы.

 Не все дети в наше время умеют общаться со сверстниками тактично, не споря и не дерясь. Общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как инициатива, свобода (независимость), позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций. Необходимо учитывать и  отношение родителей к успеху и неуспеху ребенка в различных творческих или в других областях, что способствует формированию у ребенка самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности. Задача родителей и воспитателей вовремя увидеть и скорректировать то или иное поведение ребенка в лучшую сторону. Для этого Вам предлагается несколько упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые могут выполнять как воспитатели, в группе, так и родители с детьми – дома.

Игры на общение:

1.Упражнение «Ласковое имя».

Цель: воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Ход игры: Дети встают в круг и передавая мяч (сердечко, сшитое из ткани), называют друг друга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша.  

2.Игра «Волшебные заросли».

Цель: снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

Ход игры: каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями»- всеми остальными участниками.

«Водоросли понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить его, а могут и не пропустить, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались, а когда нет?

3.Пантомимические этюды.

Цель: развитие способности общаться с помощью пантомимики.

Ход игры: Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:

  • маленькая девочка в хорошем настроении;
  • старик;
  • взрослая девушка;
  • ребенок, который учиться ходить;
  • уставший мужчина.

4. «Поможем поэту закончить строчку»

Цель: усвоение слов вежливости, необходимых для общения с другими людьми.

Ход игры: Ведущий читает:

Растет даже маленькая глыба от слова теплого….(спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…..(добрый день)

Если тебя бранят за шалости, надо сказать …..(простите пожалуйста)

Где бы мы ни были, всегда на прощанье говорим…..(до свиданья)


Уважаемые родители!

Общение со сверстниками, ребенка 4-5 лет, становится все более привлекательным, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки еще остается взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере коммуникативной деятельности со сверстниками.

В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая о товарище. Позже ребенок начинает видеть и особенности сверстника. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает потребность в признании и уважении ровесника.

Игры на развитие коммуникативных способностей.

  1. «Подарок на всех» (цветик-семицветик).

Материал: цветок с 7 лепестками.

Цель: развитие чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Ход игры: Детям дается задание: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывает желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

  1. «Интонация».

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ход игры: Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):

  • Пойдем играть.
  • Дай мне игрушку и др.
  1. «Ролевое проигрывание ситуаций».

Цель: Проработка и применение «волшебных» средств понимания, развитие эмпатии.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь: плачущему ребенку, он потерял мячик, мама пришла с работы, она очень устала, ваш друг плачет, его поругали.

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

  1. «У меня зазвонил телефон».

Цель: учить детей строить текст-рассуждение, активизировать употребление «вежливых» слов.

Материал: 2 телефонных аппарата.

Ход игры: напомнить детям рассказ Н.Носова «Телефон» чтением отрывка (диалога). Предложить детям самим построить диалог, разговор по телефону.

После этого задать вопрос: почему получился или не получился тот или иной разговор?

Уважаемые родители!

В возрасте 2-3 лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, Что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:   

 - дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

 - чутко отзываются на любое действие сверстника;

 Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом. 

Предложенные игры направлены на развитие навыков  общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом формирование положительного отношения к сверстникам. Играть можно как в группе, так и неформальной обстановке в кругу сверстников.

1.Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.

2.Игра «Кто пришёл к нам в гости?»

Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришёл, какие у него глазки, как красиво он двигается и т. п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

3.Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка… (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка и тоже «жалеют птичку».

4.Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машина-кубики).

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

 

Уважаемые родители!

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста (5-6 лет) нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

1.Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

2.Игра-ситуация

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Содержание. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

3.Замри

Цель:  игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

4.Цифры

Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками

Представлена картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками...

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.Возраст: 3...

Картотека игр для формирования позитивной самооценки ребенка и снижения уровня тревожности.

Систематизированный набор игр, позволяющий формировать позитивную самооценку и снижать высокий уровень тревожности  у детей....

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстникамиЕсли «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы &mdash...

Картотека игр на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Картотека игр на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками...

картотека игр для дошкольников направленная на формирование позитивного общения

Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками...

Картотека игр, направленныx на формирование позитивного общения дошкольников

Сплочённый детский коллектив – необходимое условие для развития коммуникативных навыков ребёнка, культуры общения, формирования самостоятельности. От того, как складываются отношения со сверстни...